АВТОМОБИЛЬ - НЕ РОСКОШЬ
Бензин ваш — идеи наши. И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»
Сейчас поздно и напрасно иронизировать на тему, как при разнообразных социализмах мы догоняли и перегоняли ведущие страны Запада и Востока то по молоку, то по чугуну. Но ведь уже в самый разгар перестройки ее зачинщик при посещении АвтоВАЗа снова по-партийному нацеливал конструкторов и рабочих на то, чтобы они поднатужились и догнали, смешно сказать, Японию по, еще смешнее, автомобилям. С тех пор миновало почти десять лет, а инвалиды все «донашивают» старые «Запорожцы» — единственное чудо техники, которое государство смогло дать безногим за послевоенные полвека, не считая, конечно, печально знаменитой «Серпуховки». Помню, как на Международном авторалли для инвалидов «Надежда» в 1991 году иностранцы фотографировали со всех сторон эту мотоколяску, приехавшую (правильнее было сказать, доехавшую) своим ходом из Ростова-на-Дону, как будто бы повстречались с мезозойским ящером: болтали, что они вымерли, а вот же! Два года назад Саша Локтев, у которого ампутированы обе ноги, получил открытку на приобретение собесовского «Запорожца», в которой предписывалось иметь при себе сумму, повергавшую в шок. Что это было, как не насмешка над человеком, который для покупки протезов (а инвалидный автомобиль — средство протезирования) должен не есть, не пить десять лет. Но я пишу эту главу в надежде, что так будет не вечно и инвалидам-опорникам хотя бы первой группы, для которых альтернативы автомобилю нет, будет по силам купить машину, и не первую попавшуюся, а ту, которая его устраивает больше всего *. За двадцать лет я сменил три машины с ручным управлением, а в прежней жизни мне пришлось водить только гусеничный вездеход с рычагами и фрикционами вместо руля и трактор «Беларусь». При подготовке к экзамену по вождению мне повезло с инструктором: сам инвалид, он уже через несколько дней стал доверять мне поездки через всю Москву, причем ему удавалось каким-то образом располагать к себе инспекторов ГАИ, которые наметанным глазом сразу же усекали, что за «ас» сидит за рулем. Однажды на повороте от «Метрополя» к Лубянке моя нерешительность и нервозность передались двигателю, который тут же заглох, и наш «Москвич» наглухо перекрыл движение на самом центральном и напряженном столичном перекрестке. Анатолий и здесь проявил хладнокровие и, не вылезая из машины, показал подбежавшему капитану знак ручного управления на стекле, а мне скомандовал продуть на полном газу захлебнувшийся карбюратор. Машина завелась, и мы под недобрыми взглядами других водителей покинули созданный нами затор. После этого случая, как ни странно, я перестал бояться центра города.
* По новому законодательству России, стоимость мотоколяски оплачивается местными органами социальной защиты, а на разницу между ней и стоимостью машины (например, «Оки») дается беспроцентный кредит.
«Москвич-408» с кузовом 412 был моей первой машиной. В те годы в водительской среде шли жаркие дискуссии о преимуществах привычных «Москвичей» и новых европеизированных «Жигулей». По существу, это было продолжение извечного спора между «западниками» и «славянофилами», но для меня он разрешился без вариантов покупкой льготного «Москвича» с готовым ручным управлением. Стоил он тогда столько, сколько сейчас я отдаю за три литра бензина. Машина прослужила мне девять лет, и это с учетом моей нерадивости в уходе за техникой было большим везением. За все время мне пришлось сменить только водяную помпу, два выхлопных клапана, глушитель и тормозные колодки — и это после 120 тысяч километров пробега! Я продал его за полцены, к тому же в долг, своим дальним родственникам, совершив, по словам ироничного приятеля, «сделку века». Первая машина — как первая любовь. С ней связаны воспоминания о ежегодных поездках в Крым, о путешествиях в Карпаты и другие места, поэтому табачный цвет все реже встречающихся близнецов моего «Москвича» так радостен для глаза. Лишь в последние годы машина стала подводить меня. На старых «Москвичах» рукоятка переключения передач находилась на рулевой колонке, а один из рычагов этой сложной системы крепился шплинтом на вилке, торчащей сбоку из коробки. Отверстие в хомуте со временем разносилось, и этот шплинт стал из него выпадать в самые непредвиденные моменты. В первый раз машина «обезножела», когда я пытался развернуться на узкой улочке Бахчисарая прямо перед ханским Дворцом. Водители туристических автобусов оттащили помеху к тротуару, а я полез под машину разбираться, в чем дело. Соединив развалившиеся детали гвоздем, я кое-как тронулся со второй передачи и, не переключаясь, проехал полсотни километров до родительского дома. Труднее всего оказалось проскочить двадцать светофоров в Симферополе на «зеленой волне», маневрируя только тормозами. Потом, возвращаясь глубокой осенью из Крыма, мне не раз приходилось нырять под брюхо машины и, лежа на раскисшей и холодной обочине, закоченевшими пальцами зашплинтовывать злосчастный рычаг. В остальном машина была безотказна. Когда друзья пригнали из Новосибирска светло-бежевую «двушку», стало ясно, что Жигулевские горы находятся к Европе ближе, чем Москва и ее АЗЛК. Разница между «Москвичом» и «Жигулями» особенно ощутима на больших перегонах — я стал меньше уставать от шума, почувствовал удобство оснастки салона и систем управления. Я уже не говорю о преимуществах кузова. Сейчас, после того, как я успел сменить «двушку» на «четверку», для меня нет вопроса — выбор был сделан правильно: для колясочника нет ничего удобнее «сарая». Прежде всего, и это очевидно,— простота и относительная легкость погрузки и выгрузки коляски. В отличие от багажников «седана» и «хачбека» (к последнему относятся модели 2108 и 2109 «Жигулей» и «Москвич-2141»), у «универсалов» отсутствует порог, и вашим родным, особенно женщинам, это будет наверняка небезразлично. Вытянуть коляску из багажника под силу даже ребенку, а поднять ее туда удобнее всего с помощью колена, опрокинув сначала сложенную коляску назад (ручками к земле). Комнатная коляска легко умещается лежа при стандартном варианте багажника в положении спинкой вперед (ручки и задние большие колеса прижаты к тыльной стороне заднего сиденья машины). В грузовом варианте в машину можно поместить две и даже три коляски, так что на прогулку вы можете захватить друзей. Я часто возил две коляски — комнатную и рычажку, да еще ухитрялся при этом спать в машине. Коляску из багажника вы способны вынуть, и не прибегая к посторонней помощи. Представьте себе, что на безлюдной дороге у вас спустило колесо или нужно забраться под капот, а кругом мокро и грязно. Вы откидываете спинку заднего сиденья и извлекаете коляску через заднюю боковую дверь, а потом подбираетесь к ней, маневрируя машиной. Можно с помощью отвертки изнутри открыть и дверь багажника, но к замку через коляску будет добраться труднее. Облегченную коляску проще втащить и вытащить через дверь водителя, для этого нужно откинуть до конца назад обе спинки передних сидений. Лыже-сани и горные лыжи «ситски» тоже легко вытаскиваются из кузова «универсала». Для меня очень важны психологический комфорт и уверенность в свободе действий, поэтому стараюсь не выезжать из гаража без коляски: мало ли что может случиться даже рядом с домом, а в «универсале» она постоянно на виду и в пределах доступности. И еще: если вам понадобилась помощь, прохожим не нужно долго и невразумительно объяснять, что от них требуется,— достаточно кивнуть назад и сказать, что вы — инвалид. Я еще по первому своему «Москвичу» помню, сколько мялся, прежде чем втолковать здоровому человеку, что не могу выйти из машины и что мне нужно то-то и то-то. Теперешний народ стал грамотнее и, увидев в багажнике коляску, сразу «сечет», о чем идет речь. Очень важно, что коляска находится не только на виду у прохожих, но и у инспекторов ГАИ. Сколько раз бывало, когда меня останавливали по разным серьезным (не будем уточнять) и пустячным поводам. Я, прижавшись к обочине, естественно, не выбегаю рабски навстречу стражу дороги, как это принято у напроказивших водителей. Тяжелой походкой пушкинского командора и садистски медленно подходит он сзади. Я затылком чую, как он профессионально отмечает заляпанный грязью номер, оторванный брызговик и ржавую вмятину на крыле. Вот он заглядывает в багажник: нет, не велосипед,— соображает милиционер. Он обращает внимание на знак ручного управления на стекле и, пока поравняется с моей дверью, почти все понимает. Для порядка он косится на рычаги под рулем и холодно, не раскисая, разрешает: — Поехали. Наконец, главное: «универсал» незаменим для путешествий. Отправляясь в дальний путь, настоятельно советую «забыть» дома заднее сиденье, для чего стоит лишь отвернуть четыре болта из «плавающих» гаек. (Болты сразу же вверните обратно, чтобы по приезде не искать их по всему гаражу.) Если с вами отправляется компания, взамен сиденья соорудите «скатку» из постели или положите палатку — пассажиры не заметят подмены. Вы сэкономили 20 килограммов по весу и три канистры по объему, а они в наши жестокие времена будут ох как нужны в дороге. Зато, устраиваясь на ночлег, вы опрокидываете заднюю спинку на освободившееся место (подложив под нее для плотности сумку с инструментами) и, маневрируя передними креслами на салазках, выравниваете и состыковываете с ней торцы опущенных передних спинок. У вас готово ложе длиной от руля до заднего бампера. Хорошо, если вам удалось раздобыть двуспальный надувной матрац, а нет — сгодятся два одинарных. Приподняв дверь багажника под чехлом, вы устроите открытую веранду. Туда для верности или от дождя можно спрятать коляску, можно также развернуть там походный столик с ужином. Если у вас трудности со стулом и без известной гигиенической процедуры вы не обходитесь, то спальню в «универсале» легко переоборудовать в походный туалет. Для этого, завесившись чехлом и приоткрыв дверь багажника, надо заехать задними колесами в озеро или речку так, чтобы кузов наклонился назад. Вам, по-видимому, пригодятся ведро на шнуре и старая камера с медицинским шлангом, плотно надетым на сосок, через который в камеру набирается 5—20 литров воды (см. главу 2). Камеру с водой можно водрузить на крышу машины или поднять вместе с дверью багажника. Штатного резинового коврика, спущенного с заднего бампера, или клеенки будет достаточно, чтобы обеспечить сток. Теперь ложитесь на левый бочок и, как говорит один мой старый знакомый, «вперед с песней». Теперь, надеюсь, вы осознали, что «четверку» для спинальника не заменят никакая «Тойота» и никакой «Ниссан», если, конечно, это не «Тойота-универсал». Тогда, черт с ней, я согласен! Микролитражка «Ока» уже успела хорошо зарекомендовать себя у тех пока немногих инвалидов, которым удалось ее получить. Кстати, я случайно оказался первым инвалидом за ее рулем. Это произошло весной 1988 года на конференции Московского общества инвалидов, куда из Серпухова пригнали опытный образец этой игрушечной машинки, еще не окрещенной «Окой». Сразу же понравилось вращающееся сиденье водителя, облегчающее посадку (которое, к сожалению, было заменено в серии обычным креслом), компактное, хотя и старомодное, механическое ручное управление и относительная просторность салона при таких малых внешних габаритах. В «Оке» установлена половинка жигулевского двигателя, в ручном варианте она работает на бензине А-93 и на третьей передаче с четырьмя пассажирами заскакивает на пригорки крутизной до 6—8°. Коляска умещается стоя в узком, но глубоком багажнике, поэтому для городского режима и недальних поездок небольшой семьи она вполне пригодна. На международной выставке по реабилитации РЕАСПОМЕД-92 в Москве научно-производственное предприятие «Электромобиль» представило опытный вариант «Оки» с электрическим двигателем ПТ-12,5 (впрочем, такие же двигатели устанавливаются и на машины других марок, например, на «Таврию» и на ВАЗ-2108). При весе никель-кадмиевой батареи 300 килограммов (разница в весе электромобиля и стандартного автомобиля с бензиновым мотором около 140 кг) запас хода машины равен 100 километрам (80 км в городе) при крейсерской скорости 60 км/час (максимальная скорость 100 км/час). Время разгона до 60 км/час равно 6 секундам. Батарея заряжается полностью в течение 6 часов и выдерживает 600 таких зарядных циклов при общем ресурсе электромобиля около 60 тысяч километров. Кроме экологического и коммерческого преимущества, связанного со все возрастающей стоимостью бензина, электромобиль для инвалида имеет и неоспоримое техническое превосходство в связи с отсутствием силовых передач (он работает, как троллейбус). Предприятие «Элекромобиль» находится в Москве, и заинтересованные возможностью переделки своей машины на электрическую могут связаться с ним по адресу: 105203, Москва, МП «ЭМ», а также по телефону 187-79-90, телефаксу 186-73-77. Это же предприятие начало выпускать опытные образцы инвалидных колясок с электроприводами, о которых я уже рассказывал. Основными неудобствами «Оки» являются уникальность размеров резины, к которой поэтому надо относиться очень бережно, а также отсутствие пока широкой сети обслуживания этой модели. Из двух близких моделей «Жигулей» — 2108 и 2109 — колясочникам больше подходит первая, с ее просторной дверью, через которую не только удобнее садиться, но и сравнительно легко затащить коляску за спинку сиденья. Для лиц с тазобедренной контрактурой эта модель может оказаться единственно приемлемой. Обе модели очень легки в управлении, что важно для женщин и для инвалидов со слабыми руками. К главнейшему недостатку надо отнести ненадежность электронных коммутаторов, которыми оснащено большинство машин и которые могут поставить в почти безвыходную ситуацию вдали от дома, так как на черном рынке цены на эти блоки уже в 1990 году достигали астрономических величин, как, впрочем, и на ветровые стекла, резину, фонари, глушители и др. В багажник «хачбеков» стандартные комнатные коляски и рычажки входят только полулежа и тем самым мешают заднему обзору, а укладывать их через высокий порог тяжелее, чем в кузов «универсалов». Как пересаживаются с коляски в машину и обратно? Для ребят с крепкими руками тут проблем не возникает. Надо просто откинуть в стороны или отстегнуть подножки и убрать правый подлокотник, если он мешает, затем затормозить коляску у порожка под углом к машине, занести ноги под руль и, упершись руками в сиденья коляски и машины, перебросить тело вовнутрь. Задача значительно облегчается, если уцепиться левой рукой за край крыши или верхний багажник либо за петлю над дверцей при пересаживании на переднее пассажирское кресло. Шейники обычно пересаживаются, не занося предварительно ног в машину: если есть помощник, то он приподнимает инвалида сзади за пояс. Более приспособленные обходятся без посторонней помощи и пользуются скользкой доской, переброшенной между сиденьями коляски и машины. (Она же годится для пересаживания с коляски на кровать.) Очень неудобно перебираться в машину с трехколесной велоколяски, и те инвалиды, которые совсем не встают на ноги, используют в качестве промежуточной инстанции комнатную коляску. Мой товарищ шейник Николай Мартынов из Тульской области, которому мешает сильная спастика, изобрел свой оригинальный способ. Он упирается задними колесами в распахнутую дверцу машины, разворачивается спиной к проему, подхватывает ноги под коленями и опрокидывается кульбитом на сиденье. Этот прием, вероятно, не очень подходит для тех, кто постоянно пользуется мочеприемником. Во всяком случае, перед этим трюком его следует опорожнить. При пересаживании с обычных прогулочных колясок вам, скорее всего, будут мешать рычаги. Чтобы отодвинуть их назад, надо, наклонившись телом вперед и в стороны, поочередно освободить от нагрузки задние колеса. (Так же поступают с рычагами, если они не дают подъехать к столу.) Для пересаживания в машину со ставровской рычажки модели 407 нужны сильные руки, так как подъехать вплотную к порогу на ней не удается. В гараже для этого можно завести небольшую табуретку или доску. Лицам с высоким поражением и сильной спастикой надо пробовать вставать с коляски на ноги, держась за верхний багажник. Сколько бы вы ни старались аккуратно подъезжать на коляске к машине, избежать царапин на кузове почти невозможно. Особенно страдают двери и порожки. Для предохранения последних откидывают наружу коврики из плотной ткани, которые крепят под планку на внутренней стороне порожка. На дверцы можно приклеить резиновые полдинги, чтобы самые острые выступы коляски упирались в них. Полезно знать несколько приемов погрузки коляски без посторонней помощи. Способ 1 — через заднюю дверку. Пересев в гараже в машину, вы открываете стекло задней двери и через него сложенную коляску смещаете назад настолько, чтобы открыть заднюю дверь. Чуть откинув спинку своего кресла, вы затаскиваете коляску на сиденье передними маленькими колесами, а потом заводите под потолок ее сиденье и спинку. В «Запорожец» складная коляска поместится позади пассажирского кресла, если его откинуть вперед. При погрузке коляски на свободном пространстве проще оттолкнуть коляску от машины и подъехать к ней поудобнее. Способ 2 — через дверь багажника «универсала». Этот прием годится в узком месте или когда машина на стоянке оказалась зажатой с обеих сторон. Перебраться самому в багажник и затащить следом коляску несложно. Труднее перелезть через спинку заднего сиденья, откинуть назад переднюю спинку и добраться через эти два барьера до своего кресла. С подобной ситуацией я сталкивался всего дважды, но оба раза оценил с новой стороны преимущество «универсала». Способ 3 — через себя. Тяжелую комнатную коляску этим приемом способны загрузить только физически очень сильные мужчины. Надо предварительно откинуть назад спинки обоих кресел и, лежа на спине, затащить за задние колеса и перевалить через грудь коляску на заднее сиденье или дальше, в багажник. Облегченные коляски весом 13—18 килограммов поддаются более успешно, и совсем просто перебросить через себя активную коляску со снятыми колесами и опущенной спинкой. Колеса активной коляски легче всего снимаются, если их вывесить, опрокинув коляску от себя на подножку. Ручное управление изначально устанавливается только на мотоколяски серпуховского завода, там же, в Серпухове, им оборудуется «Ока», а на своей родине — «Запорожец». Ручное управление на «Жигули» централизованно нигде не выпускается, хотя постановление Министерства автомобильной промышленности об этом появилось несколько лет тому назад. Потому инвалиды переделывают свои машины сами, как Бог на душу положит. Появляются и исчезают кооперативы, выпускающие по заказу рычаги, но их удобство и дизайн остаются на уровне первых советских пятилеток. И все же сообщаю адрес одного из таких устойчивых предприятий: 454065, Челябинск-65, а/я 39, НПФ «Протон». По слухам, у этой фирмы имеется некоторое количество готовых деталей ручного управления, приемлемого для всех моделей «Жигулей» и «Москвича». Наиболее удачное решение для инвалидов со слабыми руками нашел Ю. К. Воинов. Его ручное управление демонстрировалось в телепередаче «Это вы можете» в 1992 году, но предприятия, которое бы взялось выпускать его серийно, так и не нашлось. Поэтому единственный рабочий экземпляр установлен на ВАЗ-2108 его сына Леонида. Думаю, что если заинтересованные в приобретении документации на это ручное управление напишут на их имя в адрес Московского городского общества инвалидов, то Воинов найдут время ответить. Вот самые общие советы, которые можно дать в этой книге. Первый: найдите в своем городе через общество инвалидов людей, оборудовавших свои машины полностью ручным управлением (сцепление, тормоз, газ), и позаимствуйте самую подходящую модель. Второй: не делайте детали совсем уж кустарно и не устанавливайте их кое-как, «на соплях» — это чревато большими неприятностями в дороге. Третий: выясните в своем отделении ГАИ, что нужно для регистрации установки ручного управления в техпаспорте, какая организация дает технический акт, и справьтесь о ее требованиях. Обычно требуют фиксации рычага сцепления в выжатом положении педали, что происходит при переразгибе отдельных колен рычага. В отсутствие гидроусилителя тормозов нужно, чтобы торможение производилось давлением руки на рычаг в направлении от себя. Для этого рычаг приходится фиксировать на полу, высверливая отверстия для кронштейна. В современных моделях автомашин тормоза снабжены гидроусилителем, и достаточно давить на рычаг вниз. В этом случае облегченный (трубчатый) рычаг просто укрепляется хомутом на рычаге педали тормоза. Газ можно регулировать через тросик боудена (мотоциклетный), зафиксированный прямо на рычаге дроссельной заслонки карбюратора и пропущенный через технологическое отверстие в полу машины к правой части рулевой колонки, где второй конец его крепится на кронштейне. В этом случае подача газа усиливается прижиманием тяги тросика к рулевому колесу сжатием кулака. Другие предпочитают устраивать жесткий рычаг на педаль газа и через коромысло на рулевой колонке давят на него вниз от рулевого колеса. При этом правая рука теряет связь с рулем. В большинстве западных моделей управление тормозом и газом осуществляется одной рукояткой с коромыслом: при нажатии сектора газа срабатывает возвратная пружина педали тормоза, и наоборот. Для этого сами давящие на педаль рычаги делаются трубчатыми и телескопическими, работающими только на сжатие вниз. Но вот ваша машина, оборудованная ручным управлением, стоит в гараже. (Кстати, знаете ли вы, что колясочникам положен гараж большего размера, чем другим инвалидам: не 6х3, а 6х5 м-? Хотя этот вопрос по-разному решается местными властями, и иногда добиться своего стоит немалых нервов.) Водительские права и техпаспорт лежат в кармане. В паспорте при очередном техосмотре машины в ГАИ следует поставить штамп о переоборудовании ее на ручное управление. Это делается по справке станции техобслуживания, где вам ставили рычаги, или на основании акта экспертизы ближайшего крупного автопредприятия, автодорожного института и т. п., которые укажут в ГАИ. Такой штамп даст вам право на льготы по бензину, избавит от дорожного налога, может оказаться нелишним при строгостях с гарантийным обслуживанием машины и при получении страховки. Казалось бы, теперь садись и езжай куда захочется. Но вас сковывают опасения и неуверенность. Город, ваш родной город, стал вдруг незнакомым и тревожащим: ведь всем известно, как обучают вождению на курсах. До травмы или болезни вы не обращали внимание на дорожные знаки, разметку и другие премудрости, а в больших городах-миллионниках вообще чаще всего перемещались под землей и не представляли, как один район соединяется с другим. Страх перед движением, перед сложными перекрестками и развязками, перед инспекторами ГАИ — все это станет ограничивать вашу мобильность, и сфера вашей активности будет сужена до размера микрорайона и ближайших загородных окрестностей. Это касается не только жителей городов-гигантов, но и их соседей. Знаю по опыту своих знакомых из провинции, как трудно им приноравливаться к условиям езды по Москве. Лишь немногие научились неплохо ориентироваться в столице, а большинство предпочитает не забираться далеко от кольцевой дороги и по своим делам ездит на машинах друзей-москвичей. Что ни город — то норов, говорит пословица, и это напрямую относится к особенностям автомобильного движения. Перед поездкой в незнакомый город желательно не только изучить его по карте, но и справиться о манере езды местных водителей, о правилах прохождения площадей с круговым движением, о трамваях, о типичных местах разворотов и т. п. В Москве, например, все так называемые клумбы устроены по общему принципу «помеха справа», то есть въезд свободный, а на выезде ты уступаешь дорогу. В Симферополе все наоборот, и хотя это «оговорено» дорожными знаками, неплохо знать о том заранее, чтобы не попасть в очень неприятную ситуацию. Во Львове на некоторых центральных улицах трамвай жмется к тротуарам, а машинам разрешено парковаться посередине проезжей части. На крупных магистралях многих городов развороты выполняются под мостами, а в Севастополе — из «карманов» примыкающих второстепенных улиц. Большие хлопоты доставляет новичкам зелень, закрывающая перекрестки и дорожные знаки, например, в Одессе и других южных городах. Знание всех этих тонкостей, конечно, придет с опытом, а пока надо разобраться в собственном городе. На рассвете в погожее утро субботы или воскресенья садитесь в машину и двигайтесь по намеченному накануне интересному или нужному маршруту. Улицы пустые, нет ни пешеходов, ни инспекторов, и вы можете спокойно изучать конфигурацию сложных перекрестков, направление движения из разных рядов, фиксировать дополнительные секции светофоров, места разворота, стоянок и т. п. Если все это вы усвоили с первого захода, возвращайтесь домой другой дорогой. Таким образом, через месяц вы привыкнете к основным магистралям и сможете ездить по ним даже в часы пик. Отправляясь на другой конец города к товарищу, досконально выведайте по телефону, какой путь наиболее удобен, запомните ориентиры и мысленно представьте весь маршрут. В записной книжке всегда должны быть с собой адреса и номера телефонов знакомых, живущих в разных частях города, с тем чтобы, случись что-нибудь непредвиденное, сообщить о себе, а также телефон передвижной службы автосервиса. Вы можете оборудовать машину громкоговорителем или радиотелефоном. Некоторые из знакомых колясочников, побывав за границей, привезли радиотелефоны, которые работают через ваш квартирный аппарат, находясь от него на расстоянии нескольких сот метров. Вы можете из машины связаться с любым абонентом, в том числе и в другом городе. Женщины, садясь в машину, комплексуют сильнее, чем мужчины. Конечно, есть доля правды в том, что психофизические реакции женщин отличаются от мужских, и машину, управляемую водителем в юбке, порой видно издалека, но надо знать и другое. Среди таксистов в некоторых городах традиционно много женщин, а за границей, где интенсивность движения не сравнить с нашей, почти каждая девушка водит машину. Надо также вспомнить военные годы, когда жизнь заставила многих женщин сесть за руль грузовиков. Значит, не так страшен черт, как его малюют, и дело тут не столько в особенностях организма и поведения, сколько в наших стереотипах, согласно которым женщине не положено быть священником, но разрешено ворочать шпалы на железной дороге. Глава 12. В ПУТЬ! Им овладело беспокойство — Охота к перемене мест... А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Жизнь прекрасна хотя бы потому, что есть возможность путешествовать. Н. М. Пржевальский
Мои родные до недавнего времени жили в Крыму, и я не мыслил себе, что летом не побываю у них. Сейчас они покоятся на симферопольском кладбище, и я снова через все границы, кто бы их ни возводил — свои или «чужестранцы»,— буду возвращаться к ним. Хорошо, что в Крыму остались старые друзья, которые дают на время кров и пищу, не требуют проценты за нелепые купоны и вообще всячески опекают. С Крымом я связан полвека, но это такая страна, которую можно открывать постоянно. Так, совсем недавно я побывал в Балаклаве, любовался сказочными скалами, в которых заточена миниатюрная бухта, узкими улочками, доставшимися городку в наследство от купринских листригонов, карабкающимися в горы стенами генуэзской крепости. Мне вдруг стало жаль, что это последнее место в Крыму, где до сих пор не успел побывать, что ничего неизведанного уже не осталось. Но нет, оказалось, что я был не прав: к зубцам Ай-Петри пару лет назад провели асфальтовую дорогу, и стало возможным подъехать вплотную к одной из красивейших горных вершин Европы. Со смотровой площадки, высящейся над 800-метровым отвесным обрывом, раскинулась панорама Южного берега от Аю-Дага до Алупки, и мне представилось, что еще не все потеряно и на этот раз. Действительно, летом 1994 года я забрался на коляске в пещеру «Мраморная» на плато Чатырдага. В Крым и обратно я ездил около полусотни раз. иногда с попутчиками или сопровождающими, чаше один, и пришел к убеждению, что проще ездить в одиночку, если ты не с близким по духу человеком, а просто со случайным компаньоном или нанятым помощником. Даже в не очень продолжительных двух-трехдневных поездках важно, чтобы вы были психологически совместимы с пассажиром и чтобы он доверял вам как водителю, иначе его неуверенность передастся вам, обернется нервозностью и усталостью, а потом и тихой злобой. Это усугубит его страхи, и начнется цепная реакция неприязни, путешествие из удовольствия превратится в пытку, и вы проклянете тот день и час, когда согласились взять попутчика с собой. Все это касается в полной мере не только знакомых, но и родственников. Нечего и говорить, что особый подбор попутчика должен быть для протяженных пробегов, в особенности когда в одной машине оказываются два инвалида. Я припоминаю, как постепенно накапливалось обоюдное раздражение у меня и у Николая Корзенева в процессе двухнедельной поездки в Болгарию, несмотря на давнее знакомство и взаимную симпатию. Ведь мы были как «скованные одной цепью» и дни и ночи, и к тесноте в машине, загроможденной двумя колясками, стали добавляться с моей стороны недовольство его медлительностью, а с его — неприятие моего песенного репертуара. В результате из-за нашей общей невнимательности мы умудрились отстать от остальных четырех машин, с которыми разминулись на сложном перекрестке в самом центре Бухареста. Несколько часов потеряли мы на поиски и погони в совершенно незнакомой столице, пытаясь объясниться с населением на смеси аптекарской латыни и языка глухонемых. Нас направляли то в одну сторону, то совсем в противоположную, и я вовсе не склонен относить это на счет недоброжелательности румын к русским, о которой нас повсюду предупреждали. Потеряв всякую надежду найти своих в городе, мы кое-как выбрались к его восточной окраине и приняли горькое решение пробираться в одиночку на родину, граница которой тогда еще проходила по реке Прут, а не по реке Протва. На всякий случай, мы тормознули у поста румынского ГАИ и спросили у офицера с помятым лицом, не проезжали ли мимо четыре машины с советскими номерами. Эту фразу не было труда составить, так как слова «автомобиль», «номер» и «советиче» мы произнесли по-русски, а «четыре» я показал на пальцах, Коля же для верности добавил по-французски «катр». Гаишник отрицательно покачал головой: мол, никого не видел, потому что спал. Последнее он мог и не добавлять — об этом свидетельствовал его внешний вид. Интересно, что и второй мужчина в погонах, вышедший из будки, к которому мы обратились с тем же вопросом, рассчитывая на то, что если у местной дорожной полиции и принято спать на дежурстве, то по очереди, не смог нас обрадовать. К нашему везению, на обочине остановился трейлер с болгарскими номерами. Из кабины вышел дальнобойщик-болгарин. Он посетовал на поломку и сказал, что вынужден ждать напарника, которому придется тащить прицеп с кормом для попугаев в Скандинавию. В ответ мы посочувствовали и шведским попугаям, заждавшимся конопляного семени, и нашему новому знакомому, что ему не доведется добраться до благословенных варяжских земель. Он угостил нас яблоками из маминого сада и напоил кофе. Смеркалось. Болгарин проверил замки на дверях нашей машины и предупредил, чтобы мы не вздумали опускать стекла. Но прежде, чем настало тревожное расставание, взбивая пыль, на обочину ворвался «Запорожец», и Саша Ломакин на языке, понятном не только болгарину, но и обоим румынам, пожурил нас за отрыв от коллектива и примерно в тех же выражениях выразил радость по поводу того, что мы все же нашлись. Из этой драматической истории со счастливым концом следует одно: прежде чем отправляться в коллективный пробег на машинах, надо выработать кодекс поведения его участников во всех возможных непредвиденных ситуациях. В нашем случае надо было оговорить, что в течение первого часа после разминки мы должны были ждать друг друга на месте последней общей остановки, а если это не произойдет и встреча не состоится, то ждать до упора на выезде из города у знака «Конец населенного пункта». Я знаю многих ребят, которые предпочитают ездить на дальние расстояния самостоятельно. Среди них есть такие, кто не только не может без помощи постороннего выбраться из машины, но и не в силах откупорить банку консервов, а крышку термоса с чаем открывает с трудом. Сергей Опатович из С.-Петербурга травмирован на уровне С5, поэтому кисти у него работают плохо, но, бывший мотогонщик, он и теперь превосходно водит машину. Родные запаковывают его за руль «Волги», а спустя три дня и три ночи друзья извлекают Сергея за две тысячи километров от дома — в Саках. Несколько лет назад Сергей отправился в одиночку на соревнования по кольцевым автогонкам в Чехословакию, в город Мост. Три дня он добирался из Питера через Витебск, Брест, Варшаву и Вроцлав до места. Из машины он все это время не вылезал и спал на лежанке справа от водительского кресла. Под рукой был ящик с бульонными кубиками, бутербродами и растворимым кофе. Воду он нагревал кипятильником, работающим от аккумулятора. На обратном пути он заехал к знакомой в ФРГ, поэтому возвращаться ему пришлось через три границы. Когда я спросил его, что было самым трудным, то он, не кокетничая, ответил, что ради экономии дорогого за границей горючего приходилось сдерживать скорость на автобанах Германии. «Всем бы шейникам его заботы», — подумалось мне. В 1992 году мне посчастливилось познакомиться с двумя удивительными ребятами — мужем и женой Валерием и Людмилой Комиссаровыми. На своей «восьмерке», на спидометре которой было накручено уже больше 60 тысяч, они решили «прогуляться» от Владивостока до Петербурга. Прогулка эта длилась все лето 1992 года, и за три месяца они не ночевали ни разу вне машины: так было предусмотрено правилами игры, которые были выдуманы для усложнения условий этого испытания. Я рискую прослыть негостеприимным хозяином, но после ужина и перевязки, необходимой Валерию, я не стал настаивать на том, чтобы ребята заночевали дома, и проводил их к машине во дворе. Валерий больше двадцати лет назад сломал шею, с тех пор сидит в коляске, динамометрия обеих кистей по нулям, но в машину может забраться самостоятельно. Транспортная комиссия не допускает его к вождению автомобиля, и он через всю Евразию от Тихого до Атлантического океана проехал, не имея водительских прав. В это предприятие Валерий пустился с большим риском больше чем просто для здоровья, — трофические язвы в пяти местах требуют ежедневной перевязки, которую делает жена. Люда после перенесенного в детстве полиомиелита с трудом, очень медленно, и только по ровной поверхности передвигается с помощью двух костылей. Руки ее тоже плохо слушаются, поэтому для них самым сложным и неприятным во время путешествия оказалось перекладывание вещей в машине и подготовка ко сну, хотя спали они, как я видел, просто на опрокинутых спинках сидений. И так все три месяца! Что это было: эксперимент на выживание или на доброту и выручку со стороны окружающих людей? Те, кто сначала собирался в эту экспедицию вместе с ними, трезво поразмыслив, решили остаться дома, в Хабаровске, другие с самого начала считали эту затею безумием и не верили в реальность ее благополучного завершения. Так Аллен Бомбар с другом собирались пересечь Атлантику на резиновой лодке. Друг в последний момент, прикинувшись хворым, уклонился, а Аллен, наперекор предательству, взвинтив себя, ушел в океан один. Валерий с Людмилой видят цель своей акции отнюдь не в самоутверждении. Им это просто не нужно, они и без того считают себя вполне реабилитированными социально и психологически. Комиссаровы хотят доказать себе подобным, что те способны на гораздо большее, чем это представляется окружающим здоровым людям и, прежде всего, им самим. Смешно, но некоторые инвалиды, с которыми Комиссаровы обсуждали свою будущую поездку, всерьез опасались, что в случае удачи собесовским чиновникам может прийти в голову урезать льготы и пенсии всем инвалидам. Воистину, кто о чем!.. Первое время родня, конечно, беспокоится, пока инвалид без сопровождения находится в дороге, но надо убедить родных, что опасность не станет меньшей, если рядом будет сидеть еще кто-то, а справиться с мелкими проблемами или позвать на помощь можно и самому. В конце концов родные привыкнут к вашей самостоятельности, просто информируйте их почаще о своем продвижении, чтобы понапрасну не волновать. Из крупных городов или кемпингов довольно легко дозвониться по автомату, а иногда я просто торможу у почтамта и прошу прохожих позвонить мне домой. Надо сказать, что меня никто из них ни разу не обманывал. Как лучше: ехать в машине в аппаратах или сняв их? Это зависит от того, как вы себя в них чувствуете. С одной стороны, аппараты сковывают подвижность, вызывают спастику, не дают удобно лечь и отдохнуть, но, с другой, позволяют в любой момент осмотреть машину и забраться под капот, попросить помощь, не вынимая коляски, которую в этом случае можно прикрепить на верхний багажник. Раньше я более или менее регулярно пользовался аппаратами и в пути брал за правило через каждые два-три часа езды выходить из машины для разминки и внешнего осмотра. Кстати, чтобы осмотреть колеса, если возникло подозрение, не вылезая из машины и не наклоняясь (последнее трудно и рискованно для шейников), достаточно иметь зеркальце на рукоятке. В солнечную погоду таким зеркальцем можно обратить на себя внимание других водителей, если, например, вы застряли где-нибудь неподалеку от дороги, а звуковые сигналы оказываются не понятыми. Заведите картонную табличку размером 25х25 см и рукоятку длиной в полметра с прорезью или зажимом (бельевой прищепкой) на конце. На обе стороны картонки наклейте красный крест и знак инвалида. В экстренных случаях вы можете покачивать этой лопаткой, включив к тому же аварийную сигнализацию. Сергей говорит, что машет просто красной тряпицей, и люди догадываются остановиться. Три года назад мы с тележурналистом Юрием Дзардановым и водителем-инвалидом Валентином Крыловым провели съемки для передачи «За безопасность движения», посвященной инвалидному транспорту на дороге. Один из коротких сюжетов касался как раз применения такой символики для остановки проезжающих машин. Выяснилось, к сожалению, что на оживленных городских магистралях таким призывам внимают слабо. Водители неохотно и вяло реагировали не только на инвалида на картинке, но и на живого инвалида, сидящего в коляске с вытянутой рукой на проезжей части улицы. Однажды зимой мне больше часа пришлось голосовать на Ленинском проспекте Москвы, так как вслед за колесом прокололась и «запаска». Самонадеянно думая, что жизнь научила меня быть неплохим психологом, я тянул руку не ко всем подряд, а выбирал из потока особенные машины, например, те, где рядом с водителями сидели молодые спутницы, явно не жены. Предполагалось, что, желая показаться в их глазах отзывчивым на чужую беду, мужчины не преминут остановиться и помочь. Не тут-то было: они отворачивались и плавно огибали меня, как свалившуюся с грузовика картонную коробку. Не притормозили даже два «Москвича», битком набитые родной милицией: видимо, спешили на спецзадание. Лысую «запаску», отказавшись от залога, мне одолжил до станции техобслуживания студент с Украины, купивший в складчину с другом сильно подержанного «Жигуля». Я до сих пор с благодарностью вспоминаю этого парня. Но это Москва, с ее бешеными темпами и эгоистическими нравами. Каждый, видимо, думает: сейчас мне не до этого бедняги, конечно, жаль мужика, но пусть остановится кто-то другой, а я как-нибудь в другой раз... Времена, правда, меняются, и не только в худшую сторону. В последнее время, если я вожусь на улице с колесом, машины останавливаются, даже не дожидаясь просьбы. На трассе психология водителей тем более иная, и они более внимательны к другим, чем в больших городах. Мне не однажды приходилось прибегать к помощи попутчиков. В последний раз это было на подступах к Симферополю. Сколько раз говорил я себе: не езди ночью, не езди! Но тут было обидно ночевать на обочине километрах в тридцати от дома, тем более что предыдущие полторы тысячи прошел без приключений. И вот, как назло, в южной тьме раздался характерный взрыв — вырвало сосок камеры на переднем правом колесе. Четверть часа я сидел в раздумье, решая, что лучше — пересаживаться в коляску или менять колесо, сидя на земле. Коляска, благо, была рядом, запасное колесо тоже. Выбравшись из машины, я все же решил попытать счастья — уж больно не хотелось ковыряться в темноте (к тому же были некоторые опасения за багаж и деньги на все лето) — и поднял руку навстречу первой же машине, шедшей на большой скорости. Как только я успел послать пролетевшую мимо «шестерку» еще быстрее, взвизгнули тормоза, и машина задом подкатила ко мне. Видимо, этих пяти секунд хватило двум рыбакам из Алушты, чтобы сообразить, что странная фигура, возникшая в свете фар, принадлежит не инопланетянину. Остальное, как говорится, было делом техники. Этих земляков я также вспоминаю с большой теплотой, хотя не смог разглядеть их лица. Из этого рассказа я рекомендую извлечь несколько уроков. Все-таки без крайней нужды не ездите в одиночку по ночам, а останавливайтесь, не дожидаясь сумерек, особенно на юге, где они кратки. Советую заранее присмотреть людную асфальтовую стоянку и заехать на середину, когда соберутся другие машины. Поставьте машину передом к трассе. Познакомьтесь с соседями, чтобы они поняли, в чем дело, если вы в случае чего подадите ночью сигнал о помощи. Перед сном внимательно проверьте запоры дверей и попросите соседей закрыть дверь багажника, если вы на «универсале». Ложитесь головой вперед, чтобы дотянуться до звукового сигнала, выключателя фар и ключа зажигания, если выезд вашей машины на трассу заблокирован другими, и ногами вперед, чтобы быстрее сесть за руль, если выезд свободен. Не ставьте ничего под ноги, и тем более под педали. Не открывайте окна по просьбе незнакомых людей, так как в руках у них могут быть газовые баллончики. Кстати, неплохо запастись таким средством защиты и самому, хотя бы для уверенности. Ни в коем случае не забирайтесь ночью в посадки, думая, что там вы будете в полной безопасности. Вы не представляете, сколько пешеходов и машин шныряет по ночам по боковым грунтовым дорогам. Даже если это не злоумышленники, а такие же бедолаги, каждый шорох будет вас будить. Вы гораздо спокойнее отдохнете, заехав в кемпинг или придорожную гостиницу с охраняемой стоянкой. Отдохнете не только телом, распластавшись на какой-никакой, но кровати, но и психологически — ведь оставаясь в машине, вы так или иначе продолжаете находиться на дороге. Дай Бог, если все эти предостережения окажутся излишними, но в наше неспокойное время все же лучше самому перестраховаться от неожиданностей помимо внесения взноса в страховую компанию. Держите коляску в пути так, чтобы ее можно было вынуть через боковую дверь. Некоторые спинальники с вялым параличом и инвалиды с последствиями полиомиелита держат в машинах низкие тележки, на которых обычно передвигаются ампутанты. На них легко объехать машину и заменить колесо. Запасное колесо, домкрат, колесный ключ и буксировочный фал должны быть под рукой. Я всегда ставлю колесо за спинку пассажирского кресла, а освободившуюся нишу набиваю несрочными вещами, а возвращаясь осенью с юга — крепкими овощами. Что взять с собой в дальнюю дорогу, кроме багажа? Я всегда везу пятилитровую канистру с водой (очень удобны канистры из прорезиненной ткани, которые можно превращать в грелку, клизму, надувную подушку и умывальник, но, к сожалению, они недолговечны и расклеиваются по швам), термос с кипятком (желательно металлический, а не стеклянный), кипятильник на 12В, надувной матрац, примус «Шмель» и бинокль. В бинокль можно прочесть объявления, рассмотреть витрины магазинов, а также дорожные знаки в незнакомых городах. Некоторые автопутешественники приделывают складные ножки к деревянному сиденью от унитаза или сооружают более солидное приспособление. Из запасных частей обязательны: камера, ремень вентилятора, крышка трамблера, бегунок, диафрагма бензонасоса и щетка стеклоочистителя. Для коляски следует взять по одной камере на каждый тип колеса и выточить запасную ось. Еще несколько советов. На дневных коротких остановках, если начал подводить старый аккумулятор или стартер, останавливайте машину на обочине в верхней части спуска, чтобы завести ее с хода. Почаще делайте гимнастику шеи и разминайте кисти, а на остановках, перевалившись с боку на бок, помассируйте поясницу и ягодицы. Перед сном протрите тампоном с камфарным или салициловым спиртом паховые и ягодичную складки, после чего присыпьте эти места детской пудрой или тальком. Смажьте руки кремом. Чтобы расслабиться после утомительной дороги и лучше заснуть, не грех выпить 50—100 граммов крепкого алкоголя. Вы должны знать, что они окислятся в организме при весе тела около 80 килограммов за 2 — 4 часа.
Не подсаживайте никого в пути, особенно на южных трассах, даже если голосует молодая чета. Если в дороге произошла поломка, для устранения которой нужны дефицитные запасные части, добирайтесь до крупной станции техобслуживания и на коляске отправляйтесь к директору. Не тратьте времени на увещевание сменных мастеров, приемщиков и прочей обслуги, тем более не вылезая из кабины. Если здесь вам помочь не в силах, попросите того же директора дозвониться до соседней станции. Все чаще в крупных городах стали устраивать бензоколонки для машин с ручным управлением. Это отличное нововведение, которому мы должны быть обязаны в первую очередь расторопности местных обществ инвалидов. Первые такие колонки на общих бензозаправочных станциях появились в Калуге, Белгороде, Киеве. Нет их пока в Москве. В городе Саки в Крыму, где летом скапливается несколько сот инвалидных машин, наконец догадались выделять специальное время для заправки только этого транспорта. Так что, если в вашем городе еще не завели такую колонку, возьмите на себя инициативу и «пробейте» ее открытие у властей, а еще лучше — выкупите одну из государственных станций в собственность общества инвалидов. Инвалиды пользуются правом заправки вне очереди, но одно дело иметь права, а совсем другое — возможность. В наше время всеобщей озлобленности и очередей после первой же неудачной попытки воспользоваться своим правом не многие захотят повторить этот опыт. Правильнее будет подъехать вплотную к окошку диспетчера и показать знак ручного управления на картонке, о котором говорилось раньше. Бывали случаи, когда заправщик выходил к вам на помощь собственной персоной, но чаще он по мегафону просит очередного водителя заправить вас. Вам будет проще сделать это и самому: деликатно вызвать из очереди приглянувшегося человека и объяснить ему, что вы не можете выйти из машины. В Москве проблема очередей на бензозаправках одно время решалась выдачей инвалидам талонов на государственные станции, которые централизованно предупреждались о разрешении властей. Объявление в окошке «Бензина нет» не надо понимать дословно. Осмотрите сначала прозрачные стаканы на колонках — при полном отсутствии горючего они будут сухими, но на крупных АЭС всегда остается резерв бензина, и заправщикам дано указание в порядке исключения отпускать некоторое количество инвалидам, особенно первой группы. Мне и моим друзьям много раз удавалось уговорить их в ситуациях, которые казались совсем безнадежными, правда, иногда для этого приходилось вести переговоры с «официальными лицами» не из машины, а с коляски. Большинство сотрудников ГАИ с пониманием относится к инвалидам за рулем, и, насколько мне известно, им даже дано указание при незначительных нарушениях правил снисходительно подходить к нашему брату. Во всяком случае, я много раз испытывал это на себе, причем обнаружил закономерность: чем выше по званию инспектор, тем он мягче. В центре Москвы и других крупных городах дежурят в основном офицеры, и культура их общения с водителями медленно, но растет. Вступать в конфликт с дорожной милицией, конечно, не следует, хотя иной раз хочется "покачать свои права». Если найдет коса на камень, то косой скорее всего окажетесь вы, а не местный сержант, которому доставит большое удовольствие упоение собственной бесконтрольной властью. Должен заметить, что далеко не все инспектора знакомы с исключениями из правил дорожного движения, касающимися инвалидов, поэтому не вредно возить с собой брошюрку с отчеркнутыми заранее параграфами, чтобы при случае ткнуть в них носом. Как-то, проезжая через центральную площадь города Новомосковска на Украине, я на виду у регулировщика остановился у столовой под знаком «Стоянка запрещена». Он отлично видел, что мне выносили обед на подносе прямо в машину, и знак на стекле был заметен издали, но все же, разглядев московские номера (которые действуют на провинциальных гаишников, как красная тряпка на быка), не преминул поднять жезл, как только я поравнялся с ним. Сержант и слышать не хотел о каких-то льготах. Хорошо, у меня была книжка с правилами, и я, гневный от несправедливости, долго не мог найти отпечатанные мелким шрифтом примечания. Конечно, после того, как сунул ему под нос раскрытую в нужном месте страницу, сержант даже не извинился, и мне осталось лишь съязвить по поводу скверной подготовки личного состава в их райотделе и удовлетвориться тем, что я отчитал младшего по званию в присутствии двух милицейских майоров, стоявших неподалеку. Второй случай был посерьезнее. На трассе под Курском при пересечении глубокого оврага произошла крупная авария, к счастью, без жертв, и с обеих сторон дороги возникли пробки. Я оказался в самом начале колонны, но приехавший на разборку сержант приказал осадить задним ходом в гору. Для этого нужно было выполнить довольно сложный маневр, а шел дождь, стекла запотели, заднее стекло было закрыто коляской, и я побоялся столкновения с другими машинами, заблокировавшими меня сзади. Короче говоря, я не подчинился и попросил выпустить меня вперед на трассу, сославшись на инвалидность. Сержант был в ярости, но ему удалось выманить мои документы. Я понял, что мне грозит отсидка до конца разбора аварии, а это пахло не одним часом. Тут мне в голову пришло решение, до которого раньше не мог додуматься: через вышедших из своих машин водителей я попросил, чтобы сержант вызвал по рации для меня «скорую помощь». Через минуту документы были у меня в кармане, и, подождав для приличия еще минут пять, я рванул с места. Может быть, мой опыт поможет кому-то в чрезвычайной обстановке, хотя не хочу, чтобы он рассматривался как совет козырять инвалидностью где попало. Если вам предстоит путешествие по грунтовой дороге, тем более в неустойчивую погоду, позаботьтесь о том, чтобы рядом лежали саперная лопатка, топорик и домкрат. Вы можете сжечь диск сцепления, а себе нервы, даже просто пытаясь съехать с обычной мокрой травы без лопатки и сухих веток. Домкрат будет незаменим, если машина засядет основательно. Летом 1991 года я соблазнил Колю Ч. на его «девятке» прокатиться на плато Чуфут-Кале в окрестностях Бахчисарая. Эту тупиковую лесную дорогу знают только местные, да и то пользуются ею осенью, когда поспевает кизил. Не успели мы подивиться на внушительных размеров стену средневекового караимского городища и полюбоваться видом, открывающимся с головокружительного обрыва, как нас прихватила гроза. Растревоженный Коля кое-как выбрался из леса и начал спускаться по крутой раскисшей колее. Все бы обошлось, если бы не кусок известняка размером с подушку, обломок пласта, залегавшего под толстым слоем глины, по которому мы плавно скользили. Каменюка завораживала ослепительно белым цветом и как бы издали заманивала нас. Как ни старался Николай объехать валун, в конце концов он оказался под нами, и зеленая машина с раскрытыми дверцами стала похожа на коллекционного кузнечика, прижатого булавкой. Опускаю диалог, который происходил между нами, но полной раскованности в выражениях способствовала и полная безлюдность места заточения. Я пенял Коле, что надо было подождать, пока подсохнет, а он костерил меня за то, что заманил его в эту ловушку, и божился, что больше его не совратят никакие красоты Крыма. Остыв от взаимных упреков, мы по очереди стали вымывать камень из глины, направляя под него ручей, стекавший по колее. Через пару часов упорного труда мы убедились, что он прочно уперся нижним концом в материковый пласт, а верхним — в порог машины. Намаявшись, все с ног до головы в грязи, мы стали вспоминать о бревнах, попадавшихся по дороге, но нечего было и думать добраться до них на коляске. Вдруг Коля нерешительно вымолвил: — А не подойдет ли домкрат? Домкрат был извлечен, и автор догадки выполз в жижу. Наши мелиоративные работы не пропали даром, и домкрат теперь можно было поставить на твердый грунт. И вот два безногих, перепачканных глиной и слившихся с местностью искателя приключений, один снаружи, другой — свесившись из окна машины, пытаются выкатить камень из глубокой рытвины... Вся операция от пленения до вздоха облегчения заняла «всего-навсего» четыре часа, но мы доказали, что нет таких трудностей, которые не смогли бы преодолеть те, кого называют инвалидами. Глядя на белую от высохшей глины машину и на нас, в отпадающих струпьях грязи, «Михалыч» (Н. М. Крылов, светлая ему память) заключил: — Все понятно — Лев показывал Крым Николаю. В ситуации похлеще нашей оказался Володя Клопцов из Киева. Он неосмотрительно забрался в одиночку километра на два в глубь леса и безнадежно застрял там. Дотемна он полз по кочкам и кустам к большаку. Ободранного и перепачканного мужчину, лежащего в сумерках на обочине, машины объезжали с опаской, пока один смельчак не решился выяснить, в чем дело, и не помог вытащить застрявшую машину. Месяца два зализывал царапины и ушибы незадачливый любитель леса. Самая удобная для путешествий вещь — это прицепной домик типа «караван». В нем можно жить месяцами «как белому человеку». Некоторые инвалиды делают сами дома на колесах, приспосабливая их к нуждам своей семьи. Игорь Григорьев, которого я упоминал и еще упомяну не раз в этой книжке, изготовил два прицепа. В них предусмотрена автономная система жизнеобеспечения, включая газовую плиту, раковину, туалет, холодильник и телевизор. Чтобы попасть домой на коляске по пандусу, колеса прицепа полностью спускаются. Виктор Рыбаков из Иванове поступил проще: он переделал большой стандартный грузовой прицеп в летний домик, удлинив угловые стойки и сшив стенки из водоотталкивающей, ткани. В качестве потолка Виктор использует «штатный» чехол прицепа. Он утверждает, что в его «бунгало» размещаются на ночлег четверо взрослых. Зная и его самого и его жену, я беру на себя смелость предположить, что другие семьи могли бы отдыхать в таком прицепе и впятером. Промышленность выпускала также прицепы с палатками «Скиф», которые эксплуатируют успешно многие странствующие калеки. Вообще же я рекомендую начинающему новую жизнь и не собирающемуся чахнуть в четырех стенах инвалиду выбраться на машине или без нее на черноморский пляж «Солнышко» под Евпаторией. Там можно познакомиться не только с интересными неунывающими людьми, которые стараются жить полноценно и весело, но и увидеть много полезного для себя. Там можно научиться разбивать палатку и обслуживать машину с коляски, сушить фрукты и делать закатки на зиму, ловить рыбу и готовить плов из мидий, а главное — относиться по-людски друг к другу. На пологом берегу в 12 километрах от Сак и в 8 километрах от Евпатории была расположена автостоянка (кемпинг) для автомашин с ручным управлением. Здесь было оборудовано несколько бетонных съездов к воде, которыми могли пользоваться колясочники, пока их не разрушил шторм. Местные власти перестали заботиться о сохранности этих неказистых сооружений и об удобстве инвалидов. Несмотря на это, атмосфера раскрепощенности и дружелюбия, которая свойственна табору, притягивает сюда сотни людей. Раньше, когда было относительно просто с бензином, продуктами, а деньги были везде одинаковыми, на «Солнышко» съезжались погреться инвалиды не только со своей Украины, но из Мурманска, с Урала, не говоря уже о москвичах и питерцах. Многие подружившиеся здесь семьи заранее списывались и договаривались о сроках своих отпусков и о новых встречах. Не хочется думать о том, что волей политиканов все это оборвется. На «Солнышке» купаются все категории опорников: спинальники, ампутанты, родители привозят больных детей-спастиков. Мой приятель Саша Рыбалкин не пробовал ни разу купаться у себя на родине в Адлере и катит за сотни километров сюда: здесь ему удобнее физически и психологически легче. Он может, не озираясь, обнажить ноги, худобы которых стесняется на противоположном берегу Черного моря. Здесь никто не обращает внимания на лежащие на песке протезы и на резкие движения спастиков. Спинальники заигрывают с фланирующими по кромке прибоя красавицами с соседних автостоянок и подвергают испытанию своих подружек, на которых имеют серьезные и не вполне серьезные виды. Инвалиды проходят здесь притирку к обществу здоровых людей, еще одну ступень в школе преодоления комплекса неполноценности. Жаль только, что не все увозят эти уроки к родному порогу. До сих пор я старался обратить внимание на сложности, которые могут встретиться в дороге, так сказать, индивидуально путешествующим. Групповой автотуризм, конечно, дело более веселое и спокойное, но только при двух условиях: хорошей организации и правильном подборе участников. Под последним понимается не столько одинаковый уровень водительского мастерства и равный класс автомашин, сколько общность интересов и психологическая притирка всех членов группы. Ведь трудно придумать ситуацию более неприятную, когда, приехав в какой-нибудь город, группа раскалывается на несколько фракций, из которых одна рвется на «толкучку», другая тянет осматривать древний монастырь, а третья, самая проголодавшаяся, — в столовую. Даже единоначалие в этом случае не поможет, так как после принятия властного решения командором пробега напряженность внутри коллектива только усилится. Поэтому важно, чтобы в пробеге участвовали единомышленники. Существенное значение имеет соотношение колясочников, ходячих инвалидов и здоровых членов компании, такое, чтобы первые не подвергались дискриминации в отношении места стоянок и ночлега, а также имели равные возможности посещения всех объектов с остальными участниками. Коллективные автопробеги устраиваются москвичами уже в течение нескольких последних лет. В 1989 году три семьи на своих машинах отправились в двухнедельное путешествие по Русскому Северу. В группе из восьми человек были две женщины на колясках. Два года спустя клуб «Контакты» организовал пробег по маршруту Москва — Новгород — Ленинград — Петрозаводск — Вологда — Москва. По ходу пробега к москвичам присоединялись местные инвалиды, так что численность всей группы доходила до 40 человек на 12 автомашинах. Несмотря на возникавшее иногда непонимание между членами такой многочисленной команды, клуб намеревается и впредь развивать коллективный автотуризм как одно из направлений своей деятельности. В наше трудное время, возможно, имеет смысл обмениваться туристическими группами из двух городов, каждая из которых отвечает за размещение и программу для своих гостей. В конце лета 1992 года Московский автомобильный клуб инвалидов (МАКИ) провел месячный автопробег Москва — Барселона — Москва, посвященный IX Параолимпийским Играм. В нем участвовало 5 машин и 12 человек, из них пятеро были на колясках. Из этого путешествия мы извлекли следующие уроки. Подбор команды должен предусматривать не только требования высокого мастерства вождения в условиях европейских дорог и стиля движения по ним, но и психологическую совместимость ее членов. Машины должны быть подготовлены самым лучшим образом, с каждой поломкой связана трата времени и нервотрепка всей команды. Крайне важен выбор главного штурмана, умеющего быстро ориентироваться по картам и в дорожной обстановке, знающего хоть чуть-чуть основные иностранные языки или, по крайней мере, могущего читать латинские буквы. Проблемы, с которыми мы столкнулись в этой месячной поездке, описаны мною в газете «Надежда», причем блуждания в поисках бесплатных дорог во Франции и Италии были едва ли не самыми сложными. Зато там мы не испытали никаких затруднений с ночлегом и бензином — только выкладывай деньги: приблизительно 25 долларов за койку и доллар за литр горючего. Если кто-то соберется коллективно выбраться на машинах за рубеж, наш клуб с удовольствием поделится с ним своим опытом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|