Здавалка
Главная | Обратная связь

Конструкция логического выбора if



Сейчас мы с вами познакомимся с оператором, который позволяет превратить обычную линейную программу в программу «мыслящую». Данный оператор позволяет проверить какое-то утверждение (выражение) на истинность и в зависимости от полученного результата произвести то или иное действие. Для начала рассмотрим общий синтаксис данного оператора:

if (утверждение или выражение){ действие 1;}else { действие 2;}

Основные принципы работы оператора if.

1. В качестве утверждения или выражения может выступать какая-либо конструкция, содержащая логические операторы или же арифметическое выражение.

• if(X>Y) – обычное утверждение, будет истинным, если X действительно больше Y

int X=10,Y=5;if(X>Y){ // истина cout<<"Test!!!";// на экране Test}

• if(A>B&&A<C) – комбинированное утверждение, состоящее из двух частей, будет истинно, если обе части будут верными

int A=10,B=5,C=12;if(A>B&&A<C){ // истина cout<<"A between B and C";// на экране A between B and C}

• if(A-B) – арифметическое выражение, будет истинным, если А не равно B, т. к. в противном случае (если они равны) их разность даст нуль, а нуль это ложь

int A=10,B=15;if(A-B){ // -5 это истина cout<<"A != В";// на экране A != В}

• if(++A) - арифметическое выражение, будет истинным, если А не равно -1, т. к. если А равно -1 увеличение на 1 даст нуль, а нуль это ложь

int A=0;if(++A){ // 1 это истина cout<<"Best test!!";// на экране Best test!!}

• if(A++) - арифметическое выражение, будет истинным, если А не равно 0, т. к. в данном случае используется постфиксная форма инкремента, сначала произойдет проверка условия и будет обнаружен нуль, а потом увеличение на единицу.

int A=0;if(A++){ // 0 это ложь cout<<"Best test!!";// эту фразу мы не увидим, т. к. if не выполнится}

• if(A==Z) - обычное утверждение, будет истинным, если A равно Z

• if(A=Z) – операция присваивания, выражение будет истинным, если Z не равно нулю

Примечание: Типичная ошибка. Очень часто вместо операции проверки на равенство ==, по невнимательности указывается операция присваивания =, и смысл выражения может радикально измениться. Такая банальная опечатка может привести к некорректной работе всей программы. Рассмотрим два казалось бы идентичных примера.

Правильный пример.

# include <iostream>using namespace std;void main(){ int A,B; //объявляем две переменные //просим пользователя ввести в них данные cout<<"Enter first digit:\n"; cin>>A; cout<<"Enter second digit:\n"; cin>>B; if(B==0){ // если B содержит ноль cout<<"You can’t divide by zero!!!";// сообщаем об ошибке } else{ // в противном случае cout<<"Result A/B="<<A<<"/"<<B<<"="<<A/B;// выдаем результат деления А на B } cout<<"\n The end. \n"; // конец}

Пример с ошибкой.

# include <iostream>using namespace std;void main(){ int A,B; //объявляем две переменные //просим пользователя ввести в них данные cout<<"Enter first digit:\n"; cin>>A; cout<<"Enter second digit:\n"; cin>>B; // Приравниваем B к нулю и проверяем условие, оно автоматически ложно if(B=0){ // эта часть не выполнится никогда, т. к. условие всегда ложно cout<<"You can’t divide by zero!!!";// сообщаем об ошибке } else{// всегда выполняется эта часть, в которой A делится на новоиспеченный нуль // В этой строке произойдет ошибка на этапе выполнения, т. к. компьютер попытается разделить число на нуль cout<<"Result A/B="<<A<<"/"<<B<<"="<<A/B; } cout<<"\n The end. \n"; // Эту фразу мы не увидим никогда.}

2. Как вы уже успели заметить, если содержимое круглых скобок будет являться истиной, то выполнится действие 1, заключенное в фигурные скобки конструкции if, при этом действие 2 блока else будет проигнорировано.

3. Если же содержимое круглых скобок ложно, выполнится действие 2, заключенное в фигурные скобки конструкции else, при этом действие 1 будет проигнорировано.

4. Конструкция else является необязательной. Это означает, что если нет необходимости делать что-либо при ложности утверждения, данную конструкцию можно не указывать. Например, программу, использующую защиту против деления на нуль, можно записать таким образом:

# include <iostream>using namespace std;void main(){ int A,B; //объявляем две переменные //просим пользователя ввести в них данные cout<<"Enter first digit:\n"; cin>>A; cout<<"Enter second digit:\n"; cin>>B; if(B!=0){ // если В не равно нулю cout<<"Result A/B="<<A<<"/"<<B<<"="<<A/B; // производим вычисления } // в противном случае не делаем ничего cout<<"\nThe end.\n";}

5. Если к блоку if или else относится только одна команда, то фигурные скобки можно не указывать. С помощью этого правила сделаем программу еще короче:

# include <iostream>using namespace std;void main(){ int A,B; //объявляем две переменные //просим пользователя ввести в них данные cout<<"Enter first digit:\n"; cin>>A; cout<<"Enter second digit:\n"; cin>>B; if(B!=0) // если В не равно нулю cout<<"Result A/B="<<A<<"/"<<B<<"="<<A/B; // производим вычисления // в противном случае не делаем ничего cout<<"\nThe end.\n";}

Мы только что познакомились с условным оператором if и обсудили основные принципы его действия. Прежде чем переходить к рассмотрению специфических особенностей if и практическим примерам, сделаем небольшое отступление и посмотрим на еще один оператор, с помощью которого можно поставить простое условие.

Примечание:Будьте внимательны: оператор if и оператор else неразрывны!!! Попытка вписать между ними строку кода, приведет к ошибке на этапе компилляции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.