ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯСтр 1 из 4Следующая ⇒
I. Общие положения Научное общество учащихся (НОУ) — добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определенной отрасли науки, техники, искусства, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки творческой научно-исследовательской, рационализаторско-изобретательской и опытнической деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов. Научные общества учащихся создаются при школах, внешкольных учреждениях, научно-исследовательских и проектных организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, учреждениях культуры, на предприятиях промышленности, связи, строительства, сельского хозяйства. Работают под руководством органов народного образования, действующих в тесном контакте с советами НТО и правлениями общества «Звание». НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз. II. Задачи научного общества учащихся Научные общества учащихся призваны: — активно содействовать школе в воспитании учащихся, в ихвсестороннем развитии, в выработке у школьников творческого отношения к труду и активной жизненной позиции; — формировать у школьников интерес к глубокому изучению основ общественно-политических, гуманитарных, естественных и математических наук, к научно-исследовательской и рационализаторско-изобретательской работе; — учить школьников методам и приемам доступных им научных исследований, умению обращаться с приборами, оборудованием, необходимыми для экспериментов, работать с научной литературой; — пропагандировать достижения отечественной и мировой науки. III. Содержание и организация работы научного общества Главным в содержании работы научного общества является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изученияимиодной из отраслей науки, техники, искусства. Каждая творческая работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально не менее двух раз в месяц под руководством научного руководителя и консультантов на основе утвержденных советом кураторов познавательных программ конкретных объединений и тематики творческих работ учащихся. В период зимних и летних каникул для членов НОУ организуются учебно-инструктивные сборы и профильные лагеря. IV. Структура научного общества учащихся Основой научного общества являются первичные объединения учащихся (они могут иметь различные наименования: секции, научные кружки по областям знаний, клубы, конструкторские бюро и т. д.), создаваемые в школах, внешкольных учреждениях, научно-исследовательских и проектных организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, учреждениях культуры, предприятиях промышленности, связи, строительства, сферы обслуживания, сельского хозяйства. При наличии нескольких первичных объединений создаются районные, городские, областные, краевые и республиканские научные общества учащихся по различным областям науки, техники, искусства. Высшим органом НОУ является сессия всех членов общества, которая проводится один раз в год. На сессии определяются задачи общества на учебный год, подводятся итоги, заслушиваются отчеты о работе отдельных секций или членов общества, утверждаются планы организационно-массовой работы, выбирается ученический совет общества и принимаются другие важные документы и решения по деятельности общества. Для решения организационных вопросов деятельности общества между сессиями избирается ученический совет НОУ. В его функции входят подбор и утверждение бюро первичных объединений НОУ во главе со старостой, прием членов общества, оказание помощи научным руководителям и консультантам в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экспедиций, сессий. Из научных консультантов и руководителей по различным областям знаний создается совет кураторов, который координирует научно-методическую работу НОУ. Ученический совет НОУ работает в тесном контакте с советом кураторов по всем вопросам развития научно-творческой активности членов общества и научной пропаганды среди старшеклассников и населения. Направление и руководство всей научной работой общества, обеспечение занятий квалифицированными руководителями и консультантами осуществляется теми учреждениями и организациями, на базе которых созданы научные общества учащихся. Расходы, связанные с проведением мероприятий НОУ на местах, несут долевых началах органы народного образования, советы НТО, правления общества “3нание”. Специалисты и ученые участвуют в деятельности НОУ на общественных началах. V. Права и обязанности членов научного общества Членами научного общества могут быть школьники, изъявившие добровольное желание работать в научном обществе и рекомендованные учителями, руководителями предметных кружков, организациями, классов. Члены НОУ обязаны активно работать в обществе, участвовать в учебных сборах, научных экспедициях, конференциях, сессиях; творчески выполнять задания общества, а также все требования настоящего Положения, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в пропаганде науки,техники, искусства среди учащихся, в организации Дней науки,техники и производства, выставок работ членов научного общества; отчитываться о своей работе на занятиях секций и сессиях НОУ. Члены НОУ имеют право работать в одной-двух секциях; избирать или быть избранными в ученический совет общества, бюро и другие выборные органы; получать характеристику своей творческой научной работы от ученического совета и научного руководителя. За активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи члены НОУ могут быть представлены к награждению грамотами, значками, бесплатными путевками в пионерские и профильные лагеря, туристские поездки. Лучшие достижения коллективов и членов НОУ могут рекомендоваться для показа на различных выставках. В настоящее время в большей части школьных научных обществ секции физики, химии, математики, биологии и другие часто возглавляют учителя-предметники, которые привлекают консультантов по конкретным вопросам экспериментальных исследований. Одной из главных задач, которые ставит перед собой руководитель секции школьного НОУ, является привитие учащимся вкуса к самообразованию, обучениеих навыкам поисковой работы, формирование потребности, стремления находить практические задачи для разрешения в повседневной жизни, в школьном кабинете, дома, в производственной бригаде, на базовом предприятии. Организуя поисковую работу, руководитель секции ставит задачу, выявляет глубину и характер заинтересованности школьника в ее разрешении, направляет внимание на выявление исторической преемственности в решении практических, технических задач, показывает значение умения решать задачу по-новому, подчеркивает значение тех или иных личных качеств известных деятелей науки, техники и производства. Тему поисковой работы каждый старшеклассник определяет самостоятельно после беседы с учителем, встречи с консультантами. Опыт показывает, что поисковая работа в НОУ может развиваться по следующим направлениям: а) историко-краеведческий поиск; б) теоретические исследования; в) экспериментальные исследования прикладного характера; г) конструирование технических устройств, предназначенных для использования в экспериментальных исследованиях. В последние годы передовые руководители технических кружков и секций НОУ все чаще пытаются совместно с учащимися осваивать методы поиска новых технических решений, они успешно осваивают как общую теорию решения изобретательских задач, так и отдельные алгоритмические и эвристические приемы поиска новых технических решений. Успех исследования зависит в первую очередь от глубины и широты знаний учащихся, от пониманияими существа исследуемой проблемы. Результаты экспериментального исследования во многом зависят от возможностей имеющегося оборудования, аппаратуры и инструмента. Выбор и соответствующий подбор необходимых приборов определяется методом измерения, который в свою очередь зависит от характера измеряемой величины, от требуемой точности и скорости измерений. В каждом процессе измерения выделяют следующие операции: подготовительные; собственно измерение; обработка результатов. Подготовительная операция охватывает такие элементы, как выбор метода измерения, измерительного оборудования, определения измерительной системы вместе с условиями измерений, а также монтаж и контроль измерительной системы. Собственно измерение охватывает определение значения измеряемой величины, выбор пределов измерений, снятие показаний, регистрацию результата измерения. Обработка результатов и завершающие операции включают математическую обработку результатов, определение точности измерения, расшифровку результатов измерения, обработку документации измерения, демонтаж измерительной установки. Самой трудной и существенной из этих операций является расшифровка результатов. Основывается она на физическом анализе явлений, сопутствующих измерению. Определив метод измерения и выбрав приборы, приступают к проектированию установки для испытаний. Эта установка должна обеспечить полную безопасность в работе, быть доступной, обеспечивать легкость монтажа и демонтажа, а также возможность переделок; снабжена необходимой инструкцией по правилам эксплуатации. Разработка и изготовление таких приборов и аппаратов может быть темой конкретного направления работы в кружке или секции НОУ. После завершения подготовительных работ необходимо выделить кружковцев, которые будут проводить конкретные опыты. Более точные результаты в равных условиях получают те школьники, которые лучше понимают суть происходящих процессов, более аккуратны и внимательны. Большую помощь в проведении испытаний оказывают систематически выполняемые записи. Записи желательно проводить в толстой тетради (но не на отдельных листах); для записи лучше использовать чернила. В этой тетради делают чертежи, рисунки и диаграммы. Туда же заносят названия приборов и ход проведения испытаний, включая результаты вычислений. Завершением экспериментальной работы является подготовка отчета, обработанного в виде, пригодном для публикации. Нужно стремиться по возможности быстрее опубликовать выполненную работу. Для этого существуют различные формы: одни могут быть использованы в масштабах кружка, клуба Дворца пионеров, станции и т. д. в виде оформленного реферата, другие изданы в виде статьи, например, в журнале «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Квант» и др. При подготовке материалов к печати следует помнить, для кого предназначена публикация. Она должна содержать общее описание применяемого метода, сведения, относящиеся к исследовательской аппаратуре, результаты измерений, анализ результатов измерений, частные и общие выводы, заключение, библиографию и, конечно, там где это необходимо, краткое изложение хода работы. Результаты измерений представляются чаще всего в виде графиков или таблиц, причем следует отличать результаты измерений от результатов вычислений. Анализ результатов измерений содержит анализ возможных ошибок, определение границ погрешностей измерений. Надо помнить о соответствующем подборе иллюстративных материалов -рисунков, чертежей, фотографий. Рисунки должны быть достаточно выразительны. В связи с этим они выполняются в масштабе 2:1 или 3:1. Чертежи могут быть двух видов: одни должны быть выполнены на небольшом формате и содержать форму кривой (когда речь идет о графиках и диаграммах), а другие — значительно большего формата — должны быть снабжены соответствующей сеткой координат. Лучшим решением является сведение экспериментальных данных в обобщающую таблицу. Фотографии следует выполнить так, чтобы они были контрастными и можно было бы различить отдельные части аппаратуры. В заключение приводят краткий обзор работы в целом и ее основные результаты. Здесь же можно ориентировочно подсказать направление дальнейших исследований. Библиография содержит перечень литературы, которую использовал автор. Перечень составляется в хронологическом или алфавитном порядке.
Ланина, С.178-191
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|