Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционная реформа 1954 г.



законопроект о которой был предложен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом вдекабре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование правительства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше полномочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повышался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента .вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без дебатов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951–1956 гг. были существенно видоизменены первоначальные принципы представительно-партийного голосования, которые были взаимосвязаны с рождением Конституции IV Республики. Законами (1953–1954 гг. окончательно был решен вопрос о праве правительства издавать законы (правда, определенного содержания, с согласия Тоссовета).
Окончательное преобразование учреждений и Конституции IV Республики произошло уже в обстановке общего социального и политического кризиса конца 1950-х гг., вызванного войной в Алжире.

Установление V Республики.

Конституция 1958 г. (92 ст.), сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально менялаих соотношение. Основой нового государственного уклада сталапрезидентская власть. Президент признавался «гарантом национальной независимости и территориальной целостности» Республики. Он назначал правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Министров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил. Президент пользовался правом роспуска парламента и, кроме всего, мог вообще взять всю полноту государственной власти на себя «когда учреждения республики, независимость нации... оказываются под серьезной и непосредственной угрозой» (ст. 16).
В целом Конституция 1958 г. установила несомненный авторитарный режим, подобный тем, какие характеризовали Францию XIX в. Впредь президент избирался не коллегией а всеобщим голосованием, причем свободное выдвижение кандидатов в президенты ограничивалось.

Вопрос 61. Государственное право в Германии после Ноябрьской революции 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Государственно-политическая эволюция Веймарской республики (1918-1933 годы).

Ноябрьская революция в Германии Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии, под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).

Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) - 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом тогда культурном центре Германии. В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена правления социал-демократической партии с 1905 г., руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916г., назначенного канцлером Германии (по указу принца Макса Баденского). Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23). Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики ("империи"). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму (ст.68). Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и эмиграция и т.д.- находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель. Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Этим правом воспользовался в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера. Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных конституций. Наконец, в непременной компетенции президента находилось и назначение правительства - и его главы, и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.

Конституция подчеркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось "формулирование основных принципов политики" руководимого им правительства. Сквозь новое, республиканское обличье проступали знакомые имперские черты. Декретировав существование выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно", если, разумеется, они служат достаточно безупречно. Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии.

Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т.д. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, "нравственное попечение о душе", т.е. противодействие атеизму было государственной политикой. Особое значение имела ст. 165 конституции, предписывавшая создание рабочих советов на предприятиях и в округах. "Рабочие и служащие, - говорилось в конституции, - призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)".

 

Итоги германской революции 1918-1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, "права на труд и охрану труда" свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории.

 

Вопрос 62. Установление и юридическое оформление и государственный механизм национал–социалис-тической диктатуры в Германии в период Третьей империи (1933-1945 годы). Сущность тоталитарного политического режима. Правовая система национал-социалистической диктатуры: расовое законодательство, гражданское, уголовное и процессуальное право.

К началу 1930-х гг. Германия оказалась в очередном политическом кризисе. Правительство оказалось неспособно решить социальные и экономически-финансовые проблемы страны. Последствия поражения в войне постоянно порождали оппозиционно-националистические настроения. Данные проблемы обострились в условиях общеевропейского экономического кризиса.

30 января 1933 г. Президент Германии фельдмаршал Гинденбург, не выдержав давление со стороны своего окружения и из-за неспособности правительства К. Шляйхера справится с ситуацией, призвал Адольфа Гитлера на пост имперского канцлера (рейхсканцлера). Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге.

За Гитлера голосовали самые разные социальные слои и группы населения. Социальную, политическую и психологическую неустроенность этих людей он сумел использовать, показывая им путь к спасению себя и униженного отечества, Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддержку официальных и неофициальных правящих кругов и стоящих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и республикой.

Собравшийся 21 марта 1933 г. райхстаг при подавляющем одобрении депутатов принял основные акты о чрезвычайных правительственных полномочиях и, по сути, конституировал диктатуру НСДАП. Эта политическая революция в течение нескольких ближайших месяцев разрушила принципы Веймарской конституции и более чем на десятилетие (1933-1945 гг.) сформировала совершенно новый, небывалый в истории тоталитарный право-государственный уклад в рамках номинально сохранявшейся республики.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии: а) монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом; б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев; в) рабочий класс Германии, и это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому ослабленным.

закон 24 марта 1933 г. «Об устранении бедственного положения народа и империи». Согласно закону за правительством закреплялось неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклоняться от имперской конституции» (не затрагивая правового положения райхстага, райхстата и президента). Важнейшей чертой нового уклада была персонализация правительственной власти – вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. В итоге с августа 1934 г. Гитлер сосредоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, обнародование законов, назначение министров, чиновников и офицеров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование. Все эти полномочия были пожизненными, и по закону Гитлер был вправе лично определить своего преемника. Практически абсолютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреплен постановлением райхстага 26 апреля 1942 г., которым он был определен «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, главой правительства и высшим обладателем правительственной власти, верховным судьей и фюрером Партии единовременно».

В государстве формально продолжало существовать народовластие, которое приобрело новые формы. Основной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из Лиги Наций (1933 г.), о президентских полномочиях райхсканцлера (1934 г.), об объединении с Австрией (1938 г.). Сохранялся и райхстаг. Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров. Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились такие административные монстры как Министерство пропаганды (1933), охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др.

Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники (в т.ч. земель, общин) были объявлены единой корпорацией государственных служащих.

 

 

82.2. Правовая политика

В период национал-социалистической диктатуры кардинально преобразовалась правовая система Германии. Преобразования выражались не только в потоке нового по своим правовым началам законодательства, но и в директивных предписаниях об изменении практики применения прежней системы кодексов. Такой подход не был неожиданным, а опирался на заранее декларированную идею слома всего старого права, которая заключалась в п. 19 Программы НСДАП: «Мы требуем немецкого народного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Тезисы о «римском» и «немецком» праве имели мало отношения к реальности, а были лишь подразумением права органического, выражающего общественное развитие, и идеального права, подчиненного новой политической идее «блага немецкого народа».

 

Расовое законодательство

Социальная политика нацистской диктатуры, включая реформирование принципов гражданского права, опиралась на совершенно новое представление о статусе гражданина – полноправии в зависимости от расовой (национальной) принадлежности.

Ориентирование на национальные интересы немецкого народа, рабочего класса, было важной частью общей программы НСДАП. Именно оно, в противовес отвлеченно-интернационалистической позиции других левых партий, привлекло к НСДАП массы. Тем более, что в сложившихся условиях Германии 1920-х гг. доминирование ненационального, прежде всего еврейского капитала, в банковском деле, в прессе, в важных отраслях экономики составило объективную проблему, с решением которой рабочая масса готова была связать разрешение всех прочих бед жизни.

Основным для новой расовой политики стал Закон о гражданстве 15 сентября 1935 г. В соответствии с ним жители государства подразделялись на две категории: граждан и подданных. Гражданами райха признавались только подданные немецкой или немецко-родственной национальности. Только за ними могли быть признаны политические права, включая пользование помощью государства в социальных вопросах, полные гражданские права и т. д. Подданными были все прочие, и за ними не признавались политические права, возможности владеть некоторыми имуществами (например, крестьянскими наследственными дворами) и т. д. Однако и в отношении граждан действовало дополнительное политическое ограничение: гражданин обязан был своим поведением «доказывать, что желает и способен верно служить германскому народу».

 

Гражданское право

В области гражданского права результаты провозглашенной правовой политики не были вполне достигнуты: полной замены прежнего германского права не состоялось, хотя многие важные институты были деформированы либо законодательно, либо судебной практикой.

С 1937 г. основной свод германского права – Гражданское уложение 1896 г. – был заменен совокупностью отдельных переработанных законов, общая часть его была вовсе отменена (в связи с совершенно новыми правоположениями о правах физических и юридических лиц, предоставлении гражданства и т. п.). Создание нового, т. н. «Народного уложения», которое началось с 1939 г., не было завершено: к 1942 г. комиссия Академии немецкого права подготовила только предварительный проект.

Судебная практика существенно видоизменила право собственности – в сторону его резкого ограничения. В особенности это коснулось недвижимой собственности в городах. Разрешалось самовольное строительство на чужой земле «в общественно-полезных целях», самовольное использование собственности социально-привилегированными субъектами (членами НСДАП, арийцами и т. п.). В сельской местности права земельных собственников ограничивались в пользу устраиваемых по соседству спортивных сооружений, лесных и оздоровительных лагерей (запрещалось строить мешающие спорту ограждения, заборы и т. д.).

Государственное регулирование социально-хозяйственных связей сократило значение частных обязательств. Несоблюдение установленных предписаний в области цен на основные товары влекло даже уголовные санкции

 

Уголовное право

Для нацистской диктатуры уголовное право в особенности выполняло функцию политической репрессии. Оно служило главным образом подавлению политических противников и противостоящих политических групп, а уже во вторую очередь – достижению обыденного «общественного порядка».

Партия была поставлена в привилегированное положение в уголовном праве. Самым первым законом диктатуры стала отмена уголовных наказаний за преступления, совершенные в ходе борьбы за национальное «выживание» немецкого народа, т.е. в ходе предвыборных кампаний 1932-1933 гг.

Значительно ужесточена была ответственность за государственные преступления. Причем основным преследуемым деянием здесь стал подлинный или предполагаемый терроризм против членов партии или должностных лиц государства. Ответственность за это преступление была установлена (1933 г.) в виде смертной казни или заключения свыше 15 лет. В случае государственных преступлений были введены новые формы смертной казни – с 1933 г. повешение, в годы войны применяли и гильотину.

В уголовном праве появились новые составы преступлений. Одним из наиболее важных стали нарушения расового законодательства. В августе 1938 г. был издан закон об особой ответственности за преступления против вооруженной силы, под которыми понимались самые разные действия, направленные к прямому или даже косвенному ущербу боеспособности вермахта. Наказания за этот вид преступлений предусматривались самые тяжелые.

Вопрос 63. Образование ФРГ и ГДР. Оккупационный статут. Государственное право ФРГ. Конституция ФРГ 1949 года.

 

После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.

Важнейшие соглашения по “германскому вопросу” были приняты на трехсторонней конференций СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле—августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии, закрепленных в документе: “Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода”. Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения “в практически кратчайший срок” фашизма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности демократических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого государства.

Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландтагов земель, в которых приняли участие Социалистическая единая партия Германии, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая партия Германии.

Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлятьСоюзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников, решения в котором должны были приниматься на основе консенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов.

Вся будущая подготовительная работа для СКС возлагалась на Совет министров иностранных дел союзников (СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это время принципов единства' Германии стала формула “Восточная и Западная зоны”, возникшая в ходе общей дискуссии на Потсдамской конференции по поводу репараций. По этой формуле, с разных идейных позиций и стали проводиться в жизнь “экономические и политические принципы при обращении с Германией”, принятые в Потсдаме.

Уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД госсекретарь США объявил о намерении объединить свою зону с британской и создать “Бизонию”. Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым было поставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой точки многочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр.

После Нюрнбергского процесса по делу главных немецких преступников в 1945—1946 гг. в проведение политики денацификации были подключены и немцы. Был принят ряд законов, на основании которых вводилась система местных немецких комиссий (шпрухкаммер) по денацификации и пр. Действуя вместе с трибуналами союзников, они были призваны выявлять нацистов, классифицируя немцев по степени их причастности к “Третьему рейху” на 5 категорий: “главные виновники”, “обремененные виной”, “менее обремененные”, “попутчики” и “незатронутые”.

В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства. Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к БизониИ была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июнЕ 1948 г. в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным. Федеративная Республика Германия была создана в 1949 году на территориибританской, американской и французской оккупационных зон. 23 мая 1949 года была введена в действие ранее подписанная представителями трёх держав Конституция ФРГ. 7 сентября 1949 года первая сессия национального парламента провозгласила создание нового государства. Столицей ФРГ стал город Бонн. Первым федеральным канцлером ФРГ (1949—1963 гг.) стал Конрад Аденауэр, выдвинувший концепциюсоциальной рыночной экономики. Аденауэр был один из основателей (1946) и с 1950 года председатель партии Христианско-демократический союз.

 

. Параллельно шел процесс возрождения государственности в восточной зоне – но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ). В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт СВАГ обладала высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восстановлено местное самоуправление – краевые и земельные собрания (ландтаги). Важнейшее значение имела провозглашенная 25 февраля 1947 г. ликвидация Прусского государства – его территория была распределена между новыми землями-областями. Влияние СЕПГ в восточной зоне определило то, что краевые и земельные собрания конституировались посоветскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии.

ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет ее был ограниченным. Согласно Оккупационному статуту правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя, внешней торговлей, внешними сношениями и международными соглашениями Германии, осуществлением демилитаризации, включая вмешательство в этих целях во все сферы хозяйственной и научной жизни; оккупационные войска обладали хозяйственной и правовой экстерриториальностью. Впоследствии Статут был несколько пересмотрен в пользу самостоятельности ФРГ.

ОККУПАЦИОННЫЙ СТАТУТ

Оккупационный статут датируется 21 сентября 1949 года. ( текст приводится из хрестоматии )

О.с. определяет полномочия, которые сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соед. Королевства.

…специально оговариваются ( за оккупирующими державами ) полномочия в след. Областях, включая право затребования и проверки сведений и статистических данных, необходимых оккупационным властям

 

а) разоружение и демилитаризация, в том числе свя-

занные с этим области научных исследований, запрещение

и ограничения, налагаемые на правительство и гражданс-

кую авиацию;

б) контроль над Руром, реституциями, репарациями,

декартелизацией, деконцентрацией, вопросами недискрими-

нации, торговлей, иностранными интересами в Германии и

претензиями к Германии;

в) внешние сношения, в том числе международные сог-

лашения, заключенные самой Германией или от ее имени;

г) перемещенные лица и допуск беженцев; д) защита

престижа и безопасности союзных оккупационных

войск, лиц, состоящих при них, вольнонаемных служащих и

их представителей, их иммунитета, а также покрытие ок-

купационных расходов и удовлетворение их прочих требо-

ваний;

е) соблюдение основного закона и конституций земель;

ж) контроль над внешней торговлей и валютными опера-

циями; з) контроль над внутренними делами - только в

той мини-

мальной степени, в какой это необходимо для обеспечения

правильного расходования денежных средств, продовольст-

вия и других видов снабжения в целях максимального сок-

ращения потребности Германии в оказании ей помощи изв-

не;

и) контроль над обращением с лицами, находящимися в не-

мецких тюрьмах, ранее обвиненными или приговоренными

или трибуналами оккупационных, или оккупационными

властями, над выполнением приговоров, вынесенных им, и

над вопросами амнистии, помилования или освобождения

этих лиц.

Правительства Трех стран также сохраняют за собой право , действуя по инструкции правительств, взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если сочтут необходимым для обеспечения безопасности и сохранения демокр. Образа правления в Германии или в порядке выполнения международных обязательств. ( неточный текст )

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ФРГ

Текст дается на основе Конституции 1949г., Бонн.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;

3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - правом и законом;

4. Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные - т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции - принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата - Бундесрат, нижняя - Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ - это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза.

КОНСТИТУЦИЯ ФРГ

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Основной закон -- это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III--VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

 

64 65 66 китай япония!!!

 

Вопрос 68. Дуализм частного права в Германии. Торговое право Германии конца XIX века. Германское торговое уложение 1897 года. Германское гражданское уложение 1900 года. Разработка и система кодекса. Лица. Вещное и обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

Вопрос 68. Дуализм частного права в Германии. Торговое право Германии конца XIX века. Германское торговое уложение 1897 года. Германское гражданское уложение 1900 года. Разработка и система кодекса. Лица. Вещное и обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

Германское гражданское уложение было принято в 1900 г. в силу необходимости унификации права.В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывается на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7лет до 21 года уложение устанавливает различные степени ограниченной дееспособности.

Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц:

• ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели);

• учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Она вытекает из самого факта их образования.

2. Вещное право. Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей.Ггу называется ряд вещных прав:право собственности, владение, право на приобретение какой-либо вещи.Основным вещным правом является право собственности.Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности, но Вместе с тем уложение содержит ограничения прав собственника.

3. Обязательственное право.. Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор. Можно выделить отличительные черты договора:

• договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами;

• содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора.

Ггу устанавливает условия действительности договоров:

• соответствие договора законам;

• дееспособность лиц, заключающих сделку.

Германское гражданское уложение регулирует более 20 видов договоров- купля-продажа, наем и др.

4. Семейное право.Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак.

Брачный возраст установлен для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 . необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей.

Препятствиями для действительности брака могут служить:

• близкое родство;

• нерасторжение первого брака;

• женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.

Развод допускается только в определенных законом случаях. Основаниями для развода признаются:

• прелюбодеяние;

• посягательство на жизнь другого супруга;

• злонамеренное оставление;

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов.

Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.

5.Наследственное право При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, де

Вопрос 69. Изменения в гражданском и торговом праве в период развитого буржуазного государства (в XX веке): лица, законодательство об акционерных обществах и антимонопольное законодательство.

Изменения в гражданском и торговом праве в период развитого буржуазного государства (в XX веке): лица, законодательство об акционерных обществах и антимонопольное законодательство.

В XX в. важнейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становится акционерное общество, объединяющее в единый акционерный капитал индивидуальные капиталы с ограниченной ответственностью его участников.Акционерное законодательство позволяло предпринимателям искать наиболее выгодные сферы бизнеса, добиваться большого производственного и коммерческого успеха, устанавливать контроль за целыми отраслями экономики.Новейшее законодательство об акционерных компаниях предусматривает выпуск акций и иных ценных бумаг, что позволяет руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал.

Регламентируя внутренние отношения, складывающиеся в акционерных обществах, законодательство расширяет полномочия правления за счет ограничения прав общего собрания акционеров. Практически правление во все большей степени подменяет собой общее собрание.

Характерным для акционерного законодательства последних десятилетий является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью компаний и корпораций, оно передает повседневное управление делами этих компаний профессионально подготовленным служащим менеджерам. Это означало разделение в корпорациях функций собственника и функций оперативного руководства текущими делами.

Новое акционерное законодательство создает благоприятные условия для организации суперобъединений, участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые акционерные общества и корпорации.

В течение XX века существенные изменения претерпевают субъекты права.

Изменяется прежде всего статус физических лиц, утверждается равенство всех

лиц без различия национальности, пола, семейного положения и пр.

Большинство стран различает юридические лица частного и публичного

права. К юридическим лицам частного права относятся банковско-коммерческие,

промышленные и др. организации, создаваемые частными лицами. Государство, государственные организации и учреждения относятся к

юридическим лицам публичного права.

В настоящее время видами юридического лица частного права по

законодательству многих стран являются акционерные общества и общества с

ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) определяется как особая организационная форма

объединения предприятий, организаций и отдельных лиц, созданная его

участниками-акционерами. Уставной капитал АО образуется главным образом засчет продажи выпущенных этим обществом ценных бумаг - акций.

В настоящее время получили распространение следующие виды акций:

именные - их обладатели занесены в реестр акционеров, фамилия указана на

самой акции.

На предъявителя - переход права собственности ограничивается простой

передачей документа.

Кроме того акции делятся на привилегированные и обыкновенные.

Привилегированные акции дают право на повышенный размер дивиденда,

первоочередность получения дохода и т.д., но не участвуют в управлении АО.

Обыкновенные акции лишены каких-либо преимуществ, но дают право голоса на

общем собрании акционеров.

Общество с ограниченной ответственностью, впервые появившись в Германии

в конце XIX века, впоследствии получило широкое распространение.

Общество с ограниченной ответственностью (000) определяется как

объединение лиц под общей фирмой, признаваемой юридическим лицом и несущейисключительную ответственность.

ООО имеют меньшие размеры минимального уставного капитала,

менее жестокие требования к публичной отчетности, большие права рядовых

участников на информацию о состоянии дел, больше свободы выбора характера и

формы ведения дел. Это привело к преобладанию 000 по сравнению с

акционерными обществами.

 

 

Вопрос 71. Изменения в уголовном праве англосаксонской системы в период развитого буржуазного государства. Уголовные законы Великобритании; Уголовный кодекс штата Нью-Йорк 1967 года; Федеральные уголовные законы США (1970; Свод законов США, титул 18).

Англия:

В XX в. политика упрощения и модернизации уголовного права продолжилась путем издания консолидированных актов или актов, имеющих элементы кодификации, т. е. содержащих новые правовые положения. Так, в 1913 г. в результате объединения 73 статутов было консолидировано законодательство об уголовно наказуемой подделке, а в 1956 г. осуществлена кодификация норм об ответственности за половые преступления.

Необходимость перестройки всей уголовной политики в связи с меняющимися общественными условиями, в том числе ростом преступности, повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезные изменения английского уголовного права произошли во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Комиссии по реформе права, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. В 1967 г. с инициативой подготовки проекта Уголовного кодекса для Англии и Уэльса выступил министр внутренних дел Р. Дженнинс. В 1985 г. такой проект был подготовлен, а затем опубликован для ознакомления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. В 1989 г. парламенту был представлен окончательный вариант проекта из 220 статей, объединенных в две части — «Общие принципы уголовной ответственности» и «Преступления» (два раздела -«О преступлениях против личности» и «Об имущественных преступлениях»). В целом Комиссии по реформе права и парламент, который так и не одобрил проект УК, проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии, которое насчитывало по некоторым оценкам примерно 7000—7200 составов преступлений, рассредоточенных по различным источникам.

 

В 60—80-е гг. был принят ряд важных актов по вопросам обшей части уголовного права. Особое место здесь занимал Акт об уголовном праве 1967 г., который окончательно отменит ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонии и мисдиминоры. Еще ранее, в 1945 г., были упразднены различия между фелонией и изменой. В законодательном порядке вводилась новая классификация преступных деяний, в частности выделялась особая категория тяжких преступлений с наказанием в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет Для этой группы преступлений была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных, менее общественно опасных преступлений такая процедура ареста не предусматривалась.

 

В результате целого ряда уголовно-правовых актов (Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг., Закон о преступлении (наказании) 1997 г.) подавляющее большинство институтов Обшей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование лишь таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлении было закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оставалось в сфере регулирования общего права: недонесение об измене, отдельные виды убийств.

 

Важным направлением реформы уголовного права в конце XX в. выступают гуманизация и оптимизация наказания. Это выразилось в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969г. была отменена смертная казнь лаже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смертную казнь по таким преступлениям, как государственная измена, пиратство и подлог королевских доков. Но практически в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления.

 

В 1948 г. были отменены каторжные работы, и наиболее тяжелым видом наказания стало лишение свободы с различным режимом Но современная пенитенциарная политика больше ориентируется на реадаптацию преступников, а поэтому нашла свое выражение в создании специальных детских исправительных учреждений и даже «открытых тюрем».

 

Широкое распространение в Англии получило условное неисполнение или неназначение наказания (пробация), которое является эффективным способом социальной адаптации осужденного. проходящей при особом контроле со стороны работников специальной социальной службы.

 

Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними перегрузки и медлительность самого судебного процесса потребовали во второй половине XX в. дальнейшего реформирования всей судебной системы и уголовного судопроизводства.

Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Акт о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а также создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

 

В 80-е гг. издается серия законов, которые в определенной степени консолидирован уголовный процесс страны (Закон об уголовном правосудии 1982 г.Закон об обвинении 1985 г., Закон об уголовном правосудии 1988 г. и др.).

Акт о судах и правовом обслуживании 1990 г. демократизировал судебный процесс, ввел неизвестную ранее английскому судебному праву категорию правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные монополии барристеров и солиситоров, существующие еще со времен Средневековья. С 1985 г. в Англии наряду с обвинителями по поручению полиции и потерпевших стаза действовать система государственных обвинителей по наиболее важным уголовным делам.

 

При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе возросла роль полиции. Тем не менее. Законом о полиции и доказательствах по уголовным делам 1994 г. деятельность полицейских органов ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных данных.

Важное место в английской судебной системе и уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. В ходе судебной реформы 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было ранее, а чиновниками, назначенными лордом-канцлером. С 1972 г. для присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы.

 

Все указанные выше изменения были консолидированы Законом о жюри присяжных 1974 г. и Законом о дисквалификации присяжных 1984 г., а также рядом подзаконных актов. Так. ст. 17 Закона 1974 г. корректирует известное в Англии с XIV в. требование обязательного единогласия всех присяжных при вынесении обвинительного вердикта. Такой вердикт считается принятым при наличии квалифицированного большинства голосов, т. е. не менее 10 из 12 присяжных должны проголосовать «виновен».

Но в целом роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, в так называемом суммарном порядке.

 

США:

Для эффективной борьбы с преступностью нужны были не отдельные уголовные законы и изолированные меры, а направленная и скоординированная государственная политика на федеральном и местном уровне. Это, в свою очередь, настоятельно требовало сближения и унификации уголовно-правового законодательства отдельных штатов. Одним из результатов этого процесса стала разработка Институтом американского права в 1962 г. Примерного уголовного кодекса, который задумывался именно как «примерный», а не «единый» или «единообразный». Он состоял из четырех частей: ч. 1 «Общие положения», описывающая институты уголовного закона, преступления и наказания; ч. 2 «Определение конкретных преступлений», представляющая собой Особенную часть, в которой преступления были сгруппированы по объектам посягательства; ч.3«Воздействие и исправление» и ч. 4 «Организация исправительных учреждений».

 

Хотя этот акт имел неофициальным характер и служил лишь образцом рационального и более совершенного в технико-юридическом отношении документа, он оказал большое влияние на уголовно-правовые системы отдельных штатов, способствовал и упорядочению и сближению. Итогом стала рекодификация, принятие новых уголовных кодексов в большинстве штатов, которые теперь отличались большим единообразием, достаточно высоким уровнем систематизации и общей либеральной направленностью. Так, испытал большое влияние Примерного уголовного кодекса принятый в штате Нью-Йорк Уголовный кодекс 1965 г. (вступил в силу в 1967 г.), который, в свою очередь. оказал воздействие на дальнейшее реформирование уголовного права в стране.

 

В ходе реформы уголовного законодательства США позаимствованное из английского права деление преступлений на фелонии и мисдиминоры не раз претерпевало изменения. Различия между этими двумя группами преступлений имели материально-правовое и процессуальное значение, Фелонии по сравнению с мисдиминора ми — это тяжкие преступления, которые влекут за собой тюремное заключение на срок свыше одной) года. Группу мисдиминоров составляют менее тяжкие деяния с наказанием в виде тюремного заключения до одного года включительно. В отношении лиц, совершивших тяжкие преступления (фелонию), требуется меньше формальностей для ареста, но в то же время необходимо привлечение к делу адвоката. Эти две большие группы преступлений были в свою очередь разделены на несколько классов (степеней). Кроме того, большинство уголовных кодексов штатов предусматривает еще третью группу преступлений под названием «нарушения», которые главным образом состоят в различных дорожно-транспортных проступках.

 

Примерный уголовный кодекс США различает два вида уголовных правонарушений: преступления, которые подраздели на фелонии, мисдиминоры и малые мисдиминоры, и нарушения, совершения которых может повлечь за собой наложение штрафа или другого имущественного взыскания. В 1984 г в разд. 18 СЗ США была закреплена новая классификация преступлений: фелонии пяти классов, мисдиминоры трех классов а также нарушения, если наказание установлено в виде лишения свободы до пяти дней или не связано с лишением свободы. Наряду с традиционными преступлениями выделилась такая группа, как «регулятивные преступления», или преступления против общественного благосостояния. Они являются продуктом сравнительно недавнего развития статутного права в области социально-экономических отношений (в частности, в сфере изготовления и реализации пищевых продуктов, регулирования условий труда, движения автомобилей на городских автодорогах, железнодорожного движения, функционирования органов местной власти). Подобные преступления сконструированы посредством отсылочных норм и рассматриваются в суммарном (упрощенном) порядке.

 

Рост специального законодательства о мелких (полицейских) правонарушениях, не предполагающих момента серьезной моральной вины, обусловил новое понимание вины как проявления воли, направленной на нарушение идеального стандарта социального поведения. Лицо могло быть признано виновным вне зависимости от своего психического (субъективного) состояния, но на основании того, что его поступок, будучи субъективно невиновным, носил явно антисоциальный характер.

 

На уровне прецедентного права происходило становление и развитие института уголовной ответственности юридических лиц. В 1909 г. Верховный суд США по сути дела признал концепцию корпоративной ответственности, заявив «что действие агента (представителя), осуществляющего делегированные ему полномочия... может контролироваться в интересах публичной политики посредством вменения его действия в вину его работодателю и назначения наказаний корпорации, в интересах которой он действует». Корпорации, признанные виновными в инкриминируемых им деяниях, подвергались наказаниям в виде штрафа, конфискации преступных доходов, запрещения заниматься определенными видами коммерческой деятельности, роспуска (ликвидации) корпорации.

 

Основными видами наказаний для физических лиц оставались смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнительных наказаний судом могли быть назначены конфискация имущества, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, ограничение или лишение отдельных субъективных прав (например, права на вождение машины) и т. д.

 

В XX в. система наказаний в американском уголовном праве подверглась либерализации, что нашло отражение, в частности, в отношении к смертной казни. Ранее она предусматривалась как в федеральном законодательстве, так и в законах отдельных штатов в случае совершения тяжких преступлений. Во второй половине XX в. в США развернулось широкое движение за отмену смертной казни. В результате некоторые штаты приняли законы об отмене смертной казни. Сократилось число смертных приговоров и в тех штатах, где таковые еще предусматривались законодательством. С 1967 г. был установлен по сути дела мораторий на исполнение смертных приговоров, что привело к образованию своеобразной «очереди смертников».

 

Поскольку указанный мораторий не имел официального значения, а суды штатов продолжали выносить смертные приговоры, Верховный суд США, рассмотрев в 1972 г. апелляцию по делу Фурмэна, сформулировал свою принципиальную позицию по этому вопросу. Суд признал смертные приговоры, вынесенные на основе действовавших тогда уголовных законов штатов, в качестве «жестоких и необычных» мер наказания, противоречащих Поправкам VIII и XIV к федеральной Конституции. Однако уже спустя четыре года Верховный суд при рассмотрении дела Грегга постановил, что «смертная казнь сама по себе не составляет нарушения Конституции». В связи с этим штатам было рекомендовано пересмотреть их законодательство с целью более точного определения условий назначения смертной казни как исключительной меры наказания. Ссылаясь на федеральную Конституцию, суд ограничил возможность ее применения следующими условиями: совершение тяжкого убийства или убийства, последовавшего в результате другого тяжкого преступления; применение смертной казни к лицам уже достигшим к моменту преступления 16 лет; предоставление суду присяжных при вынесении приговора возможности выбора между смертной казнью и пожизненным заключением.

 

К началу 90-х гг. XX в. смертная казнь (электрический стул, газовая камера и др.) продолжала сохраняться как мера наказания в 36 штатах. Смертная казнь предусматривается также и федеральным законодательством, главным образом в случаях совершения государственных, воинских и некоторых общеуголовных преступлений. Так, специальным актом в 1988 г. Конгресс предусмотрел установление смертной казни в случае убийства торговцами наркотиков федерального служащего. В 1994 г. был принят один из самых репрессивных федеральных актов — Закон о борьбе с насильственной преступностью, в котором число случаев применения смертной казни было увеличено до 60.

 

Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с различным режимом. Уголовное законодательство США последних десятилетий отходит от практики предоставления судьям возможности устанавливать неопределенные сроки лишения свободы с правом тюремной администрации практически предрешать вопрос об условном освобождении заключенного. В частности, Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. предписывает федеральным судам устанавливать точные сроки лишения свободы для лиц, совершивших преступление с применением насилия, а также для рецидивистов.

 

Гуманизация американского уголовного права выразилась в широком использовании такой уголовно-правовой меры, как пробация, которая является своеобразной альтернативой лишению свободы. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения.

 

Штраф применяется в соответствии с кодексами штатов как в качестве альтернативной санкции за тяжкие преступления, причем предусматривается уплата крупных сумм, так и в качестве основной меры наказания при совершении мисдиминора (как правило, в небольших размерах).

 

В системе мер уголовно-правового воздействия в XX в. обособилась группа так называемых мер безопасности (мер превенции), ведущей целью которых считалась нейтрализация и ресоциализация признанного опасным индивида, даже если он не мог быть субъектом преступления (малолетний, душевнобольной). Это было обусловлено изменением мер борьбы с преступностью в связи с ее ростом и появлением новых форм (организованной, рецидивной, молодежной), а также с распространением нового, социологического направления в уголовном праве, которое основное внимание уделяло не самому преступному деянию, а личности преступника, его социальной опасности.

 

Нормы Особенной части федерального уголовного права наряду с разд. 18 СЗ США закрепляются и в различных текущих законах и подзаконных актах. Так, законы 1933 и 1934 гг. о ценных бумагах, включенные в разд. 15 СЗ США, устанавливают уголовную ответственность за мошенничество с ценными бумагами и предусматривают лишение свободы на срок до пяти лет. По вопросам ответственности за обман потребителей действуют сотни правовых актов, запрещающих конкретные виды обмана и предусматривающих уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы. Уголовная ответственность за преступления в налоговой сфере предусмотрена Кодексом внутренних государственных доходов (разд. 26 СЗ США).

 

В последние десятилетия уголовная пол







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.