Здавалка
Главная | Обратная связь

Репрезентативные системы и калибровка



 

Концепция «репрезентативных систем», являющаяся одним из главных достижений НЛП, интересует нас с нескольких точек зрения:

- как практическая система, необходимая и принятая в техниках структурной психосоматики;

- как теоретическая модель, позволяющая продемонстрировать не­которые тонкие моменты последовательного психосоматического под­хода;

- как дидактический материал для прояснения смысла таких не­простых понятий, как «калибровка», «присоединение» и «ведение».

В классическом определении «репрезентативная система» - это тот или иной способ получения и внутренней обработки информации. Классификация проводится по психофизическому признаку - преобла­дание того или иного сенсорного анализатора: визуального, аудиального или кинестетического. Само по себе подобное деление не имело бы особого значения, если бы не были разработаны простые и доступ­ные методы калибровки: определение по внешним вербальным и не­вербальным реакциям, в какой именно модальности внутреннего опы­та протекает психическая деятельность конкретного человека и к ка­кому типу модальности эта деятельность обычно склоняется.

Таким образом, основанная на принципах определения репрезен­тативной системы, калибровка преследует на практике две цели:

1) определение генетической предрасположенности личности к предпочтительной обработке информации в формате того или иного сенсорного анализатора;

2) определение того, какой именно анализатор предпочтительно используется в том или ином контексте для решения той или иной за­дачи отражения-отреагирования и каким образом, при этом, такая дея­тельность вербализуется.

Дальнейшее сопоставление полученных данных позволяет делать различные выводы о внутренних конфликтах, истинности и неистин­ности высказываний и т. д.

Возможность определения модальности внутреннего опыта по внешним признаками не должна нас удивлять. С точки зрения психо­соматики она представляется естественным фактом. Действительно, человеческое существо, как мы знаем, едино по вертикали «тело-душа-дух», ориентация же техники калибровки на психофизическую, т. е. центральную, часть отражения-отреагирования, ее механизм, оказыва­ется наиболее продуктивной - здесь естественным образом одинаково

доступными оказываются и периферические феномены (вербальные и невербальные реакции), и «внутренние» образы.

Калибровку можно производить по целому ряду признаков (исто­рически первым таким признаком были глазодвигательные реакции, роль которых была выявлена еще Эриксоном). Мы выделили ведущие признаки калибровки, расположив их в порядке уменьшения зависи­мости от базового генотипа человеческого существа.

Признаки калибровки:

1. Конституция, тип телосложения. Классификаций типов те­лосложения существует великое множество. В НЛП (структурная психосоматика следует тому же принципу) выделяются эндоморфный (склонный к полноте), эктоморфный (сухощавый) и мезоморф­ный (среднее сложение) типы. Таким образом, за основу принимают­ся индивидуальные особенности процессов ассимиляции питатель­ных веществ, метаболизма, тонких глубинных тенденций физиологи­ческих процессов, которые находят свое выражение в периферичес­ких особенностях телосложения. Очень часто бывает так, что кон­ституция конкретного человека сама по себе противоречива - у него, скажем, торс эндоморфа, а ноги эктоморфа и т. п. Такое обстоятель­ство следует учитывать как признак очень глубокой неконгруэнтно­сти, чаще всего связанной с нарушениями трансляции генотипа в его глубоких зонах.

2. Тип дыхания. Этот признак относится к наиболее глубинным и, несомненно, зависит от конституции человека. Выделяются верх­ний (грудной), нижний (животом) и средний (диафрагмой) типы ды­хания. Йога и цигун давно выявили тесную взаимосвязь типов дыха­ния с тонкими психическими и духовными процессами и функциями человеческого существа. Как уже отмечалось, пранаяма представляет собой четвертую ступень Патанджали-йоги, а даоинь дыхания, наря­ду с даоинем положения и ментальным даоинем, является неотъем­лемым элементом любого комплекса цигуна. Таким образом, каждо­му упражнению в этих традиционных системах (в том числе и уп­ражнениям хатха-йоги) соответствует свой предписанный тип дыха­ния, его глубина, ритм и т. д. То же можно сказать и о других видах энергетических гимнастик (тибетских, тансёгрити - практике мекси­канских индейцев) и таких малоизвестных практиках, как православ­ное «умное делание». Вообще, дыхание оказывает глубочайшее воз-Действие на всех уровнях вертикали - физиологическом, эмоцио­нальном, духовном. Любопытно, что особенное (по сравнению с про­зой) воздействие поэтического слова может быть объяснено именно сильнейшим психологическим воздействием дыхания. Оно передает ся через ритмическую организацию стиха, причем, не только через метр, но и при посредстве более тонких нюансов: цезур, дополни­тельных ударных и безударных слогов и т. д. (недаром так сильно воздействуют на эмоции те стихотворения, где ритмическая структу­ра наиболее приближена к циклической организации дыхания). Этот феномен весьма интересен для пристального анализа средствами структурной психосоматики: «внутреннее» состояние поэта, сумма его психосоматических реакций закрепляется через ритм дыхания в ритмической организации стиха, а затем через нее, воздействуя опять-таки на дыхание (речь непосредственно связана с дыханием, и прочтение какого-либо текста даже «про себя» непосредственно воз­действует на него), порождает подобное состояние у читателя - по­добное, но не тождественное, ведь структура текста воспринимается через собственную структуру читающего его человека. Отсюда лю­бовь или нелюбовь к тем или иным поэтам, а также индивидуаль­ность прочтения даже вошедших в хрестоматии и, казалось бы, вы­читанных до последней буквы стихов, отсюда же необычайная труд­ность перевода поэтического слова, который в лучших образцах должен быть не переложением, а воссозданием.

3. Привычная поза(поза комфорта), которую человек принима­ет, не задумываясь о производимом впечатлении и вне какой-либо «дисциплинирующей» социальной ситуации. Ясно, что такая поза также является производной от конституции человека. Она бывает расслабленная (опущенные плечи, несколько сутулая спина), вы­прямленная или промежуточная.

4. Темп речи - быстрый, средний, медленный. Темп речи обу­словлен динамикой внутренней деятельности и степенью вербализа­ции внутреннего опыта в момент таковой. При строгом подходе вы­ясняется, что этот показатель неспецифичен: один и тот же человек в разные моменты, когда центр осознания находится на разных логиче­ских уровнях, склонен к разному темпу речи. На глубоких уровнях сознания вербализация внутреннего опыта затруднена, что сказыва­ется и на темпе речи, в которой возникают паузы: человек начинает говорить, в уме подбирая слова. Между прочим, быстрый и бойкий ответ на вопрос, заведомо адресованный глубинным уровням созна­ния, свидетельствует о неискренности отвечающего: вместо того чтобы вербализовать процесс некоторой внутренней деятельности, он выдает заранее заготовленный ответ. Дигитальная болтовня - пус­тое бытовое резонерство - также сопровождается быстрым темпом речи и характерно для тех жизненных контекстов, когда люди разго­варивают, не имея подлинного интереса к общению, не желая на са­мом деле чего-либо высказать и что-либо узнать. Дигитальная болтовня проявляется также и в тех случаях, когда личность под влияни­ем своих несущностных структур стремится отдалиться от процесса общения - такое наблюдается, например, на терапевтических сеан­сах, когда разоблачение ложного «Я» личности становится неизбежным.

Более точно будет говорить о среднем сравнительном темпе, ко­торый естественен для данного индивида (при определении генети­ческой предрасположенности к той или иной сенсорной системе об­работки информации) и при отклонениях от него (при калибровке текущей модальности внутреннего опыта).

5. Тембр голоса. Этот показатель весьма специфичен и связан с конституционным типом. Тем не менее, нередко мы наблюдаем, что в каких-то контекстах тембр голоса конкретного человека резко ме­няется (мы говорим, что «голос срывается» или «садится»). Для опытного терапевта это очень важные маркеры, отличающие сущест­венные моменты внутренней деятельности - эмоциональные пики, внутренние конфликты и т. д. Различают высокий, средний и низкий тембры.

6. Преобладающая жестикуляция. Она может проявляться ни­же, выше или на уровне диафрагмы. Жестикуляция связана с консти­туционным типом и, отчасти, типом дыхания, но в очень большой степени она зависит от текущей модальности внутреннего опыта. Следует учитывать также глубину транса и ряд «внешних» факторов: присущие данному конкретному человеку культуральные, социаль­ные, национальные и другие особенности. Влияние национальных особенностей и особенностей, связанных с воспитанием, очевидно. Однако, подобное воздействие может быть и более тонким. К приме­ру, известного советского актера и режиссера И. Владимирова, кото­рый, кроме того, вел курс в Театральном институте, раздражала жес­тикуляция общающихся с ним людей. Неудивительно, что в его при­сутствии зависимые от него в социальном отношении люди стреми­лись вовсе избежать жестов. Специалист должен всегда учитывать подобные особенности текущих контекстов, в которых проводится калибровка.

7. Используемые в речи предикаты. Это - ключевые, оценочные слова, качественно характеризующие ситуацию или ее важные аспек­ты в целом и применяемые в качестве постоянной вербальной конст­рукции. Например, в сознании кинестетика нейтральным словам «ду­мать», «решать» синонимичны слова «чувствовать», «ощущать», они и будут употребляться чаще всего. Для визуала синонимы иные - «смотреть», «видеть», а для аудиала - «слушать внутренний голос». Ней­тральная фраза: «Давайте обдумаем ситуацию и примем решение», - в этих трех случаях может приобрести следующие формы:

«Давайте прочувствуем ситуацию и сделаем правильные шаги» - кинестетик.

«Давайте рассмотрим ситуацию и определим дальнейшие перспек­тивы» - визуал.

«Давайте прислушаемся к тому, что подсказывает нам внутренний голос по поводу ситуации и необходимых действий» - аудиал.

В литературе описан случай, когда при деловом общении предло­жение, высказанное одному солидному бизнесмену, было решительно отвергнуто. Авторы забракованного проекта были знакомы с базовыми техниками НЛП и, поразмыслив, убедились, что обращались к кинестетику, используя аудиальные предикаты; они повторили свое пред­ложение буквально через пятнадцать минут, используя кинестетиче­ские предикаты, - и оно было принято. «Что же вы сразу толком не объяснили!» - воскликнул бизнесмен. Таким образом, находясь в од­ной модальности внутреннего опыта, он просто не воспринял смысл сообщения, сформулированного в другой модальности, и отверг не его суть, а чуждую собственной структуре форму. Таких примеров можно привести множество.

8. Глазодвигательные реакции. Это важнейший признак при калибровке текущей модальности внутреннего опыта. Установлено, что не контролируемое сознательно направление взгляда является отражением определенных, развивающихся в данный момент, стра­тегий: для врожденного правши[43] взгляд вправо-вниз (по отноше­нию к наблюдателю) означает кинестетическое ощущение, влево-вниз - внутренний диалог, по средней линии вправо - аудиальное конструирование, по средней линии влево - аудиальное воспомина­ние, вправо-вверх - визуальное конструирование, влево-вверх - ви­зуальное воспоминание (рис. 38).

Таким образом, по верхней линии представлены визуальные «вну­тренние действия», по средней - аудиальные, по нижней - кинестети­ческие, направления влево связаны с воспоминаниями, а вправо - с конструктами[44].

В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.

1. Кинестетический тип:

- эндоморфная конституция;

- нижний тип дыхания;

- расслабленная поза;

- медленный темп речи;

- низкий тембр голоса;

- жестикуляция на уровне диафрагмы;

- предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;

- преимущественно нижние глазодвигательные реакции.

2. Визуальный тип:

- эктоморфная конституция;

- верхний тип дыхания;

- выпрямленная поза;

- быстрый темп речи;

- высокий тембр голоса;

- жестикуляция выше уровня диафрагмы;

- предикаты типа «видеть», «ясный», «точка зрения», «перспективы», «темный», «светлый», «обзор»;

- преимущественно верхние глазодвигательные реакции.

 

Рис. 38. Глазодвигательные реакции

 

3. Аудиальный тип:

- мезоморфная конституция;

- средний тип дыхания;

- поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);

- средний темп речи;

- средний тембр голоса;

- жестикуляция на уровне диафрагмы;

- предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;

- глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.

 

Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представ­ляется важным точная классификация типов. Значительно важнее дру­гое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы пого­ворим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т. д. Все это требует, прежде всего, быстрой и уве­ренной калибровки.

Научиться калибровать может каждый. Разумеется, личности, об­ладающие хорошей врожденной эмпатией, справляются с этим лучше, однако калибровка уже потому доступна для всех, что все мы, в той или иной степени, пользуемся ею в повседневной жизни, причем бес­сознательно[45].

Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи ин­формации, является необходимым условием умения общаться, улавли­вать нюансы и тенденции поведения других людей. Но бессознатель­ной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техни­ках структурной психосоматики. Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы.

Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т. е. никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т. д., - оценка производится сразу и «обзор­но». Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы - да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, преди­каты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации. Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это ско­рее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания - не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.

Вместе с тем, научиться калибровке, осознать собственные калиб­ровочные стратегии невозможно иным способом, нежели через про­стейшие упражнения по определению отдельных калибровочных при­знаков. Очень полезно заниматься в тройках, где один из учеников выполняет роль оператора, другой пациента, третий - наблюдателя. Затем роли меняются. Ставятся очень простые задачи: определить тип дыхания, телосложения и т. д. Далее учебная ситуация несколько ус­ложняется - перед «пациентом» могут ставиться предварительные задачи типа: представить себе состояние отдыха на море или рассказать что-либо (здесь уже можно дополнительно оговорить втайне от «опе­ратора», правду или ложь будет говорить «пациент», - такое упражне­ние прекрасно развивает способность к определению неконгруэнтно­сти). Все эти упражнения достаточно просты и не требуют дополни­тельных разъяснений - очень скоро у практикующих их вырабатыва­ются индивидуальные приемы калибровки, и далее она производится «автоматически», без разделения на этапы, но при этом вполне осоз­нанно, как закрепленный профессиональный навык.

Уверенная калибровка необходима и для успешного исполнения присоединения и ведения - базовых этапов любых суггестивных тех­ник. Суть присоединения заключается в том, чтобы согласовать свои невербальные реакции с реакциями пациентов. Этим достигается вхо­ждение в его зону осознания, что позволяет, во-первых, установить более тесный сенсорный контакт, чувствовать, как он, видеть, как он, слышать, как он, а во-вторых, перейти к ведению - осторожному на­правлению «внутренней» деятельности пациента в нужную сторону при помощи сигналов той же модальности, что и присущая в данный момент его мышлению. Может показаться, что ведение сродни мани­пуляции, - это не так. После присоединения говорить о какой-либо манипуляции просто невозможно - объединение полей осознания вза­имно, и оператор в той же степени участвует в совместном процессе, что и пациент.

Манипулированию и директивным методам структурная психосо­матика противопоставляет так называемый экологичный подход. Суть этого термина (подробнее он будет разобран в главе о методах мышле­ния) заключается в том, что результат и путь достижения результата должны быть всегда одинаково «удобны» и полезны как для терапевта, так и для пациента. Термины типа «борьба с недугом», «перековка», «перелом сознания» недопустимы. В отличие от директивных, эколо­гичные методы предполагают совместность усилий, определение зоны совпадения мотиваций, волений, целей и действий в этих зонах, сложе­ние векторов, а не подавление одного и замещение его другим. Вообще, при структурной психосоматической работе терапевт оказывается в точно таких же условиях, что и пациент: он также погружается в транс, также переструктурируется и т. д. Здесь не может быть ведущего и ве­домого в директивном смысле слова, манипулятора и объекта манипу­ляции - успех является следствием совместных действий, в которых особенность роли оператора - в его больших знаниях, опыте и третьей позиции по отношению к проблемам пациента.

На практике присоединение осуществляется через «уравнивание» терапевтом какого-либо признака с соответствующим признаком па­циента. Например, присоединяясь «по дыханию», терапевт сперва определяет тип дыхания пациента, а затем начинает дышать точно так же. Присоединение, подобно калибровке, - это сознательный, но «ав­томатический» навык. Опытный специалист не задумывается, по ка­кому именно признаку он присоединяется к пациенту. Более того, очень часто для стороннего наблюдателя такое присоединение неза­метно и неочевидно. Свидетели работы Эриксона рассказывают, что даже ближайшим ученикам часто было непонятно, за счет чего мастер присоединяется и далее осуществляет ведение - вроде бы ни поза, ни дыхание его не меняются, однако...[46]

Простые, но эффективные упражнения по овладению навыками присоединения и ведения разработаны в НЛП. Распределение ролей - то же, что и при обучении калибровке. Перед терапевтом ставится задача определить тип дыхания, позы и т. д., а затем присоединиться по тому или иному признаку (сперва по одному, затем по несколь­ким). Обучение ведению проще всего начинать через дыхание: ста­вится задача определить его тип, осуществить присоединение и да­лее, когда, по мнению терапевта оно надежно установилось, медлен­но и постепенно меняя собственное дыхание, постараться повести за собой пациента, сдвинуть его тип дыхания в желательную сторону. Научиться ведению сложнее, чем предыдущим элементам техники, но после некоторого периода тренинга происходит качественный сдвиг - и сложное прежде становится простым «автоматическим» навыком.[47]

Описанные элементы являются базовыми - без овладения ими не­возможно применение каких-либо техник, овладение же ими - это первый шаг к профессиональной деятельности. Но не только - владе­ние калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских кон­текстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на со­вершенно ином уровне эффективности. Прекрасными примерами ус­пешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу». Вообще, отношения между половыми партне­рами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне - здесь чисто телесные проявле­ния значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.

Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ве­дения - случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это - так называемые слетанные пары летчиков-истребителей. Действитель­но, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары. В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразде­лений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на тем­пературу воды в обеих. Один из врачей обратил внимание, что некото­рые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе. Этот пример показателен в нескольких отношениях:

- присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных па­рах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;

- отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.

В данной книге мы не ставили задачу подробно раскрывать эту те­му - калибровка, присоединение и ведение относятся к первичным навыкам психотерапии, которым посвящены специальные учебные пособия и семинары. Проблема, между тем, далеко не так проста, и навыки далеко не так элементарны, как может показаться на первый взгляд. Участвуя в многочисленных семинарах по НЛП и эриксоновской терапии, один из авторов с удивлением обнаружил, что значи­тельное число участников тренинга (40-50 %) испытывает серьезные затруднения при выполнении этих упражнений. Эти затруднения, как правило, игнорируются преподавателем, и группа переходит к более сложным упражнениям. Но поскольку выполнить их, не владея базо­выми навыками, невозможно, то в результате человек учится имитации работы - он выполняет формальные техники без присоединения к партнеру и не умея калибровать, не понимая смысла невербальных ответов партнера. Авторам неоднократно приходилось наблюдать и следствия такого рода непроработанности базовых навыков:

- женщина-психолог, кандидат психологических наук, специалист по бизнес-консультированию, в разговоре с одним из авторов сказала: «У меня большие сомнения в том, что к партнеру надо присоединять­ся. В теории все хорошо, я сама учу на семинарах присоединяться по позе, дыханию, невербальным реакциям и т. д. Но на практике, во вре­мя консультирования и деловых переговоров, эффект от присоедине­ния был противоположным - партнер вдруг становился агрессивным, входил в нересурсное состояние, и отношения становились натянуты­ми. Я прекратила это делать»;

- известный врач-психотерапевт на одном из своих семинаров полностью игнорировал невербальные реакции своих пациентов, рабо­тал исключительно с вербальным содержанием их ответов. Когда один из авторов задал вопрос, почему он не учитывает невербальные реак­ции, врач сказал, что «это было бы грубой интерпретацией, с этими НЛП-штучками можно далеко зайти».

Таких примеров много. Все дело в том, что подлинное овладение этими базовыми навыками (а не их имитацией) возможно лишь в слу­чае глубокой структурной проработанности терапевта (по крайней ме­ре - на четвертом логическом уровне сознания). Проработанность Уровня карт необходима хотя бы потому, что с убеждениями типа «присоединяться к человеку опасно, можно взять его проблему (бо­лезнь) на себя», «нельзя быть открытым, необходимо защищаться от вредных воздействий», «мир и окружающие - это агрессивная среда, очень опасное место» и т. д. - совершенно невозможно научиться при­соединению и раппорту.[48]

О непроработанности космограммы, пересечении и ложности карт и стратегий говорят вопросы типа «Как защититься, когда я присоеди­нен?» и т. д. Очевидно, что и раппорту, и калибровке невозможно нау­читься без выработанной третьей позиции (особенно в значимых кон­текстах «терапевт-пациент», «партнер-партнер», «учитель-ученик»). Становится совершенно ясным, что обучение базовым навыкам при­соединения, ведения, калибровки невозможно только в рамках линей­ного обучения «step by step», «шаг за шагом». В рамках линейного, последовательного обучения эти навыки либо не формируются, либо, зачастую, имитируются нарочито, в форме «обезьянничанья», что, ес­тественно, приводит к противоположным результатам.

Именно поэтому в рамках единого психосоматического подхода обучение этим навыкам проходит иначе. Мы не отказались полностью от формальных упражнений такого типа, но на всех этапах обучения, в процессе обучения конкретным технологиям работы акцентируем внимание учащихся на вопросах присоединения и калибровки, тща­тельно разбирая эти моменты при анализе терапии в группе.

Можно привести пример, казалось бы, совершенно иного рода, но очень близкий по структуре. Замечательный русский актер Михаил Чехов, создавая свою актерскую школу и систему, отказался от повсе­местно господствовавшего тогда принципа обучения: «Сначала - ни­какой игры, никаких ролей. Только формальные навыки, техники, вы­полнение этюдов. А вот уж потом...». Чехов смело нарушил эту линей­ную систему обучения, дав возможность студийцам сразу играть, но в реальных ситуациях актерской игры, он обучал конкретным техникам вхождения в различные состояния, присоединения к партнеру, умения видеть себя на сцене со стороны (третья позиция!) и т. д. Этот путь оказался необыкновенно плодотворным и открыл принципиально но­вую страницу в истории и театра и актерского обучения.

Мы сочли необходимым коснуться этого вопроса, так как предпо­лагаем, что среди читателей есть достаточное количество людей, не владеющих описанными навыками. Практика описанных нами тренин­гов необходима для приобретения начальных навыков, а также для дальнейшего перехода к собственно техникам структурной психосома­тики, хотя, разумеется, все нюансы метода удастся передать лишь при непосредственном обучении в ходе семинаров.

Калибровка, присоединение и ведение в техниках структурной психосоматики в целом принципиально не отличаются от принятых в НЛП, телесно-ориентированной терапии и других родственных на­правлениях, однако существует и некоторое отличие: структурная психосоматика принципиально сочетает телесную и психотерапевти­ческую работу, поэтому очень часто присоединение и ведение может осуществляться через непосредственный телесный контакт, а затем переходить в вербальную зону или, напротив, раппорт, установленный в ходе вербальной работы или работы со знаковыми системами, затем переносится в телесную зону. Мы будем отмечать это при описании соответствующих техник, но уже сейчас обращаем внимание читателя на это, весьма важное в практическом смысле, обстоятельство.

 

Глава II







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.