Здавалка
Главная | Обратная связь

Северная война 1700–1721 гг.



Александр Чернышев

Великие сражения русского парусного флота

 

Предисловие

 

История российского регулярного военно-морского флота началась 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала указ, в котором постановила: «Морским судам быть».

Своеобразие создания российского регулярного военного флота состояло в том, что его строительство было вызвано необходимостью обеспечить России выходы к морям, без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

Более чем трехсотлетнюю историю российского флота можно разделить на две равные части. С момента своего основания и до Крымской войны 1853–1856 российский флот был парусным, гребным, деревянным.

Это были годы, когда Россия боролась за выходы к морям — Балтийскому, Азовскому, Черному, Тихому океану и расширяла свои владения на Каспии.

Начав создавать свой флот на столетия позже других европейских стран, Россия уже к концу Северной войны имела один из сильнейших флотов в Европе и развитую судостроительную промышленность. К концу XVIII в. Россия утверждается на берегах Азовского и Черного морей и в Крыму.

Наши соседи на севере и юге неоднократно стремились вернуть отвоеванные Россией территории. Да и ведущие европейские страны не желали ее усиления, видя в Российской империи могучего соперника. Отстаивая свои интересы, России приходилось вести многочисленные войны, иногда одновременно с различными противниками на разных театрах. Российский военно-морской флот активно участвовал почти во всех войнах, а в некоторых он сыграл решающую роль.

На эпоху парусного флота приходятся наиболее яркие морские победы, прославившие Россию. Сражения Гангутское, Чесменское, у Тендры, при Калиакрии, Гогландское, Красногорское, Афонское, Наваринское, Синопское изменяли ход войн.

Гребной флот оказывал активное содействие сухопутным армиям, действовавшим на приморских флангах, в шхерах и на реках. Суда гребного флота участвовали в боях под Кинбурном, Очаковом, Або, в штурмах Измаила, Тульчи, Браилова и других крепостей.

Именно такие победы прославили русский флот. Но были в его истории и другие сражения, не такие громкие, но и не менее ожесточенные и кровопролитные.

Решающей была роль флота при взятии приморских крепостей противника — Азова, Анапы, Мемеля, Данцига, Кольберга и др., а также обороне своих баз — Кронштадта, Севастополя, Ревеля, Свеаборга, Петропавловска. Флот высадил большое количество десантов на побережье Финского залива, на берега Швеции, на острова Архипелага, западный (румелийский) берег Черного моря и Кавказское побережье.

Целый ряд блистательных побед русский парусный флот одержал вдали от своих берегов, находясь в водах противника — Средиземном и Эгейском морях. Неоднократно русский флот осуществлял блокаду Дарданелл, при этом почти полностью прекращая подвоз продовольствия в Константинополь, вызывая голодные бунты.

Большинство побед русские моряки одержали над численно и качественно превосходящим противником. В VIII в. турецкие и шведские корабли превосходили русские по скорости хода и вооружению. Но русский флот превосходил противника искусством флотоводцев, мастерством и решительностью офицеров, мужеством и выучкой матросов.

Если в первые годы существования русского флота большинство флагманов, командиров кораблей, офицеров и даже матросов были иностранцы, приглашенные Петром I, то уже спустя десятилетия Россия имела плеяду выдающихся флотоводцев: Петр Великий, Ф.М. Апраксин, А.Г. Спиридов, С.К. Грейг, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, A.C. Грейг, Л.П. Гейден, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов.

Русский флот был не только надежным защитником своей Родины, но и неоднократно выступал в роли гаранта мира и стабильности в Европе. Иногда только присутствие его в районе конфликта сдерживало военные действия, например Вооруженный нейтралитет 1779–1783 гг., экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833-го и экспедиция Балтийского флота в датские воды в 1848–1850 гг.

Корабли под Андреевским флагом совершили немало дальних и кругосветных плаваний, открывая новые земли. В первой половине XVIII в. русские моряки совершают открытия в Северной части Тихого океана, затем Великая Северная экспедиция исследовала морские берега Сибири. Во второй половине XVIII в. осваиваются Алеутские и Курильские острова и Русская Америка. Первая половина XIX века вошла в историю мореплавания как эпоха русских географических исследований Мирового океана, совершаются кругосветные плавания русских кораблей.

Конечно, былр в истории русского парусного флота и темные страницы: немногочисленные случаи, когда перед лицом превосходящих сил противника приходилось отходить, оставляя «поле боя», и даже единичные случаи сдачи кораблей противнику. Иногда по воле самодержцев и политиков вчерашние враги в одночасье становились союзниками, а взятые флотом или с его участием крепости и территории возвращались бывшему противнику.

Были периоды, когда российский парусный флот постепенно приходил в упадок, корабли старели, новых строили мало, практические плавания и учения проводились нерегулярно, средства на самые необходимые расходы флоту не выделялись. Но даже в эти периоды русский флот с честью выполнял поставленные задачи — содействуя армии и не допуская флот противника к своим берегам За периодами упадка следовали периоды нового расцвета русского флота.

В 1840-х годах российский парусный флот достиг своего высшего расцвета. По качеству кораблей и их вооружения, выучке экипажей он занимал одно из ведущих мест в мире. Однако время парусного флота уже прошло, и это показала Крымская война.

Наступила эпоха парового, броненосного, а затем и ядерного ракетного флота. Безусловно, и в этот период истории флота русские моряки от адмиралов до матросов старались с честью выполнить свой долг по защите Родины. Они мужественно сражались в русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах и различных военных конфликтах.

Но, к сожалению, таких ярких побед, как в эпоху парусного флота, в войнах XX в. ни российский, ни советский флоты не одерживали. И если первая дальняя экспедиция русского парусного флота в воды противника завершилась Чесмой, то единственное сражение русского броненосного флота вдали от родных берегов завершилось Цусимской трагедией.

Да и среди адмиралов, командовавших флотами и эскадрами со второй половины XIX в., не было таких выдающихся флотоводцев, какие прославили Россию в эпоху парусного флота.

В данном томе описаны действия русского флота в войнах, где были одержаны выдающиеся победы, а также в войнах, где флот не одерживал таких громких побед, но с честью выполнил возложенные на него задачи.

Все даты даны по старому стилю.

 

Северная война 1700–1721 гг.

 

Почти четверть века длилась Северная война России со Швецией за выход к Балтийскому морю, за возвращение исконных русских земель, захваченных шведами в конце XVI — начале XVII вв.

Швеция располагала первоклассными по тому времени армией и флотом В начале войны военно-морской флот Швеции имел в своем составе 42 линейных корабля и 12 фрегатов с экипажами в 13 тыс моряков. Россия же, начиная борьбу за выход к морю, флота на Балтике не имела.

Петр I в 1699 году заключил союз с Польшей и Данией. В случае поражения Швеции Россия должна была получить ранее принадлежавшие ей владения у Финского залива (Карелию и Ижорскую землю), Польша рассчитывала приобрести Лифляндию и Эстляндию, Дания — Голштинию.

19 августа 1700 г. Петр объявил войну Швеции. Но начало войны обмануло ожидания Петра. Антишведская коалиция сразу же стала терпеть неудачи: датчане, разбитые Карлом XII, поспешили заключить с ним мир; польские войска были вынуждены оставить Лифляндию, а русская армия, осаждавшая Нарву, была разбита наголову и потеряла всю свою артиллерию.

Блестящие победы в начале войны убедили Карла в бессилии его врагов, и он, не обращая должного внимания на Россию, в продолжение нескольких лет дал возможность Петру собраться с силами и, после ряда сравнительно мелких успехов, настолько твердо укрепился в устьях Невы, что здесь русские уже могли победоносно отразить нападения значительных морских и сухопутных неприятельских сил.

Первое морское нападение шведы предприняли в июне 1701 г. у Архангельска на Двинское устье, куда прибыла эскадра в составе семи судов. Монастырский «служник» Иван Рябов и переводчик Дмитрий Борисов, захваченные шведами для проводки судов к Архангельску, решились погибнуть для спасения родины, и оба передовых судна, шняву и гальот, поставили на мель, под пушки только что построенной крепости. После тринадцатичасовой перестрелки оба судна были взяты подошедшим на лодках отрядом солдат а самоотверженные герои: Борисов убит, а Рябов притворился мертвым и потом добрался вплавь до берега. Опасения нового нападения на Архангельск заставили самого Петра в 1702 г. вновь посетить этот город, но, к счастью, шведы у Архангельска более уже не появлялись.

Успешные действия армии под командованием Б.П. Шереметева в 1702 г. дали русским возможность утвердиться в Ингрии и приступить к очищению Ладожского и Чудского озер, где крейсировали мелкие шведские военные суда. Здесь, как нередко случалось и впоследствии, недостаток сил вознагражден был отчаянной храбростью русских солдат, которые 15 июня на Ладожском озере, на соймах и карбасах, под начальством полковника Островского, смело напали на шесть судов флотилии шведского адмирала Г. фон Нуммерса, имевших каждое от 5 до 14 пушек, и обратили их в бегство. При другом, подобном же нападении, произошедшем 27 августа под командованием полковника Тыртова, Г. фон Нуммерс уже потерял несколько судов с 300 человек экипажа и окончательно ушел в Выборг, оставив Ладожское озеро во власти русских. На Чудском озере на судах, построенных на скорую руку, солдаты, под начальством полковника Ф.С. Толбухина, 31 мая также уничтожили неприятельский отряд, состоявший из четырех яхт и нескольких мелких судов, из которых три яхты и все мелкие суда взяты с бою (одно абордажем), а одна яхта взорвана самими шведами.

После того как Ладожское озеро было «очищено» от неприятеля, русские приступили к завладению Невою. Подойдя с армией к сильно вооруженной, стоявшей на острове в истоке Невы крепости Нотебургу (древнему Орешку), Б.П. Шереметев занял войсками оба берега реки и, перетащив по трехверстной просеке 50 лодок из Ладожского озера в Неву, отрезал гарнизон крепости от помощи, которая могла быть оказана ему с моря. После десятидневной осады и кровопролитного приступа 11 октября 1702 г. Нотебург сдался и был переименован Петром в Шлиссельбург, «Ключ-город», в ознаменование открытия через него выхода в море.

В мае 1703 г взята была и другая крепость — Ниеншанц (древняя Новая крепость), стоявшая при впадении в Неву реки Охты.

Но незадолго до этого отряд Преображенского полка, вышедший на лодках в устье Невы под начальством бомбардирского капитана Петра Михайлова, напал на два шведских судна, стоявших против нынешнего Екатерингофа, и взял их на абордаж. Главным героем этой победы был сам Петр, находившийся во главе атакующих. Взяты были 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечная шнява «Астрильд». Помощником Петра при этой победе был Преображенский поручик Александр Данилович Меншиков.

 

 

Взятие шведских судов «Гедан» и «Астрильд» в мае 1703 г. в устье Невы

 

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, Петр в устьях ее, на острове Янни-Сари (Заячьем), заложил 16 мая 1703 года земляную крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург.

Готовясь к завладению берегами Финского залива, Петр еще в 1702 году заложил на реке Сясь верфь и начал на ней постройку 6 фрегатов, а в следующем 1703 году основал, под названием Олонецкой, новую верфь на реке Свирь, в Лодейном Поле, где также началось интенсивное строительство разных судов. Летом 1703 года один из новопостроенных там фрегатов «Штандарт» сам Петр провел в Петербург.

Чтобы обезопасить свой новый город от нападений шведского флота, Петр, воспользовавшись уходом в Выборг шведской эскадры, прибыл на остров Ретуссари (Котлин), лежащий в 25 верстах от устьев Невы, и, осмотрев местность, нашел с южной стороны острова единственный удобный для больших судов проход с моря. На мели, лежащей близ этого прохода, он приказал построить сильную крепость, названную им Кроншлотом. Модель крепости сделана была самим Петром, а постройкой руководил А.Д. Меншиков. Кроншлот был окончен к весне 1703 года и стал надежной защитой нового города от неприятельского нападения со стороны моря.

Так как Петербург, лежащий на берегах глубокой реки близ самого моря, сравнительно с отдаленной от моря Олонецкою верфью, представлял для кораблестроения несомненные выгоды, то Петр в 1704 г. приступил к сооружению на левом берегу Невы обширного адмиралтейства, не прекращая, однако, судостроения в Лодейном Поле, на р. Луге и в Новой Ладоге.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.