Здавалка
Главная | Обратная связь

Шестерённый насос типа РЗ-30.



Насосы изготавливаются с нижним и верхним расположением вала, левого и правого вращения. Привод осуществляется через эластичную муфту.

Корпус 1 насоса выполняется из бронзы или чугуна. Ведущий вал ротора 13 стальной, на который насажены через шпонку две косозубые шестерни 23 и 24. На валу ведомого ротора 11 насажены также две шестерни с косыми зубьями. Одна из шестерен 9 закреплена на валу шпонкой, вторая 10 насажена на вал свободно, благодаря чему она может самостоятельно входить в зацепление. Для компенсации осевого усилия шестерни установлены симметрично. Кроме того, во избежание смещений, шестерни закреплены на валу гайками 3 и 6 и стопорными винтами 4 и 8. Опорами вала роторов служат шариковые подшипники 7 и 22, или подшипники скольжения, которые представляют собой бронзовые втулки, запрессованные в гнёзда крышки и опорные стойки насоса. Смазывание подшипников и других трущихся деталей производится перекачиваемой жидкостью.

Узел 14 торцевого уплотнения вала состоит из пяты 18, подпятника 15 с резиновым амортизатором 16, двух колец стального упорного 20 и резинового уплотняющего 19, пружины 21 и стальной крышки 17.

Насос снабжён предохранительным клапаном 2 для перепуска перекачиваемой жидкости, если в напорном трубопроводе создаётся давление выше нормального.

Шестерённые насосы самовсасывающие, поэтому их заполняют перекачиваемой жидкостью только при первоначальном пуске.

Шестеренный насос типа РЗ-30

Конструкцию шестеренного насоса рассмотрим на примере насоса типа РЗ, используемого в масляных системах дизелей (см. рис.).

Вал 13 ведущей нижней шестерни соединён с валом приводного электродвигателя. Корпус 1, крышки корпуса 5 и 12 — чугунные. На стальные ведущий 13 и ведомый 11 валы, которые вращаются в под­шипниках 7 и 22, одеты по две стальные шестерни 2, 23 и 9,10. Каждая из шестерен на своем валу имеет противоположные направления на­резки зуба и в паре образует шевронный зуб. Чтобы зубья в зацепле­нии самоустанавливались, шестерни 2 и 23 на валу 13 и шестерня 9 на валу 11 установлены на шпонках, а шестерня 10 сидит свободно. Установочные кольца 3 и 6, закрепленные на валах винтами. 4 и 8, предотвращают осевое смещение шестерен 2 и 9. Валы 13, 11 вращают­ся в шарикоподшипниках, которые смазываются перекачиваемым мас­лом. Уплотнение выхода ведущего вала располагается в приливе крыш­ки 14 и состоит из стальной пяты 18, чугунного подпятника 15, рези­нового амортизатора 16, стального упорного кольца 20, резинового уплотняющего 19, распорной пружины 21 и крышки 17; 7 и 22 — под­шипники.

Правый патрубок — всасывающий, левый — нагнетательный. В верхней части корпуса насоса расположен перепускной клапан. Дав­ление нагнетания изменяют натяжением пружины, нагружающей кла­пан, с помощью винта. Клапан служит для регулирования подачи и предупреждения повышения давления нагнетания и соединяет нагне­тательную полость со всасывающей.

Q - 16-20м³/ч; N - 29кВт; P - 1,6Мпа; n - 980об/мин

Подача шестеренного насоса с двумя шестернями наружного за­цепления, м³/с,

где Dн, Dп - диаметры окружности выступов и впадин шестерни соответствен­но, м;

b - ширина шестерни, м;

n - частота вращения, с-1;

ηп - объемный кпд насоса (ηп = 0,7÷0,9).

Мощность на валу насоса, кВт,

N=Q·p/10³ ηн

где Q - подача насоса, м³/с;

р - давление нагнетания, Па;

ηн - полный кпд насоса (ηн = 0,54-0,85).

ВИНТОВЫЕ НАСОСЫ.

Предназначены для перекачки масла, топлива, чистых вязких жидкостей и применяются для работы в системах гидравлики, например люковых закрытий крышек трюмов.

По конструкции винтовые насосы могут выполняться с одним ходовым винтом и более. Такие насосы могут создавать большую производительность и высокие давления 10МПа (100кг/см²).

Принцип работы винтового насоса.

При вращении ходового винта в приёмной полости насоса создаётся зона разряжения. Под действием перепада давлений жидкость по винтовой образующей выдавливается в межвинтовых каналах в нагнетательную полость насоса.

Если давление в напорной магистрали превысит рабочее, то сработает предохранительный клапан и перепустит поток жидкости из нагнетательной полости насоса во всасывающую, тем самым предохраняя напорный трубопровод от повреждений.

Винтовые насосы компактны, работают плавно, бесшумно при любом положении в пространстве. Они обладают большой высотой всасывания, их подача и КПД при изменении давлений неизменны. Жидкость движется без пульсаций, прямолинейно и равномерно.

Винтовые насосы подразделяют:

- по числу винтов — одно-, двух-, трех- и многовинтовые;

- по профилю нарезки винтов — циклоидальные, эвольвентные, прямоугольные, трапецеидальные, герметичные и негерметичные.

Винтовой насос трехвинтовой со средним ведущим винтом 7 со шпоночной канавкой 4 и ведомым 5. Винты стальные с циклоидальным профилем расположены горизон­тально в бронзовой обойме, которая вставлена в корпус 9, закрытый крышками 1 н 3. Корпус имеет всасывающий и нагнетательный па­трубки. Валы винтов вращаются на шариковых подшипниках 2, уста­новленных в крышке 1 и втулках 6, запрессованных в крышке 5. Вы­ход вала ведущего винта уплотнен резиновым кольцом 5, Для разгруз­ки от осевого давления вдоль ведущего винта 7 сделан канал, по кото­рому перекачиваемая жидкость поступает из нагнетательной полости к дроссельному поршню 10 и подпятнику. 11. Винтовой насос име­ет клапан, перепускающий жидкость при возрастании давления из на­гнетательной полости во всасывающую (на рис. не показан).

Такие насосы на судах устанавливают в качестве топливо- и масло- перекачивающих в циркуляционных масляных системах.

Герметичный винтовой насос имеет полости нагне­тания и всасывания. Они разделены герметичным зацеплением винтов (рис.18). Однозаходный, стальной винт 1 вращается в резиновой обой­ме 2, внутренняя поверхность которой выполнена винтовой двухзаходной, с шагом в 2 раза больше шага нарезки винта ротора. Такое уст­ройство насоса позволяет перекачивать воду, загрязненную абрази­вами, поэтому его применяют в осушительных системах. Рис.18. Одновинтовой.насос

В негерметичных насосах нет непосредственного контакта поверх­ностей винтов. Винтовая линия имеет прямоугольный или трапецеи­дальный профиль. Вращающий момент от ведущего ротора ведомому передается с помощью цилиндрических синхронизирующих шестерен.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.