Здавалка
Главная | Обратная связь

Акты государственного управления



С учётом специальных работ учёных-административистов (Д. Н. Бахрах, Р. Ф. Васильев, Ю. М. Козлов, Ю. Н. Старилов, В. А. Юсупов и др.) к признакам определяющим юридическую природу акта государственного управления можно отнести следующие:

1) Акт государственного управления - это юридическая форма управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления.

Требование об издании акта государственного управления в соответствии с задачами и функциями государственного управления, в целом с интересами государства, означает, что акт не только формально не может противоречить закону, но и фактически не должен нарушать интересы государства, а также права и законные интересы граждан.

2) Издаётся только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определённой действующим законодательством, либо административно-правовыми нормами.

Конкретные требования об издании акта государственного управления полномочным органом в пределах его компетенции означает, что акт государственного управления может быть издан лишь по вопросу, который относится к ведению данного органа, иными словами, необходимо соблюдать компетенцию по предмету регулирования. Говоря о соблюдении компетенции по предмету регулирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности вышестоящих органов, но и недопустимость вторжения в сферу деятельности нижестоящих органов, в том числе в деятельность органов местного самоуправления и общественных объединений.

Акт государственного управления не должен нарушать территориальных пределов деятельности органа. Действие акта государственного управления должно распространяться только на территорию, подведомственную данному району. Например, региональный орган исполнительной власти, принимает решение по вопросу борьбы с эпизоотией не может распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.

3) Акт государственного управления – юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит своё выражение природа государственно-управленческой деятельности.

Это их свойство обусловлено социальной природой права и государственного управления и в конечном счёте имеет своим основание сознательно-волевой характер общественной жизни, где «ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»[164]. С помощью таких актов воля органов государственного управления, которая как и всякая воля, в основе своей является лишь внутренним психическим процессом, может обеспечить возникновение юридического эффекта в виде установления изменения или отмены правовых норм или возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере государственного управления.

Акт государственного управления выражает волю соответствующего органа управления. В актах государственного управления может выражаться как индивидуальная воля одного должностного лица, так и общая воля группы должностных лиц, где соединяется воля каждого из членов коллегиального органа. В актах, издаваемых по согласованию с другими государственными органами или органами местного самоуправления, естественно, выражается и воля этих органов. Но во всех случаях воля, выраженная в актах государственного управления, является государственной.

4) Содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата, он императивен

Однако характер властного предписания имеют не все действия органов государственного управления, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются конкретные административно-правовые отношения. Например, при осуществлении действий разрешительного характера (выдача специального разрешения, лицензии, свидетельства, допуска и т. д.) издаются акты, которые не являются властными. Властный характер присущ лишь тем правовым актам органов государственного управления, которые издаются ими в одностороннем порядке и содержат обязательные к исполнению предписания.

Обязательность предписания актов государственного управления для органов, их издающих, проявляется и в обязанности этих органов самим соблюдать указанные предписания. Ни один государственный орган не может пренебречь содержащимися в его акте предписаниями и не учитывать при издании новых предписаний.

5) Акт государственного управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления.

6) Акт государственного управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа.

7) Акт государственного управления подзаконен, т. е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения.

Являясь подзаконным актом, акт государственного управления должен отвечать необходимым требованиям.

С учётом принципа законности:

- акт государственного управления прежде всего должен соответствовать нормам Конституции РФ, федерального законодательства, актам государственных органов более высокого иерархического уровня;

- акт государственного управления должен быть принят с учётом существующих в нашей стране разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

- акт государственного управления должен быть юридически обоснован, т. е. содержать чёткие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта.

8) Как правило издаётся в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчинённым ему работником аппарата управления).

Здесь как справедливо отмечается Ю. А. Дмитриевым, надо иметь в виду, что термин «акт» в теории понимается в двух значениях: как документ и как разновидность действия (наряду с поступком)[165].

9) Акт государственного управления с учётом ранее изложенных качеств издаётся с соблюдением определённых, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.

10) Обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечёт возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.

Анализ характерных признаков актов государственного управления позволяет сформулировать следующее определение. Акты государственного управления – это подзаконные волевые односторонние решения субъектов государственной власти в процессе осуществления исполнительной деятельности, изданные с соблюдением установленной процедуры и порождающие юридические последствия.

В силу направленности и особенностей управленческой деятельности, исключительного многообразия решаемых задач, повседневного характера, чрезвычайно широкого круга органов, осуществляющих эту деятельность, общие свойства и признаки правовых актов в различных видах актов государственного управления проявляются не одинаково. Те же причины обуславливают наличие у одних актов государственного управления таких свойств и признаков, которых нет у других актов государственного управления (временный характер ряда актов, когда точно определяется срок его действия, «смешанный» характер многих актов ряда государственных органов с точки зрения их юридических свойств, особый порядок вступления в силу и т. п.). Кроме того, многие акты управления в силу единства общих задач и принципов государственной деятельности обладают наряду с другими свойствами и признаками и такими, которые присущи также иным правовым актам, в частности законам, судебным актам, но не присущи многим другим актам государственного управления (например, коллегиальный характер их принятия).

В механизме административно-правового регулирования акты государственного управления выполняют многоплановые функции. С их помощью разрешается множество самых различных по своей сложности и содержанию задач, возникающих в ходе исполнительно-распорядительной деятельности. В этих условиях большое теоретическое и практическое значение имеет классификация актов государственного управления по видам и группам в зависимости от их свойств и признаков. «Классификация, - считает Р. Ф. Васильев, - является непременным условием совершенствования форм и методов государственного управления. Она позволяет лучше уяснить юридическую природу актов, более чётко определить особенности и назначение каждого вида этих актов, их роль в решении различных задач государственного управления»[166].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.