Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие инфляции, цели и инструменты антиинфляционной политики



Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Понятие инфляции. Цели и инструменты антиинфляционной политики………………………………………………………………….....5

1.1. Понятие и сущность инфляции……………………………………….…..9

1.2. Социально-экономические последствия инфляции…………………....11

1.3. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования………….....14

2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования…………....…..17

3. Особенности антиинфляционной политики в РБ………………….....…24

4. Заключение ………………………………………………………………..31

Список использованной литературы……………………………………..….33


Введение

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

На протяжении XX в. инфляция стала нормой, обязательным атрибутом функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор.

В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.

Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

Инфляцию следует считать серьезнейшей социальной проблемой современного развития экономики во многих странах мира. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. В Республике Беларусь, как и в других странах, с переходной экономикой резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в республике направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования.

Цель данной работы: изучить сущность, причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, показать основные направления антиинфляционной политики, учитывая особенности развития страны и опираясь на мировой опыт.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить сущность инфляции;

2. Выявить основные причины инфляционных процессов;

3. Изучить формы проявления инфляции;

4. Рассмотреть мировой опыт антиинфляционного регулирования;

5. Исследовать особенности инфляционного процесса в РБ;

6. Проанализировать методы борьбы с инфляцией и антиинфляционную политику в Беларуси.

При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия белорусских и российских авторов, периодические экономические издания, а также интернет - ресурсы. Ключевыми источниками, с моей точки зрения, являются экономические журналы: «Экономика Беларуси» и «Экономический бюллетень».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы.

 

Понятие инфляции, цели и инструменты антиинфляционной политики

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин «инфляция» (от лат; inflatio — вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе он получил в ХХ в., после первой мировой войны.

В самом общем виде инфляция представляет собой обесценение бумажных денег, т.е. переполнение сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарами. Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.

Наиболее общее традиционное определение инфляции таково: это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно, рост цен.

Принято считать, что инфляция появилась в XVIII в., но она имеет такую же давнюю историю, как и деньги, с которыми она тесно связана. На ранних этапах товарного производства, когда в качестве денег выступали монеты, инфляция проявлялась в их обесценении: полноценные и качественные монеты заменялись неполноценными. С появлением бумажных денег на смену монетно-денежной инфляции пришла бумажно-денежная.

Различают два типа инфляции:

- скрытая (подавленная) инфляция;

- открытая инфляция.

Выделяют следующие виды инфляции:

а) по проявлению:

- внутренняя инфляция (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);

- внешняя (снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты);

б) по причинам возникновения:

- инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;

- инфляция издержек;

- инфляция спроса.

в) по темпам нарастания:

- умеренная (ползучая) инфляция;

- галопирующая инфляция;

- гиперинфляция.

г) по степени сбалансированности их роста:

- сбалансированная инфляция;

- несбалансированная инфляция.

Инфляция проявляется, прежде всего, в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. В ее результате уменьшается золотое содержание национальной денежной единицы, поэтому цена золота растет. Падение покупательной способности денег по отношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

С инфляцией сталкиваются практически все страны, причем последние годы характеризуются повышением ее темпов. Можно сказать, что мир стал более инфляционным.

Обычно под инфляцией в зарубежной экономической литературе понимают непрерывный рост общего уровня цен, или устойчивую тенденцию к повышению среднего (общего) уровня цен. Всякое ли повышение цен приводит к инфляции? Рост цен не раскрывает полностью сущность инфляции. Цена — это денежное выражение стоимости, или количество денег, которое необходимо для того, чтобы что-то купить. Цены всех товаров определяются стоимостью и связаны с ней. Именно в этом заключается общность и цены какого-либо товара, и цены денег. Когда речь идет о цене товара, мы подразумеваем его стоимость, но это не касается денег. Доллар всегда стоит доллар, но на него не всегда сегодня можно купить тот же набор товаров, что и вчера.

Стоимость денег есть количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу.

Для понимания сути инфляции следует иметь в виду, что цены и стоимость денег взаимосвязаны. Стоимость денег — это величина, зависимая от уровня цен. Повышение уровня цен означает снижение стоимости денег, так как теперь за каждый рубль можно приобрести меньшее количество товаров и услуг. Математически это выразится следующим образом:

,

где k— покупательная способность (ценность), денег;

Р — уровень цен.

 

Рассматривая инфляцию, необходимо различать обычный уровень состояния какого-то явления и темп его изменения. Инфляция — это скорость и направление изменения цен. Важно понять, что инфляцию характеризует не уровень цен, а скорость их изменения. Это различие имеет большое значение, так как основная часть споров об инфляции затрагивает причины, влияющие на уровень цен, а не причины, влияющие на скорость их изменения. Из-за того, что инфляция обычно определяется как изменение уровня цен в течение какого-то промежутка времени, необходимо различать факторы, влияющие на уровень цен в краткосрочном периоде, и факторы, вызывающие инфляцию в долгосрочном.

Таким образом, в понимании сути инфляции следует акцентировать внимание на том, что рост цен происходит постоянно в течение выбранного промежутка времени, т.е. на скорости и направлении изменения цен, и на том, что рост общего уровня цен охватывает все рынки и характерен для экономики в целом.

Отдельные стороны инфляции описывают понятия «дезинфляция», «дефляция», «стагфляция». Дезинфляция – снижение темпов инфляции, скорости роста цен. Дефляция – прогрессирующее снижение уровня цен. Стагфляция – высокая инфляция при медленном или нулевом росте реального объема производства.

Говоря об инфляции, можно отметить, что рост цен сам по себе еще ни о чем не свидетельствует: ведь цены могут повышаться вследствие увеличения затрат на производство товара, в т. ч. в интересах повышения его качества, вследствие улучшения потребительских свойств товара и т.д. Инфляционному же росту цен отвечает относительное обесценивание денег по сравнению со стоимостью товаров, снижение покупательной способности денег. Происходит это тогда, когда количество денег, находящихся в обращении, превышает реальные потребности обеспечения обращения товаров и оказания услуг (как при наличных, так и при безналичных расчетах). Если отсутствует избыток денег в обращении, понятие инфляции по существу неприменимо. Однако обесценивание денег может происходить с силу других обстоятельств, например, в случае подрыва доверия населения к правительству, падения курса ценных бумаг, чрезвычайного спроса на денежный металл и валюту других стран для вывоза за границу и т.д.

В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако её можно сделать умеренной и управляемой, поэтому негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику, которая является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.

Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60-70-х годах проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь: сокращение инфляционного потенциала; предсказуемость динамики инфляции; снижение темпов инфляции; стабилизация цен.

Антиинфляционная политика может проводиться как методами “шоковой терапии” (когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не даёт возможности быстро снизить инфляцию.

В более широком плане “шоковая терапия” предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер:

1. широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен;

2. свёртывание хозяйственной активности государства;

3. жесткое ограничение роста денежной массы;

4. балансирование бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и т. д.

Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер):

1. поддержку важнейших отраслей производства;

2. налоговое стимулирование предпринимательства;

3. частичное регулирование процесса ценообразования;

4. создание рыночной инфраструктуры и т.д.

В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

Большинство стран – как развитых, так и с переходной – в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям “шоковой терапии”, поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.

Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.

Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.

Правительства разных стран, из-за негативных социально-экономических последствий, вынуждены проводить определённую экономическую политику - экспансии или сдерживания.

Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.

Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.

Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.

Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.