Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственное регулирование валютного курса



Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интер-венции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка — повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация — повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую» .

Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся — доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы.

Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это — не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.

Валютная политика — это один из главных сегментов экономической и внешнеэкономической политики государства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[1].

62. платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь,резидент — это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.
1. Неравномерность экономического и политического развития капитализма. В эпоху империализма усиливается борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Научно-техническая революция, рост механизации и интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми капиталистическими странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Это обостряет межимпериалистическую конкуренцию.
2. Рост заграничных государственных расходов. Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливает постоянное увеличение этих расходов.
Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер.
3. Милитаризация экономики и гонка вооружений. Основная масса государственных расходов за границей предназначена на военные цели (в США — до 80%), содержание войск и баз в различных районах мира. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно использовать для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Одновременно программа вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров и многих видов сырья (нефть, каучук, цветные металлы) сверх нормальных потребностей мирного времени. Постоянной и крупной статьей платежного баланса большинства империалистических государств стали заграничные военные расходы в связи с содержанием военных баз и вооруженных сил а рубежом и ведением войн против национально-освободительного Движения. Громадных размеров достигли внешние военные расходы США (в среднем ежегодно 3,2 млрд. долл.) и субсидии (1,8 млрд. долл.) странам, находящимся в той или иной степени зависимости от главной империалистической державы. Содержание войск только в Западной Европе вызвало расходы по платежному балансу США в размере 1,5 млрд. долл. в год. С целью компенсации этих расходов США заключили соглашения со странами — членами НАТО и Японией об их валютном возмещении, что явилось дополнительным источником межимпериалистических противоречий. Создание военных блоков под эгидой США после второй мировой войны привело к росту заграничных военных расходов стран Западной Европы и ухудшению состояния их платежных балансов.
4. Расширение масштабов вывоза капитала. В условиях империализма вывоз капитала стал типичной формой международных экономических связей. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что, с одной стороны, он образует его пассив, но, с другой стороны, служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный промежуток времени.
Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.— 53 млрд., то в 1957 г. — 101 млрд., в 1974 г.— 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946—1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 —1973 гг. — 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период.
Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых пойдет на оплату займа и процентов. Они также могут способствовать уменьшению товарного импорта страны-должника.
5. Изменения в условиях международной торговли. На состояние платежного баланса влияют соотношение между экспортом и импортом товаров, цены, разрыв в сроках международных расчетов.
Продажа товаров в кредит, особенно на длительный срок, ведет к росту экспорта. Она отражается в торговой статистике, но не влечет немедленного поступления иностранной валюты. Рост удельного веса машин и оборудования во внешней торговле, которые обычно поставляются в кредит, еще более нарушает связь между торговым балансом и движением валютных поступлений.
Валютный кризис ухудшает условия мировой торговли. В ожидании девальвации происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, так как они проигрывают на снижении курса национальной валюты, затрачивая большие суммы на приобретение подорожавшей иностранной валюты. Экспортеры, напротив, задерживают получение или перевод вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.
6. Инфляция. Обесценение денег отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.
Платежный баланс империалистических и развивающихся стран. Капиталистические страны делятся на горстку промышлен-но развитых стран, которые господствуют на рынках товаров и капиталов, и большинство экономически отсталых развивающихся государств. Это определяет резкую дифференциацию их платежных балансов.
В платежных балансах империалистических держав проценты и дивиденды по заграничным капиталовложениям служат крупной доходной статьей (например, в США в 1975 г. 52.2 млрд. долл.). Напротив, молодые государства несут значительные расходы по иностранным инвестициям и кредитам, что усугубляет тяжелое состояние их платежных балансов.
Традиционным фактором, ухудшавшим платежные балансы экономически отсталых стран, долгое время служил неэквивалентный обмен с империалистическими державами по внешней торговле. Этот экономический механизм ограбления угнетаемых народов заключался в завышении цен на товары промышленно развитых стран и занижении цен на сырье и продовольствие, вывозимые из колониальных и зависимых стран. Борьба молодых государств за экономическую независимость сопровождалась ломкой колониальной структуры цен, которая проявилась в повышении цен на нефть, энергоресурсы и некоторые виды сырья с конца 1973 г. Это вызвала ухудшение платежных балансов ряда промышленно развитых стран—импортеров нефти и улучшение платежных балансов нефтедобывающих развивающихся стран.
Валютные доходы членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) превышали 100 млрд. долл. ежегодно в 1974—1976 гг., а их официальные золотовалютные резервы в конце 1975 г. достигли 58 млрд. долл.
Однако состояние платежных балансов большинства развивающихся стран продолжает ухудшаться, что связано с экспортными трудностями, огромными потребностями в импорте машин, оборудования, знергоресурсов для развития экономики, а в отдельных странах — и продовольствия при неблагоприятном состоянии сельского хозяйства. В 60-х годах дефицит торгового баланса развивающихся стран превысил млрд. долл., в 70-х годах — 25—30 млрд. долл. (исключая нефтедобывающие. Растущая внешняя задолженность вызывает огромные ежегодные платежи развивающихся стран.

Методы государственного регулирования платежного баланса
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать:
1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранных кредитов и помощи, субсидирование национальных экспортеров;
2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта;
3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса;
4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках;
5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

63. Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйст-венных механизмов, принимающий форму межгосударствен-ных соглашений и согласованно регулируемый межгосудар-ственными органами.
Предпосылками интеграции являются следующие: ® близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; ® географическая близость, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
® общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.; ® демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны; ® «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с пе-реориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся за пределами интеграции, хотят подключиться к интеграционным процессам из-за опасения остаться за его пределами. К целям интеграции относятся следующие: ® использование преимуществ экономики масштаба. Интеграция способна обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба; ® создание благоприятной внешнеполитической среды; ® решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО; ® содействие структурной перестройке экономики; ® поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

64. 1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции

Если первая половина XX в. стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Международное разделение труда - это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.

Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы - на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок. ( Смотрите Приложение № 1)

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства - интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов…) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация - это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.

В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки - это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.