Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



До тридцатых годов в западной экономической теории, инфляция рассматривалась, прежде всего, как результат излишнего (по сравнению с потребностями товарооборота) количества бумажных денег в обращении. Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей в результате войн, и связанной с ними экономической разрухи, сводилась, как правило, к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, то есть, обесценившиеся старые деньги заменяли новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.

Подобные меры с течение длительного периода обеспечивали формирование стабильного равновесия между новой денежной массой и стоимостным объемом товарооборота.

После глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великая депрессия) произошли существенные изменения. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, которое считало, что государству необходимо, активно участвовать в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Кейнсианцы не считали, что инфляция – это чисто денежное явление и признали её многофакторность.То есть зависимость не только от количественных показателей денежного обращения, но и от процессов в сфере производства товаров и их реализации на рынке.Кейнсианство имеет в виду полезность низкой инфляции для того, чтобы стимулировать производство и деловую активность. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии, особенно в периоды экономических кризисов и спадов.

После Второй Мировой войны экономическая политика всех ведущих капиталистический стран опиралась на кейнсианскую теорию. Используя ее, правительства всех стран добились достаточно быстрого экономического роста; однако параллельно усиливалась инфляция, которая в 70-х годах перешла из ползучей формы в галопирующую и стала экономической опасностью номер один. В результате авторитет кейнсианской теории упал. Вперед вышли другие теоретические концепции, прежде всего монетаристская, которая в противоположность кейнсианству категорически отрицает активное вмешательство государства в рыночную экономику. По мнению монетаристов задача государства сводится к равномерному увеличению количества денег в обращении (примерно на несколько процентов в год), что должно обеспечить нормальное развитие рыночной экономики.

Монетаристы полагали, что инфляция-это чисто денежный феномен, который вызывается чрезмерным количеством денег в обращении и связанными с этим инфляционными ожиданиями. Борьба с инфляцией у монетаристов сводилась к тому, что они уменьшали количество денег в обращении и вообще рынков товаров.

С 80-х годов в западной экономической теории и практике широко распространено убеждение о безраздельном господстве монетаристских идей. Однако подобная оценка представляется преувеличенной даже до конца 70-х – начала 80-ч годов, когда монетаристы триумфально оттеснили кейнсианцев с их позиций. Тем более она не соответствует действительности.

В 80-90 годы, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившие уменьшить рост цен. При этом применялись две программы финансовой стабилизации – ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ).

Ортодоксальная программа опиралась на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривала следующие меры против инфляции спроса:

1. уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета;

2. поддержание высоких процентных ставок;

3. повышение налогов.

4. Если платежеспособный спрос чрезмерно увеличится, то возможно проведение конфискационной денежной реформы.

5. упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);

6. уменьшение государственной собственности за счет приватизации;

7. максимальное свертывание хозяйственной активности государства, главная задача которого – сбалансирование бюджета(желателен профицит) и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

 

Гетеродоксная программа опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, «экономики предложения», «структурной инфляции»). Она исходила из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, а также предусматривала активное регулирующее воздействие государства.

Гетеродоксная программа предлагала следующие методы:

1. временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы;

2. участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;

3. государственный контроль монополистических процессов - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США - антитрестовскую политику;

4. регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;

5. государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики;

6. либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства.

Наиболее удачные результаты, как показывает опыт, достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры.

В странах, страдающих от высокой инфляции, вместе с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен и тем самым не полностью компенсирующей снижение реальной заработной платы и других доходов.

В развивающихся странах используются также более специфические меры - поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.

Обратимся к развитым странам:

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция считается нормальным явлением. Как сильный негативный фактор, вызывающий значительные отрицательные социально-экономические последствия, воспринимается галопирующая и тем более гиперинфляция. Против них используются различные меры антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит. Как я уже говорила, кейнсианство отрицает автоматическое саморегулирование рыночной экономики и считает необходимым государственное регулирование экономики, прежде всего через стимулирование платежеспособного спроса (особенно с помощью дефицитного бюджетного финансирования и либеральной кредитно-денежной политики). Оно признает положительную роль в стимулировании экономики ползучей инфляции (особенно при кризисных спадах), а для борьбы с более высокой инфляцией проводит дефляционную политику (управление спросом) и политику доходов. Первый вид политики направлен против возникновения факторов инфляции спроса и включает меры, способствующие уменьшению платежеспособного спроса (снижение государственных расходов, повышение налогов, ограничительная кредитно-денежная политика, прежде всего за счет поддержания высоких процентных ставок, и др.); при чрезмерном увеличении платежеспособного спроса она дополняется конфискационными денежными реформами. Политика доходов направлена против факторов инфляции издержек; она предусматривает меры либо по параллельному замораживанию цен и заработной платы, либо — что гораздо чаще — по допущению их роста в определенных, заранее заданных пределах.

Приведу пример развитых стран:

В прошлом особый интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны — первая в 1948 г. вторая в 1949 г.— провели ради­кально быстрый, так называемый шоковый переход от огосударствленной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная денежная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государствен­ный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии — и того позже, в начале 1970-х гг. (т. е. тогда, когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, сельскохозяйственная продукция, оплата за жилье и др.). Между прочим, эти две группы мер принципиально отличают «шоковый» вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой стабилизации МВФ, в которую наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемерная либерализация внешнеэкономической деятельности. Если обратиться к более позднему времени, то успешная антиинфляционная политика консервативных правительств в развитых капиталистических странах в 80-х гг. (администрации Рейгана в США и Тэтчер — в Англии) отнюдь не являлась полностью или хотя бы преимущественно монетаристской, как это часто утверждают наши экономисты.

Возьмем в качестве примера экономическую программу администрации Рейгана, ядром которой служила антиинфляционная программа,— так называемую рейганомику, успешно проведенную в жизнь в 1981—1988 гг. Только в самом первом, по сути предвыборном, варианте «рейганомика» довлела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер борьбы с высокой инфляцией в ней предусматривались заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидация на этой основе дефицита федерального бюджета (к 1983 финансовому году) и последовательное проведение жесткой ограничительной кредитно-денежной политики. Правда, и в этой программе было одно важное отступление от монетаризма — целью «рейганомики» провозглашалась борьба со стагфляцией, т. е. параллельные и взаимосвязанные меры против и высокой инфляции, и высокой безработицы (а последнее подразумевало осуществление мер по поддержке и стимулированию производства). Как показали последующие события, эта провозглашенная цель имела не декларативный, а реальный характер. Как только обнаружилось в самом начале президентства Рейгана, что жесткое следование монетаристским рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа принципиально пересматривается (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-I» к «рейганомике-II»).

В итоге практический вариант «рейганомики» оказался отражением прежде всего политики здравого смысла, умело сочетающей методы и монетаристских, и отвергаемых ранее кейнсианских теорий, и концепций «экономики предложения» (с явным приоритетом последних). Выполнение этой программы дало блестящие результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм (в чем отчасти помогло улучшение в 1980-е гг. ситуации с ценообразованием н.1 мировом рынке энергоресурсов и прочего сырья); безработица сократилась до умеренных размеров. И все это на фоне длительного бескризисного развития экономики США (1983— 1990 гг.) при ускорении научно-технического прогресса и росте производительности труда.

Какие же основные экономические меры «рейганомики-II» позволили добиться таких успехов? Прежде всего огромную роль сыграло налоговое стимулирование производства и сбережений населения, включая его наибо­лее состоятельные слои. Была проведена широкомасштабная налоговая реформа. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизи­лась с 70% до 33% при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Налог на прибыли корпораций был уменьшен на максимальном уровне с 46% до 34%. В результате госбюджет недополучил (а предпринима­тельство и население, включая его богатейшие слои, наоборот, получили) 700—800 млрд. долл. Частному бизнесу был предоставлен и ряд других льгот (стимулирование по линии амортизационных отчислений и затрат на науку, смягчение экологических стандартов и др.).

Еще одно важное практическое направление «рейганомики» — серия мер по усилению конкурентно-рыночного климата в стране (всемерная либе­рализация внешне- и внутриэкономической деятельности; отказ от прежних государственных мер по поддержке малоконкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др.). Это, несом­ненно, резко усилило конкурентное, в том числе и со стороны дешевого импорта, понижающее давление на уровень цен внутри США, дополнительно способствуя уменьшению инфляции. В этом же направлении действовал курс на укрепление международных позиций доллара.

Таким образом, практический вариант «рейганомики» не являлся монетаристским, хотя и включал некоторые его аспекты. Серьезные отступления от монетаристских концепций были характерны и для курса правительства Тэтчер в Англии. Все это вызвало резкие критические замечания известного монетариста М. Фридмана в адрес экономических программ Рейгана и Тэтчер; однако, успехи этих программ показали несостоятельность такой критики.

Аналогичная ситуация характерна и для латиноамериканских стран, в которых в 1980-е гг. была гиперинфляция. Только в двух из этих стран — Боливии и Чили — успех в борьбе с гиперинфляцией приписывается полно­стью или преимущественно использованию ортодоксально-монетаристских методов (причем лишь в Чили происходит действительно благоприятное раз­витие экономики). И именно в этой стране инфляционную политику во вто­рой половине 1970-х — в начале 1980-х гг. вряд ли можно считать полностью монетаристской, поскольку там наряду с монетаристскими использовались и противоположные данной концепции меры — длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты, активная государственная поддержка благоприятных структурных преобразований в экономике. Кроме того, Чили получила огромную экономическую помощь из-за рубежа.

В трех других латиноамериканских странах — Мексике, Перу и Арген­тине — применение первоначально в 1980-е гг. только монетаристских методов борьбы с гиперинфляцией (включая в Аргентине и Перу конфискационные денежные реформы, а в Аргентине — переход от полной к частичной индексации доходов) не принесло успеха. И только широкое использование при сохранении жестких монетаристских ограничений гетеродоксально-немонетаристских мер борьбы с инфляцией, особенно «политики доходов», позволило Мексике в конце 1980-х гг., а Перу и Аргентине — в начале 1990-х гг. устранить гиперинфляцию, переведя ее на более умеренный галопирующий уровень.

В Бразилии же, также последовательно применявшей монетаристские методы (в том числе конфискационную денежную реформу и переход от полной к частичной индексации доходов), справиться с гиперинфляцией до 1994 г. так и не удалось. Поэтому была разработана новая серия антиинфляционных действий. Наряду с жесткими монетаристскими мерами (включая конфискационную денежную реформу и введение новой денежной единицы) использовались и некоторые методы явно гетеродоксального характера (поддержка фиксированного курса обмена национальной валюты, запрет ее сво­бодного обмена на доллары; ограничение роста заработной платы и запрет на увеличение стоимости продукции, вызванный повышением заработной платы, и некоторые другие). Эти меры дали положительные результаты, в том числе и заметное снижение инфляции. Будущее покажет, насколько этот успех прочен (поскольку в прошлом там уже были примеры относительно краткосрочных успехов в борьбе с высокой инфляцией).

Все приведенные примеры свидетельствуют об одном: даже в странах со сложившейся рыночной экономикой только ортодоксально-монетаристских методов для борьбы с инфляцией оказывается недостаточно. Как правило, успешными являются смешанные программы, в которых в зависимости от особенностей экономики страны в том или ином варианте сочетаются меры ортодоксально-монетаристского и гетеродоксального характера.

 

 

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.