Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа с клиентом, жалующимся на недостаток смысла в жизни в рамках экзистенциального подхода. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии Виктора Франкла



Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия.

Цель логотерапии - помочь клиентам найти смысл в жизни.

Этапы и методы работы

I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.

II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы:

1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.

2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).

Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».

3. Использование сравнений:

Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.

Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.

III. Фокусирование на поисках смысла:

1. Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла:

До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» их жизни.

Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл.

Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла.

2. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла.

3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.

4. Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?

5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл.

6. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.

7. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности.

Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии:

1. Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.

2. Дерефлексия — техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.