Заведующим кафедрой русского языка МГУ.
1946 - избран академиком АН СССР, не будучи даже членом-корреспондентом АН СССР. Однако для партаппарата В. В. Виноградов сохранял клеймо неблагонадёжности и поэтому подвергся проработке марристов в 1949 — начале 1950 (и как результат — лишился поста декана филфака). Тем не менее, по личному распоряжению Сталина, развенчавшего марризм, Виноградов был поставлен в 1950 фактически во главе советского языкознания: · директор института языкознания АН СССР (1950—1954). · академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950—1963). · редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952). · заведующий кафедрой русского языка МГУ (до конца жизни) С 1958 Виноградов возглавлял Институт русского языка АН СССР, который теперь носит его имя; покинул пост директора за год до смерти. Виноградов занимал также ряд государственных и общественных постов: был депутатом Верховного Совета РСФСР, депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся, членом Советского комитета защиты мира. Литературовед Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.). Свой метод определял как историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического контекста изучаемого «шедевра», в том числе «малых имён», «низовой литературы»), однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. При этом он скептически относился к господствующему в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей (руководил составлением «Словаря языка Пушкина» в 1950-е; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям. Виноградова и его жену Надежду Матвеевну связывали многолетние приятельские отношения с Ахматовой; Виноградов участвовал в обсуждении нескольких её пушкинистских работ. Лингвист Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929 работал в Петрограде, (Ленинграде), где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т.н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте. Одна из самых интересных и оригинальных его работ — не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов»(1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров; в этой области до сих пор сделано не очень много. Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (написанной в основном в 1930-х годах и в переработанном виде опубликованной в 1947), за которую ему и была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952—1954), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период. Ряд положений грамматической концепции Виноградова восходит к работам Ш. Балли. Основные работы: · В. В. Виноградов. Литературный язык; · Исследования в области фонетики северно-русского наречия. I. Очерки из истории звука Ѣ в северно-русском наречии, «Известия Отделения русск. яз. и словесности Акад. наук», т. XXIV, кн. 1 и 2, 1919; · Методы изучения рукописей как материала для построения исторической фонетики русского языка в исследованиях акад. А. А. Шахматова, там же, т. XXV, 1920; · Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос», «Начала», 1921, I; · Стиль петербургской поэмы «Двойник», сб. «Достоевский», I, под ред. А. С. Долинина, П., 1922; · О задачах стилистики. Наблюдение над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Русск. речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923; · Поэзия Анны Ахматовой: Стилистические наброски. Л., 1925; · Гоголь и натуральная школа, Л., 1925; · Жюль Жанен и Гоголь, альманах «Литературная мысль», III, Л., 1925; · Проблема сказа в стилистике, «Поэтика», Временник Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. «Academia», Л., 1926; · Этюды о стиле Гоголя, Л., 1926; · К истории лексики русского литературного языка, «Русская речь», Новая серия, I, под ред. Л. В. Щербы, изд. «Academia», Л., 1927; · Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский, Л., 1929; · О художественной прозе, М., 1930; · Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв., М., 1934, 2 изд. , М., 1938; · Язык Пушкина, М., 1935; · Современный русский язык, в. 1 — Введение в грамматическое учение о слове, М., 1938; в. 2 — Грамматическое учение о слове, М., 1938; · Стиль прозы Лермонтова, М., 1941; · Стиль Пушкина, М., 1941; · Русский язык. Грамматическое учение о слове, М., 1947; · Из истории изучения русского синтаксиса, М., 1958; · Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка, М., 1958; · Наука о языке художественной литературы и её задачи, М., 1958; · О языке художественной литературы, М., 1959; · Проблема авторства и теория стилей, М., 1961; · Сюжет и стиль, М., 1963; · Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; · Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития; · Берегите родной язык. // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. Вып. I. — М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 39—41.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|