Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность

5.1. Первые государственные образования и истоки идеологии государственности (IV–XII вв.).

5.2. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII–XVIII вв.

5.3. Идея белорусской нации и государственности в ХIХ – начале ХХ вв.

5.4. Идейно-политические концепции развития белорусской государственности на советской основе.

5.5. Новейшая история: идейно-теоретические принципы укрепления и развития национального самосознания и самоидентификации белорусского народа, государственности Республики Беларусь.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

 

Возрождение (Ренессанс) (от франц. Renaissance) – эпоха в развитии итальянской, а затем и всей европейской культуры и искусства ХІV–ХVІ вв.

Кальвинизм– направление протестантизма, основанное Ж. Кальвином в эпоху Реформации.

Контреформация – церковно-политическое и идеологическое движение в Европе в середине ХVІ–ХVП вв., направленное против Реформации.

Национализм– идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, культивирование исключительности, превосходства и вражды между народами (нациями).

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Правовое государство – тип государства, воплощающий принципы конституционализма, ограниченный в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Просвещение – идейно-политическое и идеологическое течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, охватывает период с 1689 по 1789 г.

Революция – преобразование всего существующего общественного порядка, построение новой социальной системы, основанной на иных принципах легитимности.

Республика– форма правления, высшая власть принадлежит выборному представительному органу.

Реформы – изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ ее экономического и государственного строя.

Уния (от лат. unio – единство, объединение) – вид объединения, союза государств.

Унитаризм(от лат. unitas – единство) – государственное устройство, характеризующееся централизованным управлением, административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.

Утопический социализм – учение об идеальном типе государства, которое основано на принципах равенства, коллективной собственности и обязательности труда для всех; происходит от названия труда Т. Мора «Утопия» (1516).

 

5.1. Первые государственные образования и истоки идеологии государственности (IV–XII вв.)

В преамбуле Конституции Республики Беларусь зафиксировано, что белорусская государственность имеет многовековую историю, которую необходимо постоянно изучать и уроки которой являются поучительными в XXI в.

Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси, безусловно, тесно связано с вопросами славянского расселения и колонизации Европы. Начало закономерно связывать с последним Великим переселением народов, когда под ударами кочевых племен в IV–VI вв. н.э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. С этого началось деление славян на три основные группы.

В V–VII вв. н.э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Материальная, бытовая культура славян значительно отличалась от предшествующей балтской, что поднимало экономику на качественно более высокий уровень. В VIII– IX в.в. фиксируется массовое присутствие славян на территории Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р. Припять, распространяясь по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этнической массой всю Беларусь. К IX в. балтские культуры на территории белорусских земель в чистом виде практически перестают существовать и полностью ассимилируются славянами, чей этнос на этих землях становится превалирующим[61].

В результате возникли так называемые союзы племен, ставшие предшественниками первых государственных образований: дреговичи, кривичи, радимичи. Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой не родовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного века, а этно-социальные, объединенные общей культурой, своеобразные протонародности с предпосылками классовой и государственной системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.