Здавалка
Главная | Обратная связь

Административный договор.



Административный договор как одна из административно-правовых форм осуществления государственного управления в науке административного права воспринимается неоднозначно. Указывая на наличие проблемы, Ю. Н. Старилов отмечает, что «актуализация проблемы административного договора на фоне осуществляемых ныне преобразований обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично-правовых отношениях. Публично-правовые установления направляются сегодня не только на традиционное укрепление дисциплины и повышение ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, реализуемых путём применения договорных инструментов как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления»[184].

Часть специалистов не уделяет должного внимания проблематике договорных форм государственного управления, аргументировано полагая, что договор – это форма реализации гражданско-правовых отношений, которая не может быть формой реализации государственно-управленческих задач и функций. В ряде учебников и учебных пособий по административному праву вопрос об административном договоре как форме государственного управления не ставится вообще.

Другая часть учёных, напротив, склонна преувеличивать значение публично-правовых договоров в практике государственного управления, наделяя статусом административного договора все соглашения, которые в полной степени отличаются от закреплённых гражданским законодательством типов договоров.

Со своей стороны отметим, что проблема определения правовой природы административных договоров не является продуктом возникновения и развития в России рыночных отношений и формирования правового государства. Ещё в 60-70-ых годах прошлого века данный вопрос оживлённо дискутировался в учёной среде. Например, известный представитель государственного и административного права М. И. Пискотин давал определённо отрицательный ответ. В частности, он отмечал: «…. действительно возможен ли административно-правовой договор? На этот вопрос в настоящее время следует ответить отрицательно. В управленческих связях прямого характера «субъект-объект» элемент договора, естественно, исключён. Можно обнаружить лишь отдельные проявления согласования соответствующих управленческих решений …. Но прямой формой управленческой деятельности они не являются»[185].

В то же время в административно-правовой литературе того времени высказывались и иные взгляды по вопросу об административных договорах. Так, Е. Старосьтяк утверждал, что в условиях социализма созданы условия «для осуществления значительной части организаторской деятельности органов государственного управления именно в правовых формах договора»[186]. Достаточно развёрнутую теорию административного договора представил В. И. Новосёлов[187]. О необходимости глубокого исследования возможного двустороннего возникновения административно-правовых отношений, как о задаче большой актуальности, писала Ц. А. Ямпольская[188].

Обращаясь к общетеоретическому понятию договора можно сказать, что правовой договор – это волевое соглашение двух и более субъектов права об установлении, применении или прекращении субъектных прав и обязанностей. Это правовой акт, заключение и вступление в юридическую силу которого влечёт определённые правовые последствия для его участников.

Договор представляет собой акт многостороннего характера, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воли договаривающих субъектов. Он является универсальным средством правового регулирования и применения как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Все договоры можно разделить на две большие группы: частно-правовые (гражданские, трудовые) и публично-правовые (международные, федеральные, административные, финансовые).

Административный договор представляет собой вид сделки, в которой равноправие сторон в значительной степени связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. В системе правовых связей он занимает промежуточную позицию между актом государственного управления, выражающим одностороннее властное волеизъявление государственного органа власти, и договора частноправового характера, основанным на равноправии сторон.

Так как заключение правового договора всегда предполагает определённое равноправное, сознательное – волевое согласование субъектами своего поведения, то специфической особенностью административных договоров является их координирующий (организующий) характер, предполагающий наличие горизонтальных связей между его участниками (администрация вуза – студент, воинское командование – военнослужащий – контрактник и т. п.).

В связи с этим можно предложить следующее определение.

Административный договор – основанное на административно-правовых нормах соглашение, юридически зафиксированное в виде многостороннего акта, содержащее в своей основе взаимное и согласованное проявление воли сторон – формально равных субъектов права, один из которых является субъектом публичной власти, и имеющее своим предметом установление (изменение или прекращение) взаимных прав этих сторон, а также иных лиц в сфере управления.

Это определение позволяет выделить характерные черты административного договора.

Во-первых, одной из сторон административного договора всегда выступает субъект публичной (государственной или муниципальной) власти. В этом случае муниципальный орган выступает как субъект реализующий исполнительную власть и наделённый властными полномочиями.

Во-вторых, в административном договоре всегда присутствует публичный интерес, который состоит в необходимости реализации «некого общего блага», достижении «общественно значимых результатов»[189]. В то же время трудно согласиться с позицией отдельных авторов, считающих, что «обе стороны сделки (административного договора – С.Б.) выступают в интересах государственного управления»[190].

Достаточно часто в административном соглашении присутствуют и частные интересы негосударственных субъектов, вступающих в договор.

В-третьих, административные договоры по своему внутреннему содержанию и функциональной направленности имеют организационный характер, составными элементами которого являются регулирование, координация и контроль.

В-четвёртых, административный договор подразумевает согласованность воли участников договора. Однако данное положение не носит характера абсолютного принципа, как это имеет место в частном праве. Зачастую заключение административных договоров не только право, но и обязанность соответствующих субъектов права. Заключение административных договоров связано не только с правами, но и с осуществлением органом публичной исполнительной власти своих обязанностей.

В-пятых, юридическая фиксация административного договора осуществляется, как правило, в письменной форме, хотя в отдельных случаях допускаются и устные соглашения.

В-шестых, орган государственного управления, как обязательный участник административного соглашения правомочен контролировать его исполнение, знакомиться со всеми документами, проверять деятельность администрации и трудового коллектива предприятия (учреждения), вступившего в договорные отношения.

В-седьмых, взаимоотношения сторон в административном договоре регулируются исключительно нормами административного права. В таком договоре нет места гражданско-правовым принципам договорных отношений, как и месту гражданско-правовой ответственности сторон.

В литературе рассматриваются различные виды административных договоров. Наиболее удачной представляется классификация административных договоров, предложенная Д. Н. Бахрахом и В. Г. Татаряном:

- контракты о службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, органах внутренних дел и иных видах милитаризованной службы;

- соглашение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с осведомителями;

- договоры казачьих обществ с исполнительными органами государственной власти о правоохранной деятельности, учебных заведений с гражданами об оказании платных услуг;

- соглашения о передаче части своих полномочий;

- договоры об административных услугах;

-деликтные соглашения[191].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.