Классификация моторных зарубежных масел. Как их выбирать
На рынке появляется все большее количество импортных моторных масел. Наряду с продукцией известных фирм Shell, British Petroleum, Mobil,можно встретить масла Exxon, Castrol.Приобретают известность высококачественные масла фирмы Tedex,появляются ранее малоизвестные в Украине, например, фирм Madrt (Словакия), Quaker State(США) и других. Импортные масла имеют самые разные маркировки, включающие: обозначения в буквах, цифрах; названия фирм, ведомств, которые не всегда дают представление о качестве и назначении этих масел, например, Mobil Super, Mobil Delvac Super 1300, Canada Oil, Super Premium Motor OH, Tedex Motor Oil, Shell Helix-D Diesel plus, Madit Super 2000 (M7ADSPlus), Castrol GTX3, Agip SINT 2000, HDX Plus Essolube, Mogul Super, Quaker State HD Motor Oilи т.д. Как ни странно, внимание покупателя привлекает в первую очередь название фирмы. Конечно, это немаловажный фактор, но не всегда. Масло любой фирмы и страны будет качественным, если оно соответствует определенным требованиям, в частности, международным, которые обеспечиваются классами вязкости SAE (Общество автомобильных инженеров) и методами исследований, определяющими эксплуатационно-технические свойства, предусмотренные классификацией API (Ассоциация инженеров Американского нефтяного института). Есть классификация Европейского содружества — ССМС,спецификации военного ведомства MIL-L, различных фирм. Можно отметить масла фирмы Tedex,которые соответствуют качеству, приведенному в маркировке масла, и стоят дешевле многих других аналогичных, а также появившиеся на нашем рынке качественные масла американской фирмы Quaker State. Имея данные о физико-химических свойствах масел, классе вязкости по SAE и классе по эксплуатационным свойствам API, всегда можно подобрать масло другой страны, фирмы, пригодное для применения или замены. Среди всей информации, приводимой о любом масле, необходимо отыскать классификации SAE и API (или ССМС —АСЕА).Часто одновременно приводятся и другие классификации и спецификации, т.е. подтверждается, что качество масла соответствует не только классификациям, например, API, но и требованиям спецификации военного ведомства MIL-L,т.е. это масло можно применять для гражданской и военной автотехники. Имеются многочисленные фирменные спецификации. Но если масло по эксплуатационным свойствам соответствует международным нормам, классификация API обязательно будет приведена в маркировке масла (или классификация ССМС —АСЕА либо та и другая). Теперь попробуем подобрать масло по этим классификациям. Находим нужные показатели качества — классификацию SAE, которая определяет только степень вязкости и не дает никаких сведений о других качествах масла, конкретном его применении. Согласно SAE, цифра обозначает среднее значение вязкости в универсальных секундах Сейболта (SSU), деленное на 2. Рядом с цифрой может стоять буква W, например, SAE20W,которая говорит о том, что данное масло предназначено для зимней эксплуатации; летние масла такой буквы не имеют, например, SAE 30.Масла для всесезонного применения имеют более сложные обозначения, например, SAE 15W/30 или SAE 15W-30, SAE15W30. Все три обозначения относятся к одному и тому же маслу. Первая цифра обозначает класс вязкости масла при температуре -18°С, вторая — класс вязкости при температуре 100°С. Для использования в Украине лучшими по SAE являются масла с классами вязкости 30 —для летней эксплуатации, 20W и 25W —для зимней эксплуатации, 15W/30 и 20W/30 —для всесезонной эксплуатации. В настоящее время поступает много масел с самыми различными классами вязкости, в том числе SAE 10W/40, которое можно применять на территории Украины. Однако лучше использовать масла вышеприведенных классов вязкости, так как от употребления масла 10W/40 зимой будет увеличиваться расход топлива вследствие повышенной вязкости товарного масла, которая соответствует 14...16 мм2/с (вместо необходимых 10...12 мм2/с). Летом же будет повышенный расход масла на угар из-за пониженной вязкости исходного масла, взятого для приготовления загущенного всесезонного (исходная вязкость масла до загустения составляет около 4 мм2/с при 100°С, чтр является для нашей территории допустимым, но лучше иметь исходную вязкость 5...6 мм2/с при 100°С). Можно подобрать необходимую вязкость масла в каждом конкретном случае (табл. 6). Таблица 6 Соответствие классов вязкости масел
Итак, первое, что необходимо сделать, это выбрать необходимый класс вязкости масла для конкретного двигателя и сезона использования. Допустим, необходимо заменить масло М-8Г1 импортным. Вязкости 8 для зимней эксплуатации соответствует класс вязкости по SAE 20W.Для летней эксплуатации необходимо масло с уровнем вязкости при 100°С 10...12 мм2/с, например М-12Г1. Согласно классификации SAE, этому уровню вязкости соответствует SAE 30.Можно выбрать все-сезонные масла, которые заканчиваются на 30, например, SAE 15W/3O, 2OW/30.Эти масла лучше, чем те, у которых уровень вязкости 40, например, SAE 15W/40, 10W/40.Масла, уровень вязкости (класс вязкости) которых заканчивается на 50, например,20W/50, 5W/50,для применения в автомобилях, эксплуатируемых в Украине, не рекомендуется, так как их вязкость примерно в 2 раза выше необходимой (20...22 мм2/с вместо 10... 12 мм2/с). Подобрав необходимый уровень вязкости, находим классификацию API и выбираем буквы, соответствующие конкретному двигателю. Буква S обозначает, что масло предназначено для бензиновых двигателей, С — для дизелей. Рядом с этими буквами стоят дополнительные, например, С, Е, F: SE, SF и т.д., обозначающие режим работы двигателя — форсированный, высокофорсированный. Для бензиновых двигателей старых моделей применяют масла с обозначениями SE,для современных высокофорсированных двигателей (это основная марка) — SF, для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом используют масла SG, есть и масло SH —для высокофорсированных двигателей с высоким турбонаддувом. С повышением качества масла (от буквы Е к Н) возрастает его стоимость. Необходимо также иметь в виду, что режим работы турбонаддувных высокофорсированных двигателей отличается от режима работы двигателей без турбонаддува. В высокофорсированных бензиновых двигателях с турбонаддувом последних зарубежных моделей должны применяться моторные масла только серии SG,например, в автомобилях AUDI,CHRYSLER, DODGE, LINCOLN, MERCURI, HONDA, HYNDAIи др., а в двигателях таких автомобилей как CADILLAC, CHEVROLET, FORDи других предпочтительнее масла серии SH, реализацию которых на украинском рынке производят фирмы Mobil, Quaker State, Shellи некоторые другие. Для дизелей применяются масла по API: СС — для двигателей без турбонаддува, CD и СЕ —для двигателей с турбонаддувом. Как правило, фирмы приводят двойное обозначение масла, т.е. универсальное масло, пригодное и для карбюраторных, и для дизельных двигателей, например, API SE/SF, API SF/CC(или APISE-SF, API SF-CC).Всегда необходимо отдать предпочтение тому двигателю, который в маркировке масла стоит первым, т.е. из двух приведенных масел первое используют в современных дизелях, второе — в современных высокофорсированных карбюраторных двигателях без турбонаддува. Многие фирмы, приводя двойное обозначение, дополнительно выделяют назначение масла. Например, обозначение Tedex Motor Oil 15W/40 API SE/SFвключает и большими буквами выделенное слово DIESEL,т.е. масло, несмотря на универсальность, предназначено для дизелей. Согласно классификации Европейского содружества ССМС (АСЕА),масла для карбюраторных двигателей обозначают через G, для дизелей — через D, например, ССМС — G3, ССМС — D2. В табл. 7приведено примерное соответствие классификации по нашим стандартам, APIи ССМС. Таблица 7 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|