Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ



Реальный опыт становления и развития региональных экономических объединений позволил определить закономерности этого развития и общие требования к формированию механизма интеграционного взаимодействия их участников, призванного обеспечить выполнение главной задачи: устранение преград в перемещении товаров и факторов производства, а затем и постепенное формирование единого экономического пространства. Исторически и логически процесс образования и развития интеграционных объединений на уровне региона начался в послевоенный период развития мировой экономики.
Региональные группировки заметно различаются по степени зрелости, по уровню сращивания национальных экономик, характеру и глубине выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству интегрирующихся государств. В последнее время все более заметным явлением становится процесс постепенного подтягивания технико-экономического уровня менее развитых интегрирующихся государств к уровню более развитых.
При всех различиях региональных экономических группировок движущим мотивом их оформления является, скорее, извлечение наибольших выгод в области экономического и технологического сотрудничества и международной торговли, использование возможности трансформирования индивидуальных интересов в групповые с целью выступления единой силой в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке, а не торгово-экономическое «отгораживание» от окружающего мира или искусственное ограничение экономических связей с внешним миром и региональное самообеспечение.
Региональные и субрегиональные интеграционные процессы принимают сегодня очень разные формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз, предполагающий в будущем и политический союз. Интеграционные тенденции в разных регионах мира указывают на существование нескольких атрибутов, в частности:
разнообразие количества стран — членов интеграционных группировок;
дифференциация в уровнях развития и масштабах экономик в рамках интегрированного сообщества государств; свобода выбора степени и формы интеграции;
многообразие средств реализации интеграционной политики; институциональное своеобразие;
временной лаг при ликвидации пошлин и внешнеторговых барьеров.
Новые региональные соглашения существенно отличаются от прошлых. Они включают больше стран, у них более широкий спектр действий, и они принимают разные формы и, по сути, могут явиться примером возможности интеграции государств, на-ходящихся на разном уровне экономического развития. Таков опыт интеграции стран Севера, Юга, Востока и Запада. Принимая во внимание условия и степень развития стран в рамках региона, при интеграции можно применять разные ее формы.
Рассмотрим основные формы межгосударственного интегрирова-ния, различающиеся по глубине происходящих в них процессов.
Предынтеграционной формой регионального сотрудничества принято считать зону преференциальной торговли, при которой страны-участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. Эта форма как переходный этап присутствовала во многих интеграционных группировках.
Наиболее распространенной и простейшей формой международной интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ) — первичная форма интеграции. В ее рамках поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Так, соглашения предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений (причем по отношению к сельскохозяй-ственным товарам — ограничено).

Такой подход был при становлении ЕС, он актуален и сейчас в НАФТА и МЕРКОСУР. Соглашения о ЗСТ обычно предполагают взаимный мораторий на повышение пошлин (standstill). Крайние случаи, когда стороны могут увеличить таможенные тарифы или применить другие защитные меры, предусматриваются в соглашениях.
К положительной стороне таких соглашений можно отнести более предсказуемый характер торговой политики стран-участ- ниц. Причем взаимодействие этих стран, регулирование деятельности происходит без создания специальных наднациональных систем регулирования или принятия общих решений. Все решения принимаются в высших эшелонах власти стран-участниц.
Среди негативных моментов выделим тот факт, что с усилением конкуренции создается угроза для национальных производителей, что требует поддержки государства во избежание вытеснения их со своего же внутреннего рынка.
Таможенный союз (ТС) — следующая, более совершенная ступень международной экономической интеграции. В рамках этого объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Согласно ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен, что в свою очередь лает толчок к переориентировке ресурсов в потреблении и производстве.
Если внешний тариф на какой-либо товар, устанавливаемый в ТС, выше средневзвешенного, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, то странам-членам приходится отказываться от более дешевого внешнего источника в пользу более дорогих внутренних ресурсов. Такая мера может быть принята из стратегических соображений, чтобы уйти от внешней зависимости.
Если внешний тариф устанавливается ниже, то с учетом результирующих цен происходит переориентация внешней торговли стран-участниц на рынки третьих стран. Такие меры предпринимаются для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей.
Вообще, регулирование внешнего тарифа — хороший инструмент для развития внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями в пределах ТС.
Наличие в составе ТС крупных стран позволяет проще решать многие проблемы (например, ресурсное обеспечение). А умелое обращение с таможенным тарифом способно эффективно привлекать иностранные инвестиции.
Но в то же время ТС нуждается в регулирующих институтах. Наднациональные органы призваны решать вопросы координации, контроля деятельности внешней торговли и производства.
Интересно, что на этом этапе, хотя интеграция и происходит в валютно-финансовой области, она, скорее, играет второстепенную роль обслуживающего фактора. А такие локомотивные отрасли, как оборонная, отдельные направления энергетики, остаются вне сферы ТС.
Более сложной формой интеграционной стратегии является общий рынок (ОР) товаров, функционирующий на основе таможенного союза, но существенно дополненный согласованной отраслевой политикой. Для регулирования деятельности в рамках ОР создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств стран-участниц, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов.
Качественно более высокой формой интеграции является единый внутренний рынок (ЕВР), обеспечивающий не только свободное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. Перерастание ОР в ЕВР обусловлено не только экономическими, но и политическими факторами. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Этот этап реализован только в рамках Европейского Союза, что позволило ему перейти к высшей форме экономической интеграцииэкономическому и валютному союзу.

Экономический и валютный союзы (ЭВС) являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство ЭВС представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главная цель которых — создание единого экономического, валютно-финансового, правового, информационного и социокультурного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств- членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, ЭВС подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. По мере становления ЭВС в интегрирующихся государствах складываются предпосылки для реализации высшей ступени интеграции — политического союза.
Политический союз (ПС) является завершающей ступенью инте-грационного строительства и фактически подразумевает формирование федеративного государства. Страны-участницы переходят к общей внешней политике и единой политике безопасности, вводят единое гражданство и право граждан избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные (федеральные) органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан союза. По такому пути идет региональная интеграция в рамках Европейского Союза.
Эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции, но нетождественны самой интеграции. Некоторые из них возникли и широко использовались более чем за 100 лет до начала эпохи региональной интеграции. В то же время существование зон свободной торговли, таможенных союзов еще не означает, что степень реального сращивания национальных хозяйств, входящих в данное интеграционное объединение, непременно выше, чем между ними и хозяйствами стран, не входящих в него. Расчеты показывают, что совместное участие двух или нескольких стран в той или иной институциональной форме интеграции не всегда определяет действительную степень интеграции их национальных хозяйств.
Институционально оформленный интеграционный союз является лишь одним из элементов многоплановой работы, в процессе которой происходят переплетение и сращивание национальных хозяйственных комплексов. Та или иная форма межгосударственного соглашения может лишь конституировать объективно существующее, реальное стремление к интеграции. Если под институциональной структурой сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия на микроуровне, интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул

67. Понятие глобализации с экономической точки зрения представляет собой накопление структурных сдвигов и поэтапного формирования органически целого, взаимосвязанного и взаимозависимого всемирного хозяйства. Отдельные звенья всемирного хозяйства объединяются прочными финансовоэкономическими, производственнотехническими, информационными связями. То есть глобализация представляет собой более высокий этап интернационализации всех факторов производства, на котором система мировых экономических отношений пронизывает все национальные экономики.

Особую роль в процессе глобализации играет информация. В настоящее время передача финансовоэкономической информации осуществляется практически мгновенно. Сообщения об экономических возможностях и сделках быстро распространяются по всему миру. Для перемещения товаров и некоторых видов услуг пока еще требуется несколько дней и даже недель, информация же передается немедленно. Это особенно характерно для событий на фондовых биржах, валютных и товарных рынках, часто - для научных открытий и их использования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.