В Российской Федерации
Правоохранительная служба представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Она может осуществляться в государственных органах, ведающих вопросами внутренних дел, миграции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, фельдъегерской связи, таможенного дела, исполнения наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и принудительного исполнения судебных решений, а также в других государственных органах. Перечень государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанавливается Президентом РФ. Как и любая другая, правоохранительная служба организуется с неукоснительным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Она осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением правоохранительных органов, функциями и задачами, возложенными на них. Несмотря на то что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности правоохранительной службы, определив ее как вид Федеральной государственной службы и тем самым уравняв с другими видами, по своему сущностному содержанию правоохранительная служба имеет ярко выраженные особенности. Правоохранительная служба современной России регулируется значительным по своему объему массивом законодательства. Так, службе в полиции посвящена главами 6, 7, 8 Федерального закона «О полиции»[119], создающие концептуальную основу для ее прохождения. В них определяется правовое положение сотрудников полиции, порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, а также гарантии правовой и социальной защиты сотрудников. Кроме того, порядок и условия прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются Положением о службе в органах внутренних дел[120] в части, не противоречащей Закону о полиции. Служба в органах федеральной миграционной службы и органах предварительного следствия МВД России осуществляется на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел. На служащих этих органов распространяются все нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел. Некоторые аспекты службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы отражены в главах с 4-й по 6-ю Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[121], а также в названном выше Положении о службе в органах внутренних дел. Правоохранительная служба в таможенных органах и органах федеральной службы судебных приставов регулируется специальными законами «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[122] и «О судебных приставах»[123], в которых, насколько это возможно, подробно содержатся положения, определяющие содержание государственно-служебных отношений в этих органах, прохождение службы в них, обеспечение государственной защиты сотрудников и членов их семей, а также многие другие аспекты данных видов правоохранительной службы. В соответствии с этими законами издано множество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, раскрывающих механизм реализации норм, содержащихся в них. Служба в органах по контролю за оборотом наркотиков регулируется Указом Президента РФ, которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[124]. Правоохранительная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах. Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Не менее важным признаком правоохранительной службы является и то, что она может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных органах, комплектуемых соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений. Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы. В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. В зависимости от цели, задач и характера выполняемых функций выделяются следующие виды правоохранительной деятельности: 1) конституционный контроль, суть которого состоит в разрешении различных дел на основе федерального конституционного законодательства о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле; определение порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 2) прокурорский надзор, который состоит в осуществлении Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами надзора: за исполнением законов государственными органами, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также различными объединениями; за соответствием законам издаваемых правовых нормативных актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При обнаружении нарушений закона и правовых нормативных актов прокуроры принимают меры к восстановлению законности путем опротестования незаконных актов либо отмены их и принятия соответствующих мер реагирования к виновным; 3) охрана общественного порядка и общественной безопасности включает в себя обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, правил хранения и обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами, а также правил пожарной безопасности, ведение борьбы с незаконным оборотом наркотиков и др.; 4) обеспечение безопасности личности, общества и государства предполагает выявление внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации; защиту конституционного строя Российской Федерации; обеспечение суверенитета и территориальной неприкосновенности государства и др.; 5) раскрытие и расследование преступлений предполагает обнаружение признаков преступления и установление всех обстоятельств, имеющих значение для применения к виновным мер уголовного наказания; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; принятие мер по возмещению причиненного преступлением ущерба. Данная деятельность создает условия для рассмотрения материалов уголовных дел в суде с последующим применением к виновным мер уголовного наказания и организацией их исполнения либо реабилитации невиновных; 6) правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов выражается в проведении юридических экспертиз правовых актов, их регистрации, а также в регулировании сферы правового обслуживания. Данную деятельность осуществляют органы юстиции, содействуя тем самым законной деятельности правоохранительных органов. В то же время органы юстиции осуществляют и ряд полномочий правоохранительного характера в сфере регулирования отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими им юридическую помощь; 7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам осуществляется адвокатурой, которая хотя и не является государственным органом, но содействует правоохранительной деятельности государства. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам, организациям, предприятиям и учреждениям в разрешении гражданских и уголовных дел, экономических споров, в составлении различного рода деловых бумаг и исков. Адвокаты выступают в качестве защитников и представителей по указанным делам; 8) совершение нотариальных действий также способствует осуществлению правоохранительной деятельности государства, ибо совершая нотариальные действия, органы нотариата защищают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц. Органы нотариата удостоверяют различные документы, сделки, выдают свидетельства о праве собственности на имущество, обеспечивают доказательства и др. Анализ нормативных актов, определяющих полномочия, структуру и порядок деятельности государственных органов, выполняющих правоохранительные функции, позволяет отнести к правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы налоговой службы; таможенные органы; органы юстиции; органы предварительного расследования (дознания и предварительного следствия); органы прокуратуры; органы правового обеспечения и правовой помощи (нотариат и адвокатура); негосударственные организации обеспечения правоохраны (частные детективные и охранные службы). Общими для всех названных органов признаками являются: 1) установленный законом порядок формирования правоохранительных органов и наделения соответствующими полномочиями их должностных лиц; 2) определенный законом порядок (процедура) деятельности правоохранительных органов; 3) законодательное разграничение компетенции данных органов; 4) наделение правоохранительных органов правом в установленных законом случаях применять меры правового воздействия; 5) решения, принимаемые правоохранительными органами в соответствии с законом, подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет применение к виновным мер правового воздействия. Особенностью правоохранительной службы является принятие присяги лицами, впервые поступающими на службу. Ее смысл заключается в том, что, присягая, граждане, поступающие на должности правоохранительной службы, произносят слова, проявляющие существо служебного долга. Они сознательно выражают и подтверждают свою готовность участвовать в обеспечении безопасности России. Так, поступая на службу в таможенные органы, граждане клянутся неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности. При вступлении в должность судебный пристав клянется при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и российские законы, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава. Наиболее ярким, патриотическим смыслом наполнены тексты присяги сотрудников органов внутренних дел и органов госнаркоконтроля. В них заключены торжественные, клятвенные обещания, проникнутые уважением к российскому народу, любовью к Отчизне: «присягаю на верность народам Российской Федерации», «уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина», «добросовестно выполнять приказы начальников», «достойно переносить связанные со службой трудности», «быть честным, мужественным, бдительным сотрудником», «использовать свои знания и навыки в деле борьбы с преступностью», «не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок», «Служа Закону — служу Отечеству!». В связи с особым характером исполняемых служебных обязанностей в целях решения специфических задач для сотрудников правоохранительных органов предусмотрено отличное от государственной гражданской службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного и вещевого), а также социальные льготы. Правоохранительная служба выполняет свою социальную роль на основе ведущих положений — принципов, которые образуют определенную целостность, составляют единую систему. Систему принципов правоохранительной службы необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как соотношение части и целого она строится на конституционных принципах, принципах государственного управления, государственной службы, а также на принципах, устанавливающих основополагающие начала самой правоохранительной службы. Иными словами, можно говорить об общих и частных принципах. Во-вторых, ее содержание охватывает организационные, правовые и нравственные стороны службы. Таким образом, система принципов правоохранительной службы включает в себя: • организационные принципы — определяющие построение организационной структуры правоохранительной службы, порядок ее функционирования (законность; обеспечение федеральных интересов; осуществление государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации; единство системы правоохранительных органов; единоначалие); • сметные принципы - устанавливающие содержание правоохранительной службы, а именно выявление, отбор, подготовку, карьеру, аттестацию, права, обязанности, правоограничения, стимулирование и ответственность служащих правоохранительных органов (равный доступ граждан к службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм сотрудников; единство квалификационных требований по должностям правоохранительной службы; ответственность сотрудников, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; стабильность кадров; обеспечение государственной защиты); • нравственно-правовые принципы — составляющие основополагающие идеи, определяющие нравственные качества гражданина, находящегося на правоохранительной службе (политическая нейтральность; соблюдение чести и достоинства; сочетание гласности и служебной конфиденциальности в деятельности сотрудников). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|