Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика финансово-правовых норм



Отношения, возникающие в процессе финансовой деятель­ности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные пра­вила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность фи­нансово-правовых норм состоит в том, что они носят государст­венно-властный, императивный характер. Государство предпи­сывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей за­конодательных и исполнительных органов, они имеют матери­альное обоснование. Государственные органы, принимая зако­ны и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможно­стями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и дея­тельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанно­сти участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обяза­тельств юридических и физических лиц перед государством, оп­ределяют объем и направление расходов государства, т.е. мате­риальное и денежное содержание юридических прав и обязан­ностей участников финансовых правоотношений.
Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регла­ментируемую нормами права деятельность органов государст­венной власти, органов местного самоуправления по составле­нию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов раз­ных уровней (ст. 6 БК РФ).
Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений. Например, что­бы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как ми­нимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Основа финансово-правовой нормы — диспозиция — со­держит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанно­сти. Так, по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. (введен с 1992 г.) о налоге на прибыль предприятие должно делать в бюджет отчис­ления от прибыли в размере 35%, из которых 13% отчисляются в федеральный бюджет, а до 22% (в зависимости от того, как установят органы субъектов Федерации) — в соответствующий бюджет одного из субъектов Федерации.
Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции.
Санкции финансово-правовых норм, как правило, указыва­ют на меры финансового воздействия за нарушение предписа­ний государства в области финансов. Это пени и штрафы, за­крытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.
В связи с тем что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм име­ет некоторые особенности. Самую распространенную санкцию в области финансового права пеню, например, финансовые орга­ны применяют автоматически, не устанавливая вины за право­нарушение. Эта санкция неизбежно применяется при наруше­нии срока платежа.
В статьях финансового законодательства могут не содержать­ся все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.
По характеру воздействия на участников финансовых отно­шений финансово-правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, вносить в доход бюджета налоги, хранить денежные средства на счетах в кредитных учре­ждениях.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пас­сивное поведение субъектов финансовых отношений и предпи­сывают не совершать действий, нарушающих финансовую дис­циплину и законность. Например, в настоящее время предпри­ятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более 2 млн руб. Совершение сделок за наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое на­рушение.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат до­зволение определенным органам или должностным лицам конкре­тизировать предписания, содержащиеся в какой-либо норме.
В уполномочивающих финансово-правовых нормах категори­ческий характер предписания государства сочетается с опреде­ленными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными пра­вами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.
В условиях становления рынка возросло значение уполномо­чивающих норм, что позволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств. Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участни­ков финансово-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применение экономических мер с тем, чтобы нарушение велений государства отражалось непосредственно на нарушителях.


Кроме указанных признаков финансово-правовые нормы обладают и специфическими особенностями, поскольку они регулируют финансовые отношения. Финансы выполняют в го­сударстве определенные, присущие только им функции: распре­делительную, контрольную и стимулирующую. Поэтому и нор­мы права, регулирующие данную область общественных отно­шений, также несут на себе данные нагрузки. Однако норма пра­ва, регулирующая специфические общественные отношения — отношения в области финансовой деятельности государства, выполняет еще одну, присущую только нормам финансового права, функцию — она должна не только регулировать отноше­ния по распределению и финансовому контролю, но и стимули­ровать действия субъектов в области финансовой деятельности государства*.

* Под стимулированием здесь понимается не просто выделение каких-то благ, а содействие развитию или, наоборот, сокращению с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве. Так, нормы бюджетного права, регулируя отношения по акку­муляции средств в бюджет, принятию бюджета и его исполнению, несут на себе нагрузку прежде всего распределительную.
Проводя работу на основании правовых норм по составле­нию, принятию и исполнению бюджета, государство осуществ­ляет постоянный контроль рублем за всеми областями деятель­ности как в экономике, так и в социальной сфере. Не поступа­ют платежи в бюджетную систему, следовательно, плохо рабо­тают промышленность и торговля. Нет достаточных доходов в бюджете, значит, не выплачиваются ассигнования на социальную сферу и т.п. Иными словами, нормы финансового права так регулируют финансовую деятельность, что в государстве с помощью денег постоянно осуществляются и проявляются пря­мые и обратные связи и одновременно проводится глобальный финансовый контроль — контроль рублем.
Вместе с тем нормы финансового права выполняют и стиму­лирующую функцию. Основными доходами бюджета, в частно­сти, являются налоги, которые способствуют в первую очередь перераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена таким образом, чтобы она, с од­ной стороны, регулировала перераспределение финансовых ре­сурсов государства, а с другой — стимулировала развитие произ­водства, чтобы налогоплательщик имел возможность из прибы­ли отдать государству установленную налоговым законом долю, а затем работал на себя, получая доход и делая инвестиции из своих ресурсов. Непродуманная налоговая политика сегодня привела к тому, что предприятия платят до 80—90 % своей при­были в бюджет и внебюджетные фонды, а их развитие и даль­нейшее существование практически поставлено под угрозу. Следствием существующего налогообложения стало массовое бегство от налогов, что в свою очередь ведет к недобору доходов в бюджет.
Законодатель, работающий с нормами финансового права, должен учитывать все три функции, которые в них заложены.

Вопрос 11

Финансово- правовые отношения(понятие, структура,особенности)

Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения — это один из видов общест­венных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-право­выми нормами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
а) они возникают в процессе финансовой деятельности госу­дарства;
б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
в) они всегда возникают по поводу денег — денежного пла­тежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокуп­ности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
Например, административные штрафы налагаются опреде­ленным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:
1) государственно-властный и
2) имущественный.
Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материаль­ного, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.
Властно-имущественный характер типичен и для определен­ных административных правоотношений (конфискация и рек­визиция, административные денежные штрафы, переход в му­ниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связан­ной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступле­нием денежных средств в доход государства.
По материальному содержанию финансовые правоотноше­ния бывают следующих видов:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного и банковского), расчетов, регу­лируемых финансовым правом;
5) финансовые правоотношения, связанные с регулировани­ем денежного обращения и валютного законодательства.
Во всех этих правоотношениях субъектами являются госу­дарство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.
Государство становится субъектом финансовых правоотно­шений в том случае, когда оно регулирует финансовые отноше­ния между Российской Федерацией и республиками, между Фе­дерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетен­ция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и дру­гими нормативными актами.
Кроме того, как субъект финансового права государство вы­ступает через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы.
Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй сторо­ной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.
Учреждения и организации, состоящие на бюджетном фи­нансировании, также являются участниками финансовых право­отношений. Субъектами здесь выступают распорядители креди­тов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за учет и отчетность расходуемых по смете средств.
Субъектами финансового права являются и отдельные граж­дане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является нали­чие самостоятельного источника дохода (заработка или имуще­ства на территории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.
Отношения, возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственного займа, регулируются на основе общих положений финансового права, предусматривающих доб­ровольное участие гражданина в качестве кредитора государства.
Субъектами правоотношений наряду с гражданами Россий­ской Федерации могут быть иностранцы, проживающие и рабо­тающие в Российской Федерации или имеющие на ее террито­рии законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на осно­ве принципа взаимности в отношениях с другими государствами.
Основанием возникновения, изменения и прекращения фи­нансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекра­щение у отдельных юридических или физических лиц финансо­вых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или ин­дивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Инди­видуальным нормативным актом является извещение финансо­вым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Как событие может рассматриваться увеличение числа иж­дивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финан­сово-правового отношения.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершает­ся на основе нормативного акта в связи с изменением преду­смотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличе­ния или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызыва­ет изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:
— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).
— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
— использование выданных бюджетных ассигнований;
— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.
Прекращение правоотношений по налогам с населения про­исходит по достижении определенного возраста, предусмотрен­ного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в свя­зи с призывом в армию и т.д.

Вопрос 12

Основания возникновения, изменения, прекращения финансовых праовоотношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.