А. Адлер: концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей: 1) управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес); 2) берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес); 3) избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес); 4) социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом). Цели работы с клиентом 1. Снижение чувства неполноценности. 2. Развитие социального интереса. 3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели. Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47] I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание. II. Анализ личностной динамики 1. Цели жизни: В чем Вы видите свое предназначение? Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь? 2. Анализ семейного созвездия: Как Ваш отец относился к детям? Кто был любимым ребенком в семье? В каких отношениях Вы были с отцом и матерью? Каким ребенком Вы были? 3. Анализ ранних воспоминаний: Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений. Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни. Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник - наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях. 4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий. 5. Приоритеты, приоритетные ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым. Клиента просят рассказать о своем обычном дне: что он делает; как он себя при этом чувствует; что он думает; чего избегает под любым предлогом; какие чувства вызывает у других. Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его! 6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»; неосуществимые цели«Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»; отрицание собственной основополагающей ценности — «Я конченый человек»; мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой». III. Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания. IV. Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию. V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы: 1. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий. 2. «Если бы ...» Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось. 3. Постановка целей и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении. 4. «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя. 5. «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться. 6. «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|