Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМЫ РАБОТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА



Работа УНО строится по двум основным направлениям:

1. Работа школьников в секциях (число секций, тематику их работы утверждает совет УНО).

2. Пропаганда научных знаний среди учащихся школы и населения.

Расскажем подробно о работе ряда секций, которые могут быть представлены в физическом обществе школы. В каждую секцию входят 6—8 человек. В процессе работы секции приобретают актив учащихся.

Лекторское бюро. Задача членов этой секции состоит в подготовке популярных лекций по вопросам новейших достижений науки и техники, антирелигиозной пропаганды, истории физики и техники. Темы лекций предлагает учитель физики, а утверждают члены секции. Число предлагаемых тем должно быть таким, чтобы каждый член лекторского бюро подготовил в течение года 2— 3 лекции. Всё лекции необходимо сопровождать различными демонстрациями, диа- и кинофильмами. При остав.яениичътина-ра боть-еекц,И1мтп прежде всего надо установить сроки первого этапа, в течение которого все члены должны подготовить лекцию и обсудить ее на заседании лекторского бюро.

Обсуждению подвергаются доступность лекции для широкой аудитории, оформление лекции ТСО, эмоциональность речи лектора, возможность дифференциации содержания лекции для учащихся разного возраста.

Тематику лекций следует вывешивать в учительской. Классные руководители и учителя начальных классов, ознакомившись с вей, подают председателю лекторского бюро заявки, в которых указывают тему лекции и дату классного часа. Кроме того, тематику лекций надо передать в детские районные библиотеки, жилищные конторы, соседние школы и т. д.

Лекторская деятельность дает возможность учащимся совершенствовать и расширять свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию. Члены, лекторского бюро учатся самостоятельно работать с литературой, проекционной аппаратурой.

Теоретический отдел. Цель работы этой секции — углубление знаний учащихся, интересующихся физикой.

Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции или на расширенном заседании совета УНО во время проведения в школе декады физики.

Наиболее интересны для учащихся темы рефератов, раскрывающие значение изучаемого материала, например учащимся ХІ класса 489-й ленинградской школы предлагали следующие темы: «Эхо в жизни человека и животных», «Математика в физике», «Оптика миражей», «Электромагнитное поле и жизнь» и т. д.

Руководителями учащихся при написании рефератов могут быть школьные учителя физики, преподаватели кафедр вузов или техникумов, работники шефствующего над школой предприятия, с которыми учитель физики должен заранее договориться. Члены секции могут получить у руководителя список литературы, приходить к нему на консультацию, на базе кафедры или предприятия выполнять опыты по теме реферата (секцию следует условно считать теоретической).

На информационной доске УНО для «теоретиков» можно поместить способы научного поиска — «рецепты».

Рецепт 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого общего сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи.

Рецепт 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики.

Рецепт 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные многообещающие связи. По этому пути поиска идут и физики, и химики, и медики.

Общественным выходом работы членов этой секции является организация научных конференций.

Бюро научной и технической информации (БНиТИ). Основная задача членов этой секции — систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в области физики, астрономии, техники. С этой целью члены секции должны регулярно проводить обзоры научно-популярных журналов («Юный техник», «Квант», «Знание — сила», Техника— молодежи», «Наука и жизнь», «Природа»). При желании можно организовать переписку с редакциями этих журналов или авторами отдельных статей. Для выполнения этой работы за каждым членом секции лучше закрепить определенный журнал и проводить его обзор один раз в месяц. Члены секции могут собираться еженедельно и на каждом заседании заслушивать обзоры разных журналов. На основе этих обзоров члены секции оформляют стенд «Новости науки и техники». В плане работы секции необходимо предусмотреть регулярное обновление информации на этих стендах. Можно объявить соревнование между членами секции за более полное и интересное отражение новостей на стенде.

Члены этой секции должны оповещать учащихся об очередных научно-технических передачах радио и телевидения. Наиболее интересные из этих передач нужно записать на магнитофон. К концу года в кабинете физики может быть собрана богатая фонотека, которой можно пользоваться на уроках физики и ряде внеклассных мероприятий.

Важной работой членов секции является информация учащихся школы о знаменательных датах физического календаря. С этой целью на специальном стенде следует помещать материалы о жизни и научной деятельности ученых и изобретателей, о юбилейных датах постройки электростанций, запуска космических кораблей, введения в строй новых заводов и т. д. Большую помощь учителю и учащимся в этой работе может оказать помещаемый в шестых номерах журнала «Физика в школе» материал под рубрикой «Краткий календарь физики, техники и астрономии на следующий год».

В обязанность членов этой секции входит организация устных журналов для школьников разных классов.

Библиографический отдел.Члены этой секции работают в тесном контакте с БНиТИ и по желанию учащихся могут сделать свою секцию отделов при БНиТИ. Задачей отдела является пропаганда среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы.

Работа секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной библиотеке и составления на них подробных аннотаций. Подобная работа может быть проведена и в ближайшей к школе детской библиотеке. Впоследствии учащиеся следят за поступлением новых книг в библиотеки. Они устраивают выставки новинок, помещая на них красочно оформленные аннотации, отзывы учащихся о прочитанных книгах, рисунки учащихся. Материалы стендов должны периодически обновляться. Можно объявить конкурс среди учащихся школы на лучшую аннотацию, отзыв или рисунок.

Секция смекалистых (можно предложить другое ее название— «Думающая группа»). Эта секция объединяет любителей решения интересных и трудных задач. Задачи для решения на заседаниях секции ее члены подбирают по очереди. Секция имеет свой стенд в кабинете физики, куда помещают задачи заочного конкурса для учащихся школы. Периодически в течение всего года разбираются предложенные решения, победителей награждают и при желании они могут быть приняты в научное общество. Важным этапом в работе секции должны быть организация, подготовка и проведение школьной физической олимпиады. Подготовку желательно наэдяащь с выходам специального выпуска физической стенгазеты, в которой надо поместить обращение к школьникам, положение о проведении олимпиады, план работы УНО. Особенно интересными в газете метут быть два отдела «Знаешь ли ты, что...» и «Почему? » — с вопросами олимпиадного характера.

І тур олимпиады — заочный (устанавливают точные сроки его проведения). Этот тур является как бы подготовительным. В день II тура школьной олимпиады по физике члены секции составляют оргкомитет. Из их числа выбирают ассистентов для проведения олимпиады в классах и последующей проверки работ учащихся.

Итоги школьной олимпиады следует осветить в стенгазете. Победителям олимпиады можно посвятить серию передач школьного радиоузла.

Все члены секции автоматически становятся участниками районного тура олимпиады.

После проведения школьной олимпиады члены секции должны отчитаться о проделанной работе и ее итогах.

Секция занимательной физики. Члены этой секции работают над изучением творческого наследия Я. И. Перельмана. Они собирают материал о замечательном популяризаторе науки, решают предлагаемые в его книгах задачи, делают опыты. В младших классах члены этой секции проводят викторины, часы занимательной физики. Они являются инициаторами и главными организаторами при проведении школьных вечеров занимательной физики.

Ученическое конструкторское бюро УКБ (можно назвать эту секцию БРИЗ — бюро рационализации и изобретательства). В этой секции учащиеся изготавливают и ремонтируют приборы, необходимые для уроков физики, создают приборы и установки по просьбе учителей других предметов, выполняют заказы других секций УНО для проведения вечеров, выставок и т. д.

Среди учащихся школы члены УКБ проводят конкурсы на лучший самодельный прибор или макет, организуют работу ОКБ школы во время декады физики (см. гл. IV).

Работой этой секции могут руководить рабочие или инженеры шефствующего над школой предприятия. Хороших помощников и руководителей школьного УКБ можно найти среди родителей учащихся.

Приведем некоторые конкретные примеры приборов, изготовленных членами этой секции.

1. Члены секции могут помочь организаторам выставки «Формулы и образы» в оборудовании экспозиции, освещающей вопросы истории физики и техники, изготовляя соответствующие приборы. Изготовление таких приборов в значительной степени способствует развитию творческой активности учащихся, поскольку описание этих приборов в различной научной литературе чаще всего сводится к наличию рисунка прибора и некотором указаниям о его применении. Учащиеся имеют возможность сопоставить различные описания, по рисунку начертить чертеж рабочей части прибора и, стараясь сохранить внешний вид прибора, изготовить его. Ряд таких приборов сделан в СКБ ЛГПИ им. А. И. Герцена студентами и школьниками под руководством А. С. Холода.

Модель подъемника. Можно изготовить модель подъемника, использовавшегося в Древнем Риме на различных строительствах (рис. 27).

Рис. 27. Модель подъемника

Модель винта Архимеда для подъема воды (рис. 28) представляет собой полый цилиндр из оргстекла, вокруг оси которого идет винтообразная наклонная плоскость, вплотную прилегающая к стенкам цилиндра. При вращении винта вода поднимается и выливается из цилиндра. Винт спаян из пластинок винипласта.

Модель фонтана Герона (рис. 29) состоит из двух шаров. Верхний наполнен водой. Вода течет по трубке в нижний шар. Вытесняемый ею воздух поступает в верхний шар. Под его давлением вода поднимается по трубке и бьет фонтаном. (При создании модели фонтана «изобретатели» взяли за основу рисунок в книге: Бублейников Ф.Г Веселовский Я. Физика и опыт.—М.: Просвещение, 1970.)

Рис. 28. Модель винта Архимеда

Модель дополнена краном для слива воды. Шары изготовлены из отдельных частей детского набора кухонной посуды, сделанной из плексигласа.

Рис. 29. Модель фонтана Герона

Модель китайского компаса. В одной китайской легенде рассказывается о военной победе императора Хуанг Ти, одержанной более четырех тысяч лет назад. Этой победе он был обязан своим мастерам, изготовившим повозки, на которых были установлены фигурки человека с рукой, вытянутой вперед. Фигурки могли вращаться таким образом, что вытянутая рука всегда показывала на юг. С помощью таких повозок Хуанг Ти смог в густом тумане напасть на врага с тыла и разгромить его. (Подробное описание первых китайских компасов приведено в книге Карцева В. \Магнит а тысячелетия. — М.: Атомиздат, 1982.)

В предлагаемой модели (рис. 30) повозка заменена коробкой из оргстекла. В коробку наливается вода. Фигура человека укреплена на пробке из пенопласта, утяжеленного снизу свинцовыми противовесами. В коробке просверливают сквозное отверстие, в которое запрессовывают керамические магниты, после чего отверстие с обеих сторон заливают парафином. Магниты ориентируются вдоль земного магнитного меридиана.

 

Рис: 30. Модель китайского компаса Рис. 31. Схема мигающего маяка 186

 

 

 

 

Рис. 32. Виды моделей маяков

2. Для оформления экспозиции «Физика и театр» (см. выше) члены секции по просьбе организаторов выставки могут изготовить модель вращающейся елки, модель костра, модели мигающих маяков. Последние собирают по одной схеме (рис. 31), но они могут быть по-разному внешне оформлены (рис. 32). Здесь широко проявляется творческая активность учащихся.

3. Для уроков природоведения члены секции могут изготовить действующие модели фонтана, автопоилки, понтонов, домика с громоотводом и др. Чертежи и рисунки этих моделей приведены в учебнике М. Скаткина «Природоведение» (М.: Просвещение 1976).

 

 

Рис. 33. Модель «кибернетической собаки»

Для изготовления моделей члены секции должны привлечь учащихся IV классов и стать организаторами их работы.

4. Члены секции могут получать заказы на изготовление пособий для уроков географии, истории (электрифицированные карты исторических событий, важнейших электростанций, полезных ископаемых и т. д.).

5. Для уроков анатомии интересно изготовить модель «кибернетической собаки» (рис. 33). С помощью нее можно демонстрировать выработку условных рефлексов. Схема модели дана на рисунке 34.

Рис. 34. Схема модели «кибернетической собаки»

Секция администраторов. Члены этой секции организуют массовую работу по физике со школьниками: проведение экскурсий, физических вечеров, конференций, встреч и т. д. Фактически члены этой секции координируют всю внеклассную работу по предмету. Они являются первыми помощниками учителя физики и даже могут его заменить при проверке некоторых докладов, проведении генеральных репетиций мероприятий и т. д.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ГАЗЕТЫ

Научное общество должно иметь свою стенную газету, которая бы освещала его работу и расширяла кругозор учащихся в области применения законов физики.

Как и другие формы внеклассной работы, физические газеты развивают у учащихся интерес к физике, способствуют выработке навыков работы с литературой, умения в сжатой форме изложить содержание прочитанного.

Организовать выпуск газеты можно по-разному:

1. Газету выпускает каждая секция по очереди, тогда в ней отражается в основном работа этой секции. В этом случае газеты отличаются большим разнообразием содержания. Данная группа учащихся работает над выпуском не более 1—2 раз в год и имеет возможность хорошо подготовить очередной номер газеты.

2. Выпуск газеты организует специальная редколлегия совета УНО. Такие газеты, как правило, шире освещают работу УНО, темы их выпуска легче спланировать, в ней можно организовать отделы связи с читателями «Нам пишут» или «Спрашивай—отвечаем».

3. Учащиеся старших классов выпускают по очереди газеты, содержание которых связано с темами, изучаемыми в VII— VIII классах.

Физическая газета, как и любая другая, обязательно должна быть интересной. Для этого необходимо, чтобы заметки были короткими, написанными понятно и живо, материал злободневным, оформление ярким, привлекающим внимание. Все это можно выполнить, если создать актив энтузиастов, осуществляющих выпуск газеты.

Следует различать тематические физические газеты и физические бюллетени. Первые, пропагандируя физику, углубляют знания учащихся в области той или иной темы и усиливают интерес к ней.

Физические бюллетени носят информационный характер. Они посвящаются юбилейным датам великих физиков, объявлениям о новейших достижениях и открытиях в области физики. Такие бюллетени можно монтировать с помощью вырезок из газет и журналов, сопровождая их красочными заголовками.

Очень важно выбрать удачный формат стенной газеты. Для удобства чтения газеты надо делать горизонтально вытянутыми. Наиболее удобные размеры 2:1. Газета таких размеров вмещает 6—8 колонок, по 15—18 см каждая, и красиво выглядит.

Название газеты должно соответствовать, девизу УНО. Возможны заголовки: «Эврика!», «Внимание, физика!», «Физика — это грандиозно!», «Физика и жизнь», «Физика и мы», «В стране сигма» и др. В заголовке надо поставить номер газеты, дату выпуска, указать, чьим органом является газета. Над заголовком в правом углу газетного листа написать девиз членов УНО.

При составлении плана (эскиза) газеты необходимо прежде всего наметить ее главную тему. Эта тема может быть отражена в передовой статье или ей будет посвящена вся газета.

Оформление газеты может быть различным по своему характеру.

Графическое, когда рисунки и заголовки делают в один-два цвета штрихами или силуэтом.

Декоративно-живописное: многоцветное, красочное.

Аппликационное, когда газета иллюстрируется фотографиями или вырезками из журналов. В этом случае заголовки лучше писать цветной тушью. Такое оформление газеты требует наименьшей затраты времени и достаточно эффективно. Для этой цели надо заранее подбирать и хранить в кабинете физики журналы для вырезок. Порядок выпуска газеты:

1.На листе бумаги составить эскиз будущей газеты с точным распределением материалов между учащимися, выпускающими газету (рис. 35).

2. Одному или двум учащимся поручить сделать заголовок газеты.

3. Ответственный за выпуск должен отредактировать заметки и отдать их перепечатать (или переписать от руки).

4. На подготовленный для газеты лист согласно эскизу приклеить заметки и разместить в газете подобранные иллюстрации.

5. Карандашом наметить тексты заголовков ко всем заметкам (необходимо, чтобы они были разнообразными и выразительными), а затем написать их яркой тушью. Заголовки отдельных материалов не следует размещать на одной горизонтальной линии, чтобы они не сливались в одну черту, разрезающую газету. Такая «встреча» заголовков может быть только в самом верху газеты, но и в этом случае можно «сломать» линию совпадения, помещая фотоснимки или рисунки.

6. Провести вертикальные, линии, разделяющие отделы и заметки. Это придает газете лучший вид и облегчает ее чтение. Заметки необходимо группировать в отделы и объединять общими заголовками, например: «Физика — наука XX века», «Физика на стройке», «В театре», «Выше всех, дальше всех, быстрее всех» (об успехах самолето- и ракетостроения). В газете любой темы могут быть «дежурные» отделы «Знаешь ли ты, что...» и «Почему?», содержание которых соответствует выбранной теме.

Рис. 35. Эскиз физической газеты

 

Если темой газеты выбрана профориентация учащихся, то в заметках следует отразить использование законов физики представителями разных профессий.

Можно выпускать газеты, в которых основная тема отражена только в передовой статье. Такие газеты содержат различные разделы, состоящие из 4—6 заметок: «Физика помогает и объясняет» (о значении физических законов в спорте, биологии, географии, истории), «Очевидное? Нет, еще не изведанное!», «Советские физики — лауреаты Ленинской премии», «Этюды об ученых» и др.

Особое место в газете должны занимать отделы, посвященные хронике школьной «физической» жизни: заметки о лучших «физиках» школы, о новых поступлениях в школьную библиотеку.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.