Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы психолого-педагогического исследования.



1. Системный подход к изучаемым объектам. Объект – некая целостность, у которой выявляется её структура, состав и взаимосвязь элементов. Объект одновременно является и элементом другой, более общей системы во всех её взаимосвязях. Например, мышление как психический процесс является системой (виды, свойства, операции, связь с другими процессами), но одновременно входит в структуру психики в целом, в структуру интеллекта.

2. Формализация и операционализация эмпирических исследований.

  • Уточнение исследуемого объекта
  • Однозначность употребляемых понятий
  • Однозначность задаваемых правил сбора информации
  • Разработка планов эксперимента и организация его проведения.

3. Повышение достоверности и надёжности исследования. Достигается за счёт контроля за достоверностью собираемой информации, проведения пробных пилотажных) исследований, проверки конкретных методик на надёжность и достоверность.

4. Значимость математических методов (количественный и качественный анализ полученных данных, достаточное количество методик исследования и количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах).

 

Форма представлений результатов исследования.

Завершением любой научно – исследовательской работы является оформление её результатов. Условно виды представления результатов можно разделить на 4 подвида:

  1. текстовое изложение (текстовая информация): текст, устная речь;
  2. символическая информация: знаки, формулы, модели;
  3. графическая информация: схемы, графики, таблицы;
  4. предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки).

Текстовое изложение. Основной способ передачи информации, организованное по определённым правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) и на научном языке. Любое представление результатов исследования является по своей сути текстом «смешанного» вида: в естественно – речевую структуру включены «куски», сформулированные на строго научном, понятийном языке. Научная терминология очень важна. Поскольку научный термин имеет однозначное предметное содержание, значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В педагогике и психологии грань между научной и обыденной терминологией достаточно тонка, поэтому важно определиться с однозначностью терминологии.

Главное требование к тексту – последовательность и логичность изложения. По возможности не следует перегружать текст избыточной информацией, эмоциональными или неинформативными «кусками», отступлениями. Чтобы привлечь внимание, можно использовать метафоры, примеры к особо значимым для понимания сути звеньям рассуждений. В научном тексте, в отличие от литературной и повседневной речи, преобладают устойчивые структуры и обороты, делающие его похожим на «канцелярит», язык деловых бумаг. На таком языке мы в повседневной жизни не выражаем свои мысли. Но роль научных оборотов в исследовании чрезвычайно велика: внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.

Текст состоит из высказываний, у каждого из которых имеется определённая логическая форма. Основные из них: 1). Индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2). Дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3). Аналогия – нахождение общих черт и закономерностей явлений; 4). Толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

 

Символическая (знаки, формулы, модели) и графическая информация (схемы, графики, таблицы) условно объединяются в группу геометрического описания результатов, поэтому рассмотрим их в единстве. Это традиционные способы кодирования информации, позволяющие представить её наглядно, позволяет дополнить и пояснить текст. У этих способов большая информационная ёмкость (график или таблица могут сообщить о результатах лучше, чем их вербальное описание).

Основные формы графического представления информации:

1. Теоретические модели, выполненные в геометрической форме (куб, пирамида, треугольник и др.). (Вспомните, например, «треугольник» структуры личности С.Л. Рубинштейна, или «ступени» потребностей в гуманистической психологии.)

2. Диаграммы, гистограммы, таблицы и графики. На диаграмме обозначаются два изучаемых признака (диа – два). Один (например, показатель выраженности свойства) – по оси абсцисс, другой (например, время формирования свойства, или показатель другого признака, но связанного с первым) – на оси ординат.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма, позволяющая использовать размер и цвет столбцов для более наглядного представления полученных результатов. В настоящее время гистограммы используют достаточно часто. Если необходимо представить более наглядно соотношения между величинами, например, доли испытуемых с различными качественными особенностями, используют круговую гистограмму, где величина каждого сектора пропорциональна процентному соотношению встречаемости качества. Здесь тоже часто используется различный цвет.

График позволяет наглядно представить кривую распределения или роста качества, признака. На нём можно представить кривые экспериментальной и контрольной групп, кривые показателей качества до и после проведения специальной работы. Не стоит «загружать» один график множеством кривых (не больше четырёх) – теряется смысл графика, трудно вычленить главной – динамику изменения качества.

Таблицы - распространённый способ представления данных, имеют стандартный вид, например: по строкам – испытуемые, по столбцам – значение измеренных параметров. Вид таблиц может варьироваться в зависимости от задач, поставленных исследователем

Ко всем видам графического представления материала предъявляются требования:

  • Графический материал и текст должны взаимно дополнять друг друга.
  • Графический материал должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
  • Каждый график, таблица и др. должен быть подписан (что это представлено) и иметь свой номер (Например, Табл. №1. Показатели развития …..в ЭГ).

Предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки) представляется только в случае необходимости, определяемом исследователем. Например, представляются самые значимые и интересные фотографии, самые оригинальные и информативные детские рисунки, наиболее часто встречаемый вариант заполнения анкеты и др. Это не значит, что надо прикладывать всё, что может представить исследователь: фотографии, анкеты, поделки, рисунки. Исследователю достаточно проанализировать материал экспериментальной работы, а информацию этого типа он может и не представлять.


Вопросы к экзамену по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

  1. Понятие о методе и методологии.
  2. Уровни методологии, их соотношение.
  3. Философские обоснования методологии науки.
  4. Общенаучный уровень методологии психологии.
  5. Конкретно – научные методологические принципы психологических исследований.
  6. Методы психологического исследования.
  7. Библиографические методы исследования, их отличительные признаки.
  8. Методы сбора эмпирических данных, их достоинства и недостатки.
  9. Этические принципы проведения исследований на человеке.
  10. Основные признаки научного экспериментального исследования.
  11. Принципы психологического исследования.
  12. Основные этапы научного экспериментального исследования.
  13. Методика организации и проведения психологических исследований.
  14. Особенности формулировки проблемы исследования.
  15. Виды гипотез, выдвигаемых в психологическом исследовании.
  16. Определение конкретных задач исследования.
  17. Подготовка и проведение экспериментального исследования.
  18. Логика доказательств в психологическом эксперименте.
  19. Основные виды экспериментальной работы. Понятие и назначение пилотажного и основного экспериментов.
  20. Специфика и правила формирующего эксперимента.
  21. Понятие зависимой и независимой переменной.
  22. Правила организации экспериментальной и контрольной групп.
  23. Специфика и возможности констатирующих исследований.
  24. Подбор и апробация психодиагностических методик.
  25. Определение времени, места и процедуры эксперимента.
  26. Выбор средств статистической обработки экспериментальных данных.
  27. Анализ и интерпретация результатов исследования.
  28. Форма представления результатов исследования.
  29. Выработка практических рекомендаций и составление программы их внедрения.
  30. Требования к оформлению экспериментального исследования.

Основная и дополнительная литература

1. Аллахвердян А.Г. Мошкова Г.Ю. Юревич А.В. Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие.-М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство "Флинта", 1998.

2. Брызгалова С.И. Введение в научно – педагогическое исследование. Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное., Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2003

3. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М., 1992.

6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.-С. 49-93.

7. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.- С.101-117.

8. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1994.

9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М., 1997 –С. 9-132. (переиздания 2002).

10. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования.-М., Академия, 2005.

11. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во "Знания", КОО, 2001. — 113 с.

12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.

13. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического исследования. – М., 1990. – С. 13-14.

14. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Кн. 3. – М.: Академия, 2004.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.