Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальные акты государственного управления



Индивидуальные акты государственного управления, в отличии от нормативных, носят чётко выраженный правоисполнительный характер. Они выступают в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих, конкретные административные правоотношения.

Индивидуальный акт государственного управления выступает как посредствующее звено между нормой права и её осуществлением применительно к правам и обязанностям лиц и организаций, как своеобразный рычаг, с помощью которого регулирующее воздействие правовых норм переводится из области общей регламентации в сферу конкретных связей и отношений.

Отличительной особенностью данного вида актов государственного управления является их индивидуальный характер – свойство, давшее название виду. Его проявление, признаки индивидуальных актов по-разному определяется в литературе. В различных сочетаниях называются конкретность предписаний[176], адресованность персонально определённым субъектам[177], регулирование конкретных отношений[178], однократность реализации (применения, исполнения)[179] и др.

Все названные признаки отражают индивидуальный характер рассматриваемых актов, но последний из них нуждается в уточнении.

Однократность реализации предписаний как один из общих признаков этих актов можно понимать лишь в том смысле, что такие предписания имеют разовый характер. Каждый индивидуальный акт государственного управления один раз разрешает конкретное управленческое дело (вопрос).

Действие же акта во времени, как известно, бывает различным. Многие индивидуальные акты вызывают возникновение таких правоотношений, которые прекращаются с однократным действием по исполнению содержащихся в них предписаний, например, приказ руководителя, содержащий кратковременное поручение подчинённому государственному служащему, постановление о применении штрафа. С выполнением соответствующими сторонами возникших на основе таких актов обязанностей (выполнение поручения, уплата штрафа) действие этих и подобных им актов прекращается. Но это далеко не всегда так кратковременно, как в приведённых примерах.

Любой приказ о назначении того или иного лица на какую либо должность в государственном аппарате действует в течение всего времени пока не будет отменён другим приказом или фактически не утратит силу (упразднение органа, ликвидация должности и т. д.). Ещё дольше может простираться действие индивидуальных актов, наделяющих какие-либо субъекты правом пользоваться определёнными материальными или иными благами. Например, решение о назначении пенсии по старости исполняется каждый месяц, следовательно, многократно, и действовать может годами и даже десятилетиями по отношению к одному конкретному лицу[180].

Как правильно отмечается в литературе, такие акты, «будут действовать с обязательной силой для всего правового сообщества в течение всей жизни этого субъекта…некоторые….могут пережить своего субъекта и распространить своё действие на его правопреемников». Верно и то, что «связанность вынесенными актами распространяется не только на их адресатов, но и на тех, кто выносит соответствующее решение, а иногда и на их преемников»[181].

Индивидуальный акт государственного управления в отличии от нормативного акта не содержит норм ни административного, ни других отраслей права. Посредством издания (принятия) такого акта обеспечивается реализация норм как административного, так и других отраслей права, например, гражданского, земельного, жилищного, в индивидуально определённых правовых ситуаций и в отношении индивидуально определённых физических и (или) юридических лиц.

В этой связи представляется не достаточно обоснованной существующая в литературе по административному праву точка зрения о том, что индивидуальные акты государственного управления являются актами применения только норм административного права. Как показывает анализ административной правоприменительной практики, индивидуальные акты государственного управления издаются органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления в целях применения норм не только административного, но и других отраслей права. Например, решение руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности обеспечивает реализацию соответствующих норм финансового (налогового) права; распоряжение главы местной администрации о предоставлении в аренду гражданину земельного участка – соответствующих норм земельного права; решение компетентного органа исполнительной власти о передаче имущества в оперативное управление конкретного государственного учреждения – соответствующих норм гражданского права[182].

В индивидуальных актах государственного управления находит своё выражение многосторонняя оперативно-распорядительная и правоохранительная деятельность государственных органов (а иногда и органов общественных организаций) в государственном управлении. Издание таких актов – одно из средств выполнения своих обязанностей и реализации прав государственными органами и должностными лицами, один из основных способов решения конкретных дел, возникающих в ходе осуществления задач и функций исполнительной власти.

С помощью этих актов формируется служебный аппарат, обеспечивается оперативное устранение недостатков в работе, осуществляется воздействие по нарушениям государственной и служебной дисциплины, возникающие при осуществлении управления споры[183].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.