Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная граница, ее защита и охрана



 

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[374] Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст.1).

Государственной границей на море является линия внешней границы территориального моря РФ.

К территориальным морям РФ относятся прибрежные морс­кие воды шириной 12 морских миль. Они отсчитываются от ли­нии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих РФ. Если береговая линия глубоко изрезана, име­ет много извилин, то линия границы определяется от прямых ис­ходных линий, соединяющие соответствующие точки.

Защита и охрана Государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности РФ.

Защита Государственной границы является неотъемлемой ча­стью системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ. Она заключается в со­гласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-пра­вовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыск­ных, таможенных и иных мер.

Она предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российс­кой части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутрен­них морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и горо­дов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных тер­риторий, объектов и других территорий, прилегающих к Государ­ственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска). Защита осуществляется всеми федеральными органами исполни­тельной власти в соответствии с их полномочиями.[375]

Охрана Государственной границы является составной частью ее защиты и осуществляется пограничными органами и погранич­ными войсками федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздуш­ном пространстве и подводной среде, а также другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Она осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, по­граничного режима, режима в пунктах пропуска через Государ­ственную границу. Перечисленные меры рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемые в рамках единой государственной политики обес­печения безопасности РФ.

Охрана Государственной границы предполагает становление соответствующих правовых режимов: режим Государственной границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через Государственную границу.

Режим Государственной границы представляет собой совокуп­ность правил, устанавливающих порядок содержания Государ­ственной границы, пересечения ее лицами и транспортными сред­ствами; перемещения через границу грузов, товаров и животных; пропуска через нее лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на ней либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с наруше­нием названных правил.

Пограничный режим представляет собой совокупность пра­вил въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; осуществление хо­зяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения мас­совых общественно-политических, культурных и других мероп­риятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы (пограничной полосы); учета и содер­жания российских маломерных самоходных и несамоходных су­дов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в российской части вод пограничных рек, озер, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ

Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государствен­ной границе.

В соответствии с требованиями режима Государственной гра­ницы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под которыми понимается территория в пределах железнодорожно­го, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэро­порта, аэродрома, открытого для международных сообщений (по­летов), а также иное, специально оборудованное место, где осу­ществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транс­портных средств, грузов, товаров и животных.

Режим в пунктах пропуска через Государственную границу представляет собой правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных. Он устанавливается в целях создания необходимых условий для осуществления погранично­го, таможенного и иных видов контроля. Порядок организации, функционирования данных пунктов закреплен в Положении о пун­ктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержден­ном Правительством РФ 19 января 1998 г.1

Охрана Государственной границы на суше, море, реках, озе­рах и других водоемах осуществляется ФСБ России, в структуре которой создана Пограничная служба. Она непосредственно уп­равляет пограничными войсками и органами ФСБ России, осу­ществляющими защиту и охрану Государственной границы РФ2.

Пограничные органы и пограничные войска составляют осно­ву системы обеспечения охраны Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через границу. В этих целях они обеспечивают недопущение измене­ния Государственной границы на местности; осуществляют конт­роль за соблюдением правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через грани­цу, проводят войсковую, разведывательную, контрразведыватель­ную деятельность.

Для решения стоящих перед ними задач пограничные органы и пограничные войска наделены полномочиями, которые позво­ляют им находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; осуществлять задержание и личный досмотр лиц, нарушающих режим Госу­дарственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу, доставление их в расположение подраз­делений, частей пограничных органов и пограничных войск для выяснения обстоятельств нарушения, останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностран­ные суда, допустившие нарушение указанных режимов, и дос­тавлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; осуществлять администра­тивное задержание лиц, совершивших нарушение установленных режимов.

Им предоставлено право входить в любое время суток в жи­лые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы; запрашивать и получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходи­мую для выполнения своих задач и обязанностей; вносить в го­сударственные органы, предприятия, учреждения и организации представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, производство по делам о которых отнесено к их компетенции; применять оружие, боевую технику, специальные средства в случаях нарушения режима Государ­ственной границы и т. д.

В системе ФСБ России имеются пограничные представители, которые назначаются на определенные участки Государственной границы РФ в соответствии с международными договорами. Ос­новное назначение пограничных представителей заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ, принятия мер для недопущения нарушений по­рядка ее содержания, пересечения лицами и транспортными сред­ствами, перемещении через нее грузов, товаров и животных, ве­дения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для обеспечения выполнения международных договоров о Госу­дарственной границе РФ и ее режиме.

На пограничных представителей возложена разработка и осу­ществление мер по предупреждению и урегулированию погранич­ных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с РФ государств расследования пограничных инцидентов.

Охрана Государственной границы в воздушном пространстве осуществляется войсками противовоздушной обороны. Их основ­ными задачами являются: осуществление контроля за соблюде­нием правил пересечения границы; пресечение полетов и приня­тие мер к посадке на территории РФ воздушных судов, незакон­но ее пересекших или нарушивших порядок пользования воздуш­ного пространства РФ и др.

Они имеют право в необходимых случаях привлекать силы и средства других видов Вооруженных Сил, государственных ор­ганов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и при­нятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве; полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных су­дов в отдельных районах воздушного пространства РФ при воз­никновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пе­ресечении границы в воздушном пространстве и др.

В подводной среде охрана Государственной границы возложена на Военно-Морской Флот. Его силы контролируют пересечение Государственной границы; осуществляют противолодочную, подводно-диверсионную оборону в интересах безопасности РФ; при обнаружении подводных объектов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, а также за их пределами (в слу­чае возникновения угрозы незаконного пересечения ими грани­цы) в соответствии с международными нормами и международ­ными договорами РФ в военной области принимают меры по пре­кращению или предупреждению действий этих объектов; в необ­ходимых случаях применяют боевую технику и оружие.

Порядок применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, в т.ч. и от совершения террористических актов, определяется статьей 35 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации".[376]

Пограничные органы, Войска противовоздушной обороны и силы ВоенноМорского Флота, осуществляя защиту Государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Оружие и боевая техника могут применяться также:

- против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленных правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами;

- для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;

- для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

- для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, принимающих участие в защите Государственной границы, в том числе для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них.

Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 977 "О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве"[377] воздушные суда, пересекшие (пересекающие) Государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы, и в отношении этих воздушных судов Войска противовоздушной обороны и другие привлекаемые для охраны Государственной границы в воздушном пространстве виды Вооруженных Сил принимают меры по опознаванию и установлению связи с экипажами воздушных судов-нарушителей для передачи им указаний на дальнейшие действия.

При отсутствии радиосвязи с воздушным судном-нарушителем экипажи поднятых истребителей, других самолетов и вертолетов принимают меры по установлению с ним визуальной связи. В этих целях экипажу судна-нарушителя истребителями подаются соответствующие сигналы с дистанции, позволяющей их увидеть.

В случае, когда пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушным судном-нарушителем произошло в силу непреднамеренных действий его экипажа или в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, метеорологических условий, угрожающих безопасности воздушного судна, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам), наземные пункты управления и экипажи истребителей подачей принятых в международной практике радиокоманд или визуальных сигналов оказывают судну-нарушителю помощь в восстановлении ориентировки и выходе за пределы территории Российской Федерации либо указывают аэродром на территории Российской Федерации для посадки.

Оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничных войск применяется после ясно выраженного предупреждения о намерении их применить в отношении судна-нарушителя, экипаж которого по получении радиокоманд или визуальных сигналов отказывается им подчиниться.

Экипажи истребителей перед применением оружия на поражение предупреждают об этом экипаж судна-нарушителя подачей радио- и визуальных сигналов, а имеющие стрелково-пушечное вооружение - путем ведения предупредительного огня.

По применяющим оружие воздушным судам-нарушителям, а также осуществляющим вооруженное нападение на объекты Российской Федерации, Войска противовоздушной обороны, другие виды Вооруженных Сил, привлекаемые для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничные войска оружие и боевую технику применяют на поражение без предупреждения, как над территорией Российской Федерации, так и при преследовании над открытым морем до вхождения судна-нарушителя в воздушное пространство другого государства.

Применение оружия прекращается при выполнении экипажем судна-нарушителя команд наземных пунктов управления и экипажей истребителей.

Применение оружия и боевой техники распространяется также в отношении нарушивших Государственную границу Российской Федерации дистанционно (автоматически) управляемых и неуправляемых самолетов, ракет, аэростатов, воздушных шаров и других беспилотных аппаратов, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрены иные меры пресечения нарушений Государственной границы Российской Федерации.

Оружие и боевая техника для пресечения нарушения Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве применяется в отношении военных, в том числе оснащенных вооружением военно-транспортных, воздушных судов-нарушителей.

Против гражданских воздушных судов и не оснащенных вооружением военно-транспортных воздушных судов, нарушивших Государственную границу Российской Федерации и не реагирующих на радиокоманды или визуальные сигналы либо отказывающихся им подчиниться без объяснения причин такого отказа, оружие и боевая техника применяются в установленном настоящим постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна-нарушителя пассажиров.

В случае, когда из-за неблагоприятных условий установить государственную принадлежность и тип воздушного судна-нарушителя Государственной границы Российской Федерации не представляется возможным, оружие и боевая техника на поражение не применяются, а принимаются меры для его опознавания экипажами истребителей и путем сопровождения радиоэлектронными средствами в пределах территории Российской Федерации, а также над открытым морем до вхождения судна-нарушителя в воздушное пространство другого государства.

При угрозе нарушения или нарушении Государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, подвергшимися угону, наземные пункты управления и истребители подачей радиокоманд и визуальных сигналов требуют от этих судов совершения посадки на указываемые им аэродромы или принуждают их к посадке. При действиях экипажа угнанного воздушного судна, свидетельствующих о неподчинении командам или сигналам, оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничных войск применяются в установленном настоящим постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников.

Закон РФ "О Государственной границе Российской Федера­ции" предусматривает возможность граждан участвовать на доб­ровольной основе в ее охране. Эту деятельность они осуществляют в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве вне­штатных сотрудников пограничных органов и пограничных войск и в иных формах. Их задачи и полномочия определены в право­вом акте "Порядок привлечения граждан к охране Государствен­ной границы Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правитель­ством РФ 15 апреля 1995 г. № 339.[378]

В определенных законодательством случаях в охране Государ­ственной границы участвуют федеральные органы внешней раз­ведки, внутренние войска МВД России, другие войска и воинс­кие формирования.

Все государственные органы, организации, органы местного самоуправления, деятельность которых в большей или меньшей мере связана с защитой и охраной Государственной границы, учи­тывают положения Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 9 фев­раля 2001 г. № 196-р.[379]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.