Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовой статус работников правоохранительных органов



Основными чертами правового статуса служащего правоохранительной службы как представителя власти являются, во-первых, направленность его государственно-властных полномочий за пределы правоохранительного органа; во-вторых, наделение его полномочиями по применению мер государственного принуждения; в-третьих, полномочия могут быть реализованы в территориальном отдалении от конкретного правоохранительного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

Государственно-властные полномочия предоставляются служащим правоохранительной службы для качественного исполнения обязанностей. Их анализ позволяет говорить об общих (служебных) и конкретных (должностных) обязанностях служащих правоохранительных органов.

Служебные обязанности возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех ли­бо для определенного круга должностей. К служебным обязан­ностям служащего правоохранительной службы можно отнести, например, следующие: добросовестное их исполнение; обеспе­чение защиты прав и законных интересов граждан; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными сведений, затрагиваю­щих частную жизнь, честь и достоинство граждан; оказание по­мощи гражданам, пострадавшим от преступлений, администра­тивных правонарушений и несчастных случаев; принятие мер к спасению людей, по предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении. Это далеко не полный перечень служебных обязанностей. Диапазон их сводится к обеспечению федерального законодательства, а также законов и иных нормативных актов, издаваемых субъек­тами Российской Федерации.

Должностные обязанности в отличие от служебных определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, разрабатываемыми на основе квалификационных требований, установленных законодательством о соответствующих правоохранительных органах, и утверждаются руководителями этих ор­ганов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность обязанностей, взаимодействие структурных под­разделений, система связей между должностями.

Следует отметить, что должностные обязанности устанавли­ваются не персонально для служащего, а для должности, кото­рую он замещает. Их спектр достаточно широк и обусловлен в первую очередь множеством самих должностей, а также наличи­ем других факторов, к которым следует относить наименование должности, уровень компетенции правоохранительного органа, где она учреждена, объем, специфику задач и функций, выпол­няемых органом или его структурным подразделением, район, в котором он расположен, степень укомплектованности органа персоналом и т.д.

Четвертым элементом в структуре административно-правового статуса служащего правоохранительной службы являются права. Их объем напрямую зависит от сферы деятельности и компе­тенции правоохранительного органа, а также объема полномо­чий, которые предоставляются служащему правоохранительной службы. Анализ законодательства о правоохранительной службе позволяет говорить о трех группах прав.

Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них, исходя из специфики правоохранительного органа, в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, ФЗ «О полиции» наделяет полицию правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно-розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.

Третья группа прав оказывает опосредованное влияние на содержание правового статуса служащего правоохранительной службы. К ним, в частности, относятся:

• право служащего на участие в конкурсе на замещение вакантной правоохранительной должности;

• право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности;

• право служащего на продвижение по службе, переподготовку и повышение квалификации;

• право на обеспечение служащему надлежащих условий, необходимых для исполнения должности;

• право на государственную защиту, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством.

Эти права являются общими для всех служащих правоохранительной службы и гарантированы законодательством.

Поступая на государственную службу, служащие правоохранительной службы добровольно принимают ряд учрежденных законодательством ограничений и запретов. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса необходимо рассматривать ограничение их общегражданских прав, которые устанавливаются государством и призваны обеспечить эффективное функционирование правоохранительной службы, препятствовать возможному злоупотреблению, создать необходимые условия для независимости правоохранительной деятельности. Они действуют по отношению к служащему в течение всего времени пребывания его на службе.

Ограничения и запреты, связанные с прохождением правоохранительной службы, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

1) несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

3) строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины; политическая нейтральность.

Гражданин не может быть принят на правоохранительную службу, а служащий не может находиться на правоохранительной службе в случае:

• признания его недееспособным или ограниченным в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

• если он имел или имеет судимость;

• отказа от прохождения процедуры оформления допуска или в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

• наличия заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих поступлению на правоохранительную службу или ее прохождению, установленный Правительством Российской Федерации;

• близкого родства или свойства со служащим, если замещение должности правоохранительной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• выхода из российского гражданства;

• наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Служащему запрещается использовать свое служебное положение в корыстных целях; отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью; создавать или способствовать созданию в правоохранительных органах структур политических партий и религиозных объединений; заниматься иной, помимо служебной, оплачиваемой деятельностью, за исключением не препятствующей исполнению служебных обязанностей и не приводящей к конфликту интересов педагогической, научной и другой творческой деятельности; самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями любых организационно-правовых форм (за исключением участия в общем собрании членов некоммерческой организации).

Последним элементом административно-правового статуса служащего правоохранительной службы является ответственность. Ответственность - устойчивая основа всех элементов, образующих правовой статус служащего. Она служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать своеобразным способом контроля. Ответственность предстает взаимодействующим звеном между служащим и должностью правоохранительной службы с ее составляющими: полномочиями, обязанностями и правами. Так, превышение государственно-властных полномочий либо ненадлежащее выполнение обязанностей квалифицируется как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление и, следовательно, влечет за собой юридическую ответственность.

Основным видом юридической ответственности служащих правоохранительной службы является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, служебной дисциплины. Дисциплинарные взыскания применяются в порядке служебного подчинения, только определенным кругом руководителей правоохранитель­ных органов, в пределах их компетенции и установленного перечня взысканий.

Основанием административной ответственности служащих правоохранительной службы является административное правонарушение. К административной ответственности привлекаются служащие за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Особенности административной ответственности служащих правоохранительной службы определены ст. 2.5 КоАП РФ.

Уголовная ответственность в отношении служащих правоохранительной службы наступает за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации особо выделены должностные преступления: злоупотребление служебным положением, превышение власти иди служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Служащие правоохранительной службы могут привлекаться и к материальной ответственности по трудовому законодательству, которая в отличие от других видов юридической ответственности носит восстановительный характер. Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществу правоох­ранительного органа, и выражается в возмещении виновным нанесенного ущерба. Материальная ответственность, как правило бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего денежного довольствия. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Материаль­ная ответственность служащих правоохранительной службы не исключает их дисциплинарной или уголовной ответственности







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.