Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественные объединения как субъекты административного права



В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях»[150]).

Добровольность объединения граждан - основополагающий принцип создания общественных объединений. Он обуславливает специфику методов воздействия руководящих органов на своих членов: основой их взаимоотно­шений служит метод убеждения. Принуждение же как метод имеет совер­шенно иные по сравнению с публичным принуждением формы выражения. Высшая возможная мера применимого в общественных объединениях при­нуждения - это исключение из их состава. Самоуправление проявляется в том, что все общественные объединения функционируют на основе внутреннего самоуправления. В основу их формирования положен принцип выборности руководящих органов и участия всех его членов в формировании целей деятельности общественного объединения и управлении его делами. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Общественные объединения в отличии от других организаций наделяются дополнительными правами в сфере административно-правового регулирования. В частности, они имеют право иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т. д.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объёме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

В то же время общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности. В частности, они обязаны ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества, ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия, информировать регистрирующий орган об объёме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Как некоммерческие формирования общественные объединения не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а если последняя имеет место, то не подлежит распределению между членами данной организации. Общественные объединения создаются по инициативе граждан на основе общности их интересов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учреждения, члены и участники.

Общественные объединения создаются по инициативе трёх учредителей (физических лиц). Решения о создании общественного объединения, об утверждении устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде или общем собрании. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица (общественные объединения). Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений - граждане, достигшие 8 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация:

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Общественной организациейявляется общественное объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации - наиболее развитая организационно-правовая форма добровольного сплоченного объединения граждан, поскольку для них характерны устойчивость состава и структуры связей между членами данной организации на основе соответствующим образом официально оформленного членства, систематическое организационное и, как правило, посильное материальное участие ее членов в создании и преумножении имущественной базы своей организации. Формы такого материального участия различны и разнообразны: членские взносы, безвозмездная лекционно-пропагандистская работа, подписка на издания этой организации и т.д.

Высший руководящий орган общественной организации - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим органом общественной организации служит выборный коллективный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

По целям и характеру своей деятельности общественные организации могут быть политическими общественными объединениями, профсоюзными, профессиональными и творческими, по защите интересов больших социальных групп граждан.

Общественное движение- состоящее из участников и не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели.

В отличие от общественной организации массовое общественное движение формируется из участников, которые не являются плательщиками обязательных членских взносов. Если учредители общественной организации несут те же обязанности, что и остальные ее члены, то учредители общественных движений могут иметь особые обязанности, оговоренные в уставе. По многим другим параметрам эти объединения идентичны.

Общественный фондявляется разновидностью некоммерческого фонда и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого в формировании имущества на основе добровольных взносов или иных законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать это имущество в собственных интересах. Примерами этого вида общественных объединений могут быть Фонд безопасного развития цивилизации, Всероссийский фонд прогресса, защиты прав человека и милосердия, Фонд помощи российской полиции и многие другие.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение- это не имеющее членства общественное объединение, имеющее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В учреждении может создаваться коллегиальный орган, который определяет содержание деятельности общественного учреждения, имеет право совещательного голоса при учредителе, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органами общественной самодеятельностиявляются не имеющие членства общественные объединения, цель которых - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органов общественной самодеятельности по месту их создания. Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строят свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

К органам общественной самодеятельности относятся, например, уличные, домовые комитеты и другие организационно-правовые формы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан, родительские комитеты в образовательных учреждениях, библиотечные советы, различного рода клубы по интересам и т.д.

Одной из разновидностей организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[151]. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятьсот членов политической партии;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы тельные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Законодательством о политических партиях выработаны некоторые запреты и ограничения в деятельности политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических партий, осуществляющих экстремистскую деятельность, вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждении. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не разрешается создание структурных подразделений политических партий в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, судебных органах, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных органах и иных государственных и негосударственных организациях.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии пои исполнении своих должностных или служебных обязанностей[152].

Политическая партия создается свободно на учредительном съезде политической партии или в результате преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения). Документы для регистрации политической партии представляются в федеральную регистрационную службу не позднее шести месяцев со дня проведения учредительного съезда. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации самой политической партии. Минюст РФ, установив соответствие содержания и перечня документов требованиям закона, принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Вся процедура государственной регистрации не должна занимать более одного месяца со дня подачи политической партией заявления о государственной регистрации.

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

- положения ее устава противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам;

- наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям законодательства;

- не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;

- федеральным уполномоченным орланом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям закона;

- нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Политическая партия вправе:

- в свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участвовать в выборах и референдумах;

- создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

- учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

- пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

- создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

- защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

- устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

- осуществлять предпринимательскую деятельность.

Политическая партия обязана:

- соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, атакже устав политической партии;

- ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов се региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;

- допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия, проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

- извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Органы государственной власти и местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством:

- обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

- создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муници­пальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

- обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях;

- осуществления финансирования политических партий в установленном законом порядке.

Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями законодательства Российской Федерации, за соответствием деятельности политической партии уставным целям и задачам осуществляет Минюст РФ и его территориальные органы. Она вправе: а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий о количестве региональных отделений и членов политической партии; б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией съездах по принятию устава, выборам руководящих органов политической партии, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах го­сударственной власти и местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии; в) выносить политической партии и ее региональному отделению письменное предупреждение при осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям и задачам; г) вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии.

Если политическая партия нарушает Конституцию и законодательство Российской Федерации, Минюст РФ выносит политической партии письменное предупреждение об устранении нарушений не менее, чем через два месяца. Отсутствие устранения нарушений в установленный срок влечет приостановление деятельности политической партии на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федеральной службы. Приостановление деятельности политической партии ограничивает ее в некоторых правах по аналогии с общественными объединениями[153].

Политическая партия ликвидируется по решению ее высшего руководящего органа (съезда) или по решению Верховного Суда Российской Федерации. Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[154].

Религиозные объединениядействуют в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»[155]. Их статус основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация -светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Так же как и общественные объединения, религиозные объединения создаются как со статусом юридического лица, так и без такового. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:

-не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов , государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Религиозное объединение:

- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой;

- выбирает назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

- не выполняет функций органов государственной власти. других государственных органов, государственных учреждении и органов местного самоуправления;

- не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Религиозные организации делятся по территориальному признаку на местные и централизованные. Создается местная религиозная организация при соблюдении следующих условий: 1) наличие учредителей - граждан РФ не менее десяти человек, объединенных в религиозную группу; 2) подтверждение существования религиозной группы на данной территории в течение 15 лет. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Государственная регистрация указанных организаций осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (Министерством юстиции РФ или его территориальным органом). Процедура государственной регистрации религиозных организаций сопровождается проведением государственной религиоведческой экспертизы, которая организуется Министерством юстиции РФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется налоговой службой на основании принимаемого Минюстом РФ или его территориальным органом решения.

Ликвидация религиозных организаций осуществляется по основаниям: 1) по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации - добровольная ликвидация; 2) по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений федерального законодательства либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям - принудительная ликвидация. Кроме того, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована: за нарушение общественной безопасности и общественного порядка; за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; за принуждение к разрушению семьи; за посягательство на личность, права и свободы граждан; за нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе связанного с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий при осуществлении религиозных обрядов и др. По указанным обстоятельствам заявителями вправе выступить органы прокуратуры, Минюст РФ и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Минюст РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением религиозной организацией устава. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания, и о: религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность: в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[156] под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Благотворительной организациейявляется неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации вышеуказанных целей, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать поддержку в следующих формах:

- предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот;

- материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций по решению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;

- размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством.

Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[157] устанавливает еще один административно-правовой статус коллективного субъекта административного права. Под средством массовой информации в указанном Законе понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, поэтому собственно субъектом административного права является редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Не требуется регистрация: средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства мас­совой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную зако­ном деятельность.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде

В отношении данного субъекта и других субъектов, связанных с массовым распространением информации через СМИ (журналистов, издателей, распространителей) установлены специальные правила, направленные, с одной стороны, на обеспечение независимости СМИ, а с другой - на соблюдение ими общественно значимых норм и правил.

Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.

В отношении политических общественных объединений политических партий и политических общественных движений, участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечивает полную „прозрачность", т.е. гласность и открытость их деятельности для общества и государства, чтобы граждане знали, ради каких целей создаются соответствующие политические партии и движения, кем они финансируются, кем и на что тратят свои средства. С другой стороны государство обеспечивает политическое взаимодействие политических партий и общественно-политических движений с органами государственной власти.

Неполитическим общественным организациям (молодёжным, детским, ветеранским и т.д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказывает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.

Органы же общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, экологов и т.д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи совершенно самостоятельно.

Административно-правовыми отношениями опосредуется процесс государственной регистрации уставов общественных объединений. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции, но в этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Это общее положение закона имеет ряд исключений: политические общественные объединения подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат не государственной регистрации, а только учету в органах министерства юстиции, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны.

Государственная регистрация общественных объединений осуществляется в особом порядке. Решение о регистрации общественного объединения принимается Министерством юстиции или его территориальными органами. За государственную регистрацию общественного объединения взимается государственная пошлина согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (2000 г.). В орган юстиции подаются следующие документы: 1) заявление; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда или общего собрания; 4) сведения об учредителях; 5) квитанция об уплате государственной пошлины; 6) сведения о месте нахождения руководящего органа обще­ственного объединения (договор аренды или безвозмездного пользования помещением); 7) протоколы общих собраний структурных подразделе­ний для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений – органами юстиции соответствующих субъектов РФ. Регистрирующий общественное объединение орган обязан в месячный срок рассмотреть заявление общественного объединения о регистрации и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации или мотивированный отказ в этом.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и вообще возможен лишь при наличии конкретных строго определённых оснований: если представленный устав общественного объединения противоречит действующему законодательству; если не представлен полный перечень надлежаще оформленных учредительских документов, если ранее на данной территории зарегистрировано общественное объединение с тем же названием; если в представленных учредительских документах содержится недостоверная информация; если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.

По результатам контроля за деятельностью общественных объединений органы юстиции в установленных законом случаях вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение, основанием для вынесения которого является нарушение действующего законодательства или совершение общественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям.

Орган юстиции, регистрирующий общественное объединение, вправе подать заявление в суд о приостановлении его деятельности после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке.

Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ "Об общественных объединениях" Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлением не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Государственный контроль и надзор за соблюдением общественными объединениями существующих правил, норм и стандартов осуществляет также многочисленные и разнообразные органы экологического, пожарного, эпидемиологического и т. д. государственного надзора и контроля[158].

Ликвидируется общественное объединение по решению съезда или общего собрания либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. Основаниями ликвидации общественного объединения (запрета его деятельности) по решению суда являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и законодательства РФ; систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на уставные цели или цели, определяемые решением съезда, общего собрания о ликвидации общественного объединения. Если общественное объединение было ликвидировано из-за осуществления им экстремистской деятельности, то оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обращается в собственность Российской Федерации. Важной обязанностью общественного объединения является информирование федеральной регистрационной службы об изменениях, внесенных в учредительные документы организации[159].

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.