Здавалка
Главная | Обратная связь

В Российской Федерации



33.1. Национальная безопасность: понятие, сущность, содержание

 

Любая сфера общественной жизни оценивается, прежде всего, с точки зрения своей значимости для государства. Устойчивость и целостность его территории и границ, стабильность государственной власти служат индикатором жизнедеятельности страны.

По мнению Ю.А. Тихомирова, внешняя функция государства всегда была важнейшей: для обеспечения его самостоятельности, существования и независимости, для отпора агрессорам и захватчикам.[387] В связи с этим на первый план выходит обеспечение государственной безопасности во всех сферах.

Так, в соответствии с Законом от 5 марта 1992 г. № 2446-1[388] «О безопасности», безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (ст. 1).

К основным объектам безопасности в Российской Федерации относятся:

- личность - ее права и свободы;

- общество - его материальные и духовные ценности;

- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Указанные объекты являются основными не только для Российской Федерации, но и для любого другого демократического правового государства, все остальные объекты безопасности производны от них.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляю­щее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопас­ность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, нахо­дящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизнен­но важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, опреде­ляет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.[389]

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организаци­онного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления дея­тельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности строится, прежде всего, на конституционных принципах - основополагающих началах, закрепляющих основные права человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации при реализации компетентными органами необходимых мероприятий. Основными принципами обеспечения безопасности являются:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъясне­ния даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Основными направлениями обеспечения безопасности государством являются контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятель­ность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, защита государственной тайны, государственная охрана.

В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[390] контрразведывательная деятельность — это деятельность, осу­ществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведе­ния контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Рос­сийской Федерации (ст. 9).

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

- наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

-необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

- необходимость обеспечения собственной безопасности;

- запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации и т.д.

Борьба с терроризмом — это деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указан­ных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий (ст. 9.1 ФЗ «О федеральной службе безопасности».)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[391] терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или между­народными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Под террористической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружен­ного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вер­бовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; про­паганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются;

— необходимость пресечения террористического акта;

— необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террори­стического акта;

— необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановле­ния судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих кон­ституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководи­теля органа по борьбе с терроризмом или его заместителя.

Борьба с преступностьютакже является одним из направлений обеспечения нацио­нальной безопасности. Органы федеральной службы безопасности в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявле­нию, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Разведывательная деятельностьосуществляется органами внешней разведки Рос­сийской Федерации посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возмож­ностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также посредством оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»[392] целями разведывательной деятельности являются:

— обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ раз­ведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

— обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

— содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуман­ных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных федеральным законом. Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется: Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрован­ной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектрон­ных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; Главным разведывательным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; Федеральной службой безопасности РФ — в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов.

Пограничная деятельностьосуществляется по следующим направлениям:

- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недо­пущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Госу­дарственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Режим Государственной границы включает правила содержания Государственной границы, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных, пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяй­ственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Обеспечение информационной безопасности— это деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий при формирова­нии и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств, а также при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[393].

Защита государственной тайныосновывается на Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[394] и принятых на его основании других нормативных правовых актах.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его воен­ной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Развернутый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, с определением государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[395].

Система защиты государственной тайны — это совокупность органов защиты государ­ственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих го­сударственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»[396] государственная охрана — это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объ­ектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Объекты государственной охраны — лица, подлежащие государственной охране в со­ответствии с федеральным законом. Охраняемые объекты — здания, строения и сооруже­ния, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также зда­ния, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны (ст. 1 ФЗ «О государственной охране»).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.