Методика на определение ведущей модальности
Модальность— форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то - кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Какая модальность для вас ведущая?
Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны.
- Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.
- Я долго помню то, что мне сказали.
- После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
- Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.
- Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
- Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
- Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
- Я иногда разговариваю сам с собой.
- Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.
- Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
- Я люблю танцевать.
- Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
- Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
- Я часто слушаю плеер.
- Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.
- Люблю рассматривать репродукции картин.
- Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
- Я люблю читать во время еды.
- Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
- Я не худой человек.
- Люблю потягиваться, разминаться.
- Я умею слушать собеседника.
- Обожаю смотреть фильмы.
- У меня хорошая память на лица.
- Люблю слушать шум дождя.
- Не люблю спать на слишком мягкой постели.
- Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.
- Много времени уделяю своему внешнему виду.
- Люблю массаж.
- В общественном транспорте я рассматриваю людей.
- Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
- Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.
- Не могу долго ездить на машине.
- Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
- Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
- В шуме не могу сосредоточиться.
- Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
- Не люблю синтетических тканей.
- Найти удобную обувь для меня очень сложно.
- От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.
Обработка результатов методики на определение ведущей модальности :
Визуал:1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42
Аудиал:2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38
Кинестетик:3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.
Интерпретация результатов:
Отличительные признаки
| Визуальный тип
|
Способ получения информации
| Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
|
Восприятие окружающего мира
| Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
|
На что обращают внимание при общении с людьми
| На лицо человека, его одежду и внешность
|
Речь
| Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей.
|
Движения глаз
| Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
|
Память
| Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.
|
43.
Отличительные признаки
| Аудиальный тип
|
Способ получения информации
| Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
|
Восприятие окружающего мира
| Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но толь-ко не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.
|
На что обращают внимание при общении с людьми
| На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.
|
Речь
| Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.
|
Движения глаз
| Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.
|
Память
| Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
|
Отличительные признаки
| Кинестетический тип
|
Способ получения информации
| Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении.
|
Восприятие окружающего мира
| Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться.
|
На что обращают внимание при общении с людьми
| На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.
|
Речь
| Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику.
|
Движения глаз
| Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону.
|
Память
| Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты.
|
5. Мотивация
"Мотивация к избеганию неудач"
Тест предложен Т. Элесом (или Т.Элерсом), позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.
1.
| смелый
| бдительный
| предприимчивый
|
2.
| кроткий
| робкий
| упрямый
|
3.
| осторожный
| решительный
| пессимистичный
|
4.
| непостоянный
| бесцеремонный
| внимательный
|
5.
| неумный
| трусливый
| недумающий
|
6.
| ловкий
| бойкий
| удалой
|
7.
| хладнокровный
| колеблющийся
| удалой
|
8.
| стремительный
| легкомысленный
| боязливый
|
9.
| незадумывающийся
| жеманный
| непредусмотрительный
|
10.
| оптимистичный
| добросовестный
| чуткий
|
11.
| меланхоличный
| сомневающийся
| неустойчивый
|
12.
| трусливый
| небрежный
| взволнованный
|
13.
| опрометчивый
| тихий
| боязливый
|
14.
| внимательный
| неблагоразумный
| смелый
|
15.
| рассудительный
| быстрый
| мужественный
|
16.
| предприимчивый
| осторожный
| предусмотрительный
|
17.
| взволнованный
| рассеянный
| робкий
|
18.
| малодушный
| неосторожный
| бесцеремонный
|
19.
| пугливый
| нерешительный
| нервный
|
20.
| исполнительный
| преданный
| нервный
|
21.
| предусмотрительный
| бойкий
| отчаянный
|
22.
| укрощенный
| безразличный
| небрежный
|
23.
| осторожный
| беззаботный
| терпеливый
|
24.
| разумный
| заботливый
| храбрый
|
25.
| предвидящий
| неустрашимый
| добросовестный
|
26.
| поспешный
| пугливый
| беззаботный
|
27.
| рассеянный
| опрометчивый
| пессимистичный
|
28.
| осмотрительный
| рассудительный
| предприимчивый
|
29.
| тихий
| неорганизованный
| боязливый
|
30.
| оптимистичный
| бдительный
| беззаботный
|
Ключ
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
6. Потребности
Тест “Потребности в достижениях”
Авторы: Е.Н. Прошицкая , С.С. Гриншпун
Инструкция:
Прочитайте высказывания, отметьте в листе ответов свое положительное отношение знаком “+” в графе, соответствующей номеру высказывания. Подсчитайте количество баллов.
Один “+” = 1 баллу.
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от упорного труда, чем от случая.
2. Если я лишусь любимого занятия, то моя жизнь будет скучной.
3. Для меня в любом деле важен конечный результат.
4. Обычно я настойчив в достижении своих целей.
5. По моему мнению, я легко переживаю неудачи и неприятности.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Деятельные люди мне нравятся больше, чем эмоциональные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать что-то новое.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о еде.
10. Мои родители считали меня талантливым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Обычно я довожу начатое дело до конца.
13. Решительность и инициативность важнее, чем кропотливая работа.
14. Лень, а не сомнение в успехе, вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
17. Я целеустремленный человек.
18. Когда все идет гладко, мое желание достичь успеха усиливается.
19. Мне больше нравятся книги об изобретениях людей, чем о путешествиях.
20. Мои близкие обычно одобряют мои планы.
21. Уровень моих требований к жизни выше, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Расшифровка:
17 - 22 балла - уверены в своих силах, настойчивы в преодолении препятствий, имеют высокий уровень намерений.
11 - 16 баллов - средний уровень намерений, ставят цели с умеренным риском.
1 - 10 баллов - низкий уровень намерений достигнуть чего-либо, неуверенность в себе, ожидание трудно преодолимых препятствий.
7. Коммуникативные способности
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.