Здавалка
Главная | Обратная связь

Отношение к советам в психологическом консультировании



Ю.Е. Алешина формулирует этот принцип строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:

- гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема;

- советуя, консультант берет на себя ответственность за про­исходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему;

- любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.

В дополнение к этому В.В. Столин выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирования следующие аргументы:

До прихода в психологическую консультацию клиент имел гораздо более времени для рационального осмысления своей ситуации, чем имеет психолог; на этом фоне совет психолога чаще всего будет выглядеть как скороспелый.

Хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно бояться именно прямых советов, ведь принять такой совет — значит в какой-то степе­ни признать себя некомпетентным в собственной жизни.

Однако другие авторы полагают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так А.Ф. Копьев считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет может выступать здесь в роли:

■поддержки, сочувствия клиенту;

■ наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравственных норм;

■ индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.

Н.В. Самоукина полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если:

■ клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения;

■ клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, рецепт;

■ если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».

Ошибкой Н.В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет, поскольку совет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрывается движение клиента по пути к самому себе. Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживаться от совета.

Таким образом, мы видим, что психологи-консультанты пытаются в той или иной форме ограничивать себя от дачи советов если все-таки приходится их давать, то они делают это сознательно, отслеживая психологический смысл данного консультативного действия и соизмеряя его результаты со своими консультативными целями. Они имеют четкое представление о желательных и нежелательных последствиях советов в психологическом консультировании и регулируют свою деятель­ность по даче советов в соответствии с этими представлениями и последствиями советов в каждом конкретном консультативном случае. Это мы и называем осторожным отношением к советам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.