Спрос и предложение. Рыночное равновесие, индивидуальный и рыночный спрос.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Спрос и предложение (а также цена) являются основными элементами рыночного механизма. Спрос (D) – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса (Q) – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Цена спроса (Р) – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги. На величину спроса влияет огромное количество факторов: использование рекламы, мода и вкусы, ожидания потребителей, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи и т.д. Кривая спроса График изменения спроса где — Цена, — Объем спроса, — Кривая спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Закон спроса не действует в трех случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; для некоторых редких и дорогостоящих товаров; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Спрос эластичный – уменьшается или увеличивается при изменении цены на товар или доходов населения (спрос на автомобили, электробытовые товары и т.д.); Спрос неэластичный – остается неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар (спрос на товары, обеспечивающие жизнедеятельность человека — товары потребительской корзины). По степени удовлетворения различают: реальный спрос (размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях), удовлетворенный и неудовлетворенный. Формирующийся спрос — это спрос на новые и малоизвестные товары и услуги. Потенциальный спрос — потенциально возможный объем спроса покупателей данного торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товара. Совокупный спрос – это реальный объем товаров, который потребители готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть приравнен к емкости рынка. Предложение – количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Основные факторы предложения: цена данного товара; затраты производителей; налоги; количество производителей; природные условия и т.д. Закон предложения: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Предложение может изменяться не только под влиянием ценовых факторов, но и вследствие других причин: изменения издержек производства в результате технических нововведений; изменения источников ресурсов, налоговой политики; выхода на рынок новых производителей или импортеров, увеличивающих предложение вне зависимости от цен; действия природных и политических факторов и т.д. Кривая предложения График изменения предложения где Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель, Р – цена, S — предложение. Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|