Здавалка
Главная | Обратная связь

Тренинг ассертивности и репетиции поведения как методы оказания помощи в рамках поведенческой модели



Репетиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы. Морено — при проведении репетиции поведения консультанта побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) работа с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам возможности потренироваться адекватно, реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в формировании поведения клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, определенное когнитивное воздействие.

Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют свои ми интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны.

При формировании поведенческой оценки, с использованием специального вопросника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности.

На следующей стадии главное — поддержать мотивацию клиентов относительно метода репетиции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения религиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уверенности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они ста нут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цельными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отвержние всегда связано с психологическими потерями).

В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы определить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении желания назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обдумывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассертивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им, формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются, уместны ми консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассер-тивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых по степенно повышается.

Четвертая стадия — это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) подчеркивают, что при прове дении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи. Еще раз подчеркну, что большое значение имеет правильный выбор времени для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция поведения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отр цательные и положительные последствия тренинга ассертивности.

Пятая стадия — применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жизни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.

Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при групповой работе с клиентами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.