Здавалка
Главная | Обратная связь

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (на заметку преподавателю) ..... 443 8 страница



Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мироощущение" и "мировосприятие". Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект (человека) и объект (мир). Мироощущениесвидетельствует о непосредственно чувственном контакте человека и ми-ра.Оно представляет собой как бы превращение "энергии внешнего раздражителя в факт сознания". Это тот мостик, благодаря которому данности окружающего мира проникают в человеческую

субъективность.Мироощущение достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений.

Мировосприятиепредполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировосприятие может наполнять себя из разных источников: это и впечат-ления от восприятия природы, произведений искусства, и сфера общения, языковая среда, и непосредственная жизнедеятельность. Мировосприятие тесно связано с ценностно-оценочными представлениями, оно имеет аффектную эмоциональную окраску и может быть в той или иной степени пристрастным.

В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприятие достаточно подвижные образования.Чувства тревоги, неуверенности и подавленности при достижении поставленной цели могут достаточно быстро перейти в ощущения радостного и оптимистичного настроя. Многочисленные вариации в мироощущении и мировосприятии возможны вследствие того, что в этих структурах отражается качественное многообразие мира, помноженное на своеобразие и уникальность субъекта восприятия. Так, мировосприятие молодого человека иное, чем у старого. У больного оно весьма отлично от восприятия здорового. Одно и то же событие принимает тот или иной вид в зависимости от многих обстоятельств: от особенностей индивидуальной психики, темперамента, склада характера, обычаев, нравов, предрассудков. Меланхолик видит трагедию там, где сангвиник усматривает просто происшествие, а флегматик — ничего не значащий эпизод. На мировосприятие оказывают свое влияние также тип национальной культуры, особенности этноса и социокультурные различия. В мировосприятии следует выделять объективную и субъективную стороны; Происходящее при вполне идентичных обстоятельствах, но различном субъективном отношении может быть представлено в том или ином свете, окрашено в контрастные тона.

Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении

человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий. Оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. Ментальным критерием мировоззрения выступают уверенность и вера,выявляющие кон-центрированность сознания. Мировоззрение может быть представлено в форме общезначимой и личностно значимой установки.

У Канта есть понятие "гражданин мира". Оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность ко всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно служит как бы определенной гарантией постоянства собственного "Я", его самоидентификации.

Мировоззрение предстает как многоуровневое образование. В нем, как в многоэтажном доме, на разных этажах помещены и житейское мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, и мифологические, религиозные, художественные, политические, научные воззрения. Однако вход один, и логика миропостижения напоминает собой не широкую лестницу с табличками на каждом этаже, а, скорее, запутанный лабиринт мироориентаций.

Когда говорят о теоретическом и практическом уровнях мировоззрения,в качестве примера последнего приводят обыденное мировоззрение повседневности.Как правило, это стихийно формирующееся мировоззрение. В нем роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Огромное влияние на такой тип мировоззрения оказывает профессиональная ориентация его носителя. Кто он: чиновник, работник торговли, офицер, домохозяйка или врач — становится определяющим при формировании типа поведенческих реакций. Носитель обыденного мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды стереотипы мироотношения, кодирует их в определенную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. Однако не всегда следует трактовать обыденное и

повседневное мировоззрение как недостаточное и ущербное. Еще Платон в диалоге "Тэатет" показывал, как справедливо молодая служанка посмеялась над мудрым философом Фалесом, который засмотрелся на небесные светила и упал в колодец.

Синонимами обыденного мировоззрения выступают понятия: "житейское", "повседневное", "практическое", "ненаучное". Именно потому, что долгое время обыденное мировоззрение повседневности не признавалось в качестве реально действующего феномена, а иногда и просто отрицалось, исследования его велись крайне вяло.

Вместе с тем обыденное мировоззрение повседневности не фикция и не вымысел. Оно представляет собой хотя и низкий, но не лишенный достаточной меры здравомыслия, прогнозируемый уровень мировоззрения. Хуже, когда человек не поднимается до осознания своего мировоззрения, а живет, ориентируясь на мимолетность настроений, в потоке, в массе, в толпе. Великий гуманист Альберт Швейцер (1875—1965), упрекая современного человека за его резко ослабленную потребность мыслить, с горечью замечает:"... современный человек явление патологическое. ...Подобно безродным и никогда не трезвеющим наемникам, мы бредем без мировоззрения во все более ощущающемся мраке жизни, готовые одинаково преданно служить и возвышенному и низкому"43. Пагубность безмировоззренческого состояния велика. Когда нет определенных планов на будущее, принципов действия в настоящем и идеалов, пронизывающих ткань прошлого и грядущего, человек находится в состоянии бездумия, а на место мировоззрения приходят неосознанные импульсы, непредсказуемые порывы и действия. Основной смысл подлинного этического мировоззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к осмысленному, в нахождении той степени разумности, которая освещает жизнь и мир жизнеутверждающим светом.

Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что современная фундаментальная философия — это высший, теоретический уровень мировоззрения среди других видов мировоззрений

(мифологического, религиозного, прагматического и др.). Теоретический уровень испокон веков связывался с заботой об обеспечении концептуального приращения знания и в отличие от обыденного должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

Теоретический уровень мировоззрения нельзя мыслить как нечто, априорно данное каждому индивиду. Напротив, он является результатом длительного процесса социализации индивида, когда последний в своем отношении к действительности проходит путь от непосредственного присвоения, получаемых от общества благ до понимания смысла исторического созидания и гуманитарных человеческих ценностей.

Теоретический уровень мировоззрения не следует представлять как непосредственное отражение действительности. В его структуру входят идеалы и концептуальные модели. Именно наличие иде-алов характеризует мировоззрение не просто как отражение, а как опережающее отражение, как идеальную силу, формирующую и конституирующую то, что еще не существует, — будущее.

Проблема формирования мировоззрения состоит в том, что целенаправленное развитие теоретического уровня не отменяет реально присутствующие в многогранном человеческом существе прочие пласты .мировоззрения, атавизмы мифологического или приоритеты житейского. И наоборот, индивид, выступающий от имени только теоретического, научно-систематизированного и предельно рационализированного мировоззрения, мало напоминает живое, страдающее, волящее и мечтающее человеческое существо. Скорее — лишь разновидность некоего зомби, запрограммированного на нормативный реестр принципов.

Каждый уровень мировоззрения в жизнедеятельности человека решает свои собственные задачи. В этом их значимость и самоценность. Критика правомерна лишь в ситуации необоснованных претензий того или иного уровня мировоззрения— религиозного, обыденного, прагматического или ециентистского — на универсальность и общезначимость.

Тема 10. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? СПОР ДЕФИНИЦИЙ

Анализ существующих определений философии. — Философия как форма общественного сознания, как. система взглядов на мир в целом, как одна из форм мировоззрения. — Нетрадиционные интерпретации специфики философского знания. Философия — "это мышление вслух"(М. Мамардашвили). Философия — "культура всеобщего язаимопредполагания мысли и бытия" (В. Библер). — Философия как "вопрошание сущего" (М. Хай-деггер), "притязание обрести смысл жизни "(К.Ясперс).

Есть ряд определений философии, которые в той или иной степени могут быть занесены в число традиционных. Так, в "Философской энциклопедии" философию определяют как "форму общественного сознания,направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этих функций предполагает систему идей, которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих программу социального поведения человека"44 .

В учебнике для высших учебных заведений "Введение в философию" предлагается интерпретировать мировоззрение как "совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи"45. "Философия - одна из форм мировоззрения, — подчеркивается в учебном пособии В.П. Алексеева и А.В. Панина. — От религиозной

формы она отличается помимо прочего тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств. Если для религии характерна слепая вера, логическая недоказуемость "истин", то положения философии логически доказуемы"46.

Мировоззрение, как правило, определяется в обществоведческой литературе как духовное освоение мироздания с точки зрения таких основных его частей, как природа и человек. Понять мировоззрение можно только как отношение человека к окружающему миру. Несколько выбивается из проторенной колеи определение мировоззрения как интегральной проекции человеческой практики на окружающую действительность, обобщенного и целостного осознания мира как объекта практических интересов, целей, действий субъекта данного мировоззрения. Но вновь возвращает в устоявшийся каркас утверждений традиционное определение мировоззрения, содержащееся в "Философском энциклопедическом словаре", согласно которому мировоззрение— это "система взглядов на объективный мир и место в нем человека,на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и действительности, ценностные ориентации"47.

Создание мировоззрения — громоздкая и очень сложная задача. Полноценное философское мировоззрение должно включать в себя такие важные качества, как оптимизм и этичность, в противном случае неоткуда взяться энергии, направленной на сохранение любви и мудрости. Наш современник А. Швейцер фиксирует, однако, тревожную ситуацию, когда именно выработка взглядов, определяющих общее понимание мира, приводила к насилию над действительностью в духе мировоззрения, причем в двояком смысле. Выработанные мышлением воззрения ставились выше фактов естествознания и одновременно провозглашались идеалы, призванные изменить существующие взгляды и условия жизни людей. Такого рода построения, когда факты не

признавались, а идеалы провозглашались, были чужды реальности, насиловали действительность в духе мировоззрения48.

Итак, философия была, есть и будет великой проблемой. Если, пытаясь найти ее решение, признать философию наиболее систематизированным, максимально рационализованным мировоззрением своей эпохи, то как же быть со многими философскими направлениями, в том числе и с иррационализмом, такими характеристиками не обладающими? Вынести их за рамки философии, объявить не-философией? Не лучший ход. Может быть, жертвуя строгостью определения, согласиться с мнением, что "философия есть размышление о вещах sub specie ( с точки зрения) "Всего"? "Все" есть основное понятие, оно — подлежащее (явное или неявное) всех философских суждений, гераклитовское "все течет", парменидовское "все едино". Или вспомнить, что с давних пор и на протяжении чередующихся столетий живет философия в непрестанном усилии опознать и выявить Сущее: каждое сущее и все сущее49. С этим можно согласиться, однако сетования на абстрактность и недостаточность такого рода дефиниций не прекратятся.

Может быть, уместно обратиться к тезису отечественного философа Мераба Мамардашвили (1930—1990), утверждающему, что философия — "это сознание вслух, явленное сознание"50. Процесс философской работы — работы думания — является частью жизни сознания. Можно говорить о философии как особом акте осмысления мира и себя в нем.

B.C. Библер (р. 1918) на вопрос: "Что есть философия?" — уверенно отвечает, что "философия.— есть культура размышлений о возможности помыслить начало бытия ( в его абсолютной всеобщности)". "Философия — есть культура всеобщего взаимо-предполагания мысли и бытия, в его всеобщем, абсолютном начале". Библер видит исток философии в соотнесении: сознание — мысль и подчеркивает, что в сознании осознается со-бы-тие (совместное бытие) Я и мира, единого и многого. По своей форме философия есть философия логики, т.е. всеобщее определение схематизмов движения мысли. Философия как философская

логика есть "взаимоначинание мысли — бытием, бытия — мыслью". А следовательно, философская логика есть онто (бытие)-логика51. Моральность и нравственные устремления философии обнаруживаются вследствие того, что осознавание бытия ведет за собой ответственность за свое бытие, за свою мысль перед людьми, перед самим собой.

Попытки определения философии часто приводят к нетради ционным формулировкам. И это нередко происходит именно по тому, что в поисках ответа на вопрос: "Что есть философия?" необходимо все время, отваживаться на парадокс — отстранение мыслить о том, как Я (именно Я) мыслю, во всей целостности мо его — всеобщего (логика!) мышления. Философствуя, человек преобразовывает свой индивидуальный ум в разум и вступает в общение с иными, столь же индивидуально-всеобщими разума ми.С большим пафосом воспринимаются слова Библера о том, что ''философия — развитая культура способности мыслить, "жажда философской речи, голод по общению философствую щих умов"52.

Достаточно нетрадиционно для неискушенного слуха звучит ответ, найденный немецким философом-экзистенциалистом Мартином Хайдеггером. На вопрос: "Что есть философия?" — он отвечает: "Это вопрошание сущего".И весьма поэтично добавляет: "Философия существует в мелодии соответствия, настраивающегося на голос бытия сущего"53.

С конкретными формулировками смысла и назначения философии выступает немецкий философ К. Ясперс (1883—1969). "Философия содержит притязания обрести смысл жизни поверх всех целей в мире— явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего одновременно и будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства"54. "Постоянная задача философствования, по его мнению, — такова: стать подлинным человеком посредством пониманий бытия; или, что то же самое, стать самим собой..."55

Этим выводам К. Ясперса созвучен очень глубокий тезис Б.Рассела) который в полной мере может быть прочувствован лишь в катастрофический канун 21 в.: "Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, — это, пожалуй, главное, что может сделать, философия в наш век для тех, кто занимается ею"56.

Данный экскурс можно завершить упоминанием о свеобраз-ной позиции представителя Франкфуртской школы Т. В. Адорно (1903—1969). Он уверен, что философия должна стать гласом противоречия и "тотальной неудачи", выражением самокритики философа. Философия — это тотальная критика. Ее задача в том, чтобы поймать "цвет несуществующего", а все свои категории привести в состояние диссонанса. В самом понимании философии Адорно хочет изобразить "логику распада", так свойственную переживаемому периоду постмодерна.

Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В ПОИСКАХ ПОДЛИННОЙ СУЩНОСТИ

ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Русская философия — концентрированное выражение духовного опыта нации. — В.Н. Татищев: "Филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере". —А.Н.Радищев. "О человеке, о его смертности и бессмертии"— первый научный подход к антропологизму. Творчество славянофилов И.В.Киреевского и А.С. Хомякова. — Убеждение в непосредственном постижении реальности — отличительная особенность всей русской философии. — Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии (Вл. Соловьев). — "Философия как добросовестное искание достоверной истины". — Метафизика — "критическая наука идей о сущем " (С.Н. Трубецкой). — Философия как переживание, "душевно-духовное делание" (ИЛ. Ильин). — "Учение о смысле человеческого существования "(НА. Бердяев). — Ответ С. Л. Франка на вопрос "Что делать?".

Если русская философия хочет еще сказать что-нибудь значительное, верное и глубокое русскому народу и человечеству вообще, — после всех пережитых блужданий и крушения, — то она должна прежде всего спросить себя, в чем ее призвание, с каким предметом она имеет дело и каков ее верный путь...

В.В. Налимов

Русская философская школа всегда отличалась ярким своеобразием и оригинальностью в постановке и решении множества проблем. Сам вопрос о русской философии может быть поставлен с учетом того, что она есть концентрированное выражение духовного опыта нации,воплотившегося в разнообразии творений культуры. Национальное своеобразие русской философии обусловлено уже тем, что в начальные этапы ее развития,

в дохристианский период, языческие представления, растворенные в комплексе эмпирических знаний разных степеней обобщенности, пронизывали мировоззрение древних русичей. Русская философия не могла в равной степени, как западная, опереться на наследие античного мира.

Византийское православие принесло с собой утверждение новых ценностей, однако оно не смогло достичь полного отрицания старых верований. В мировоззренческом ареале сложно переплетались токи и влияния многих культурных традиций. Центральное положение отводилось теологической направленности, хотя устойчивыми оказывались и традиции внецерков-ного движения мысли.

Исследователи обращают внимание на то, что религиозная нетерпимость между восточной и западной церквами на протяжении нескольких столетий отгораживала Россию от стран Западной Европы. Русская мысль поэтому развивалась очень замкнуто с запозданием примерно на 200-300 лет по сравнению с развитыми европейскими странами. Затяжной характер крепостничества и самодержавия наложил свой отпечаток на весь строй мировоззрения. Изменения стали ощутимы лишь с началом петровских преобразований.

По определению одного из известных историков философии В.В. Зеньковского (1881 — 1962), самостоятельное творчество в области русской философиинаблюдается лишь во второй половине 18 в. Из наиболее ранних "опытов философствования" примечательны суждения В.Н. Татищева (1686-1750). Он употреблял термин "филозофия" и рассматривал ее в качестве высшей науки, синтезирующей все истинное знание. Весьма поучительно высказывание этого мыслителя, в котором автор убеждает, что "филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере", и запрещающие философию либо сами невежды, либо подобно "злоковар-ным церковнослужащим" сознательно стремятся удержать в невежестве и раболепстве народ"67,

В произведении А.Н. Радищева (1749—1802) "О человеке, о его смертности и бессмертии" делается заявка на настоящую

философскую дискуссию Писатель уверен, что Гельвеции, сводящий все знание к чувственному опыту, неправ. "Чувствование очей не есть чувствование души"58. В этой работе Радищева можно усмотреть первый научный подход к антропологизму,в ней воспроизводится процесс формирования человека как мыслящего существа. Однако человек и мир соотнесены более механистически, нежели исторически.

Распространившееся в 19 в. увлечение немецким идеализмом стало мощным импульсом для развития русской философии. Творчество славянофиловИ.В. Киреевского (1806-1856) и А.С. Хомякова (1804 — 1860) представляет собой попытку выработать систему христианского миропонимания. Обращают на себя внимание сами названия работ И.В. Киреевского: "О характере просвещенной Европы и ее отношения к просвещенной России", "О необходимости и возможности новых начал для философии". В них автор не только отрицает западный путь развития, он опровергает и ценность европейского типа мышления. Западный человек, по его мнению, утратил "коренные понятия о вере" и принял "ложные выводы" безбожного материализма. Торжество рационализма имеет отрицательное значение для "внутреннего сознания". Западная образованность несет в себе раздвоение и рассудочность. Тогда как образованность русская основывается на восприятии "цельного знания", сочетающего разум и веру. Подлинная философия должна быть философией "верующего разума". Можно назвать программным следующий тезис Киреевского, в котором он пытается определить истоки цельного философствования. Человек стремится собрать "все свои отдельные силы", важно, "чтобы он не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным указанием правды... но чтобы постоянно искал в глубине души того внутреннего корня разумения, где все отдель-

Живое и цельное "зрение ума" ("то, ради чего") есть гармоническое сочетание всех духовных сил: "мышление, чувство, эстетическое созерцание, любовь своего сердца, совесть и бес-корыстная воля к истине". Такое знание, основанное на целостном единстве всех духовных сил, глубоко отличается от знания, вырабатываемого отвлеченным "логическим разумом".

Отсюда вытекала яркая отличительная особенность всей русской философии — убеждение в непосредственном постижении реальности,или интуитивизм. Как отмечал известный историк философии Н.О. Лосский, обостренное чувство реальности, противящейся субъективированию и психологи-зированию содержания восприятия предметов внешнего мира, является характерной чертой русской философии. "Идеал целостного знания, т.е. органически всестороннего единства его, возможен не иначе, как под условием, что суб-станциональный аспект мира (чувственные качества), рациональный аспект его (идеальная сторона мира) и сверхрациональные начала даны все вместе в опыте, сочетающем чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию"60. Выделяя различные уровни реальности: надрациональный, рациональный и сверхрациональный, русская религиозная философия называет и соответствующие им способы постижения: сердцем, рассудком (наукой), верой (интуицией).

К особенностям русской философии следует отнести и то, что развитие профессиональной философии осуществлялось отнюдь не дипломированными мыслителями, а, можно сказать, страстно заинтересованными любителями. Так, православным богословом России становится конногвардейский офицер и помещик А.С. Хомяков. А первым русским историософом был офицер лейб-гусарского полка П.Я. Чаадаев (1794—1856). Такое положение не могло быть понятно Западу, где богословская мысль развивается иерархами церкви и профессорами богословских школ.

. И тем не менее А. С. Хомякова в славянофильской среде называли "отцом церкви". Он рассматривал веру в качестве некоего

предела внутреннего развития человека. Хомяков не отвергал науку, не противопоставлял веру и знание, а иерархизировал их отношение: сначала знание, затем вера. Именно недостижимость абсолютного знания является постоянным условием существования веры. Хомяков убежден, что всякая живая истина, а тем паче истина божественная, не укладывается в границы логического постижения. Она есть предмет веры не в смысле субъективной уверенности, а в смысле непосредственной данности. У Хомякова вера не противоречит рассудку; она даже нуждается в том, чтобы бесконечное богатство данных, приобретаемых ее ясновидением, подвергалось анализу рассудка; только там, где достигнуто сочетание веры и рассудка, получается всецельный разум. "Вера" Хомякова, по сути дела, есть интуиция, т.е. способность непосредственно познавать подлинное живое бытие. И только в соединении с верой разум возвышается над отдельным мнение и мышлением и преобразуется в цельное соборное сознание.

Направленность на поиск цельного знания о цельном бытииявно ощущается и в трудах Вл. Соловьева. Вопрос: "Что есть философия?" — по его мнению, предполагает следующие рассуждения. Философия — это дело свободной мысли, а чисто философская деятельность ума состоит в том, чтобы все проверять или ко всему примерять мерило критической мысли. Теоретическая философия направлена на то, чтобы обладать истиной ради нее самой. Настоящее философское мышление должно быть добросовестным исканием достовернойистины до конца61.

С.Н. Трубецкой (1862— 1905) считает, что "метафизика превращается в критическую науку идей о сущем,или систематическую идеологию сущего" и что именно так " поняли ее задачи еще Платон и Аристотель"62. Метафизика действительно бывает бесплодной в своей отвлеченности там, где она противополагается истории и естествознанию, строя их из своих абстракций. Хотя на самом деле, критическая метафизика не только не противоречит здравой эмпирии, но и имеет для нее положительное

методологическое значение. Она стремится оградить мысль от всякого ложного отвлеченного догматизма, заставляя ее считаться с совокупностью мыслимых общих концепций сущего.

Но если Вл. Соловьев и С.Н. Трубецкой акцентируют именно рациональную направленность философии, то русский философ И.А. Ильин (1882— 1954) уверен, что философ и философия должны переживать свой духовный опыт. Философия — это душевно-духовное делание.Она должна отказаться от выдумывания "философских систем", ибо истинное бытие может оказаться бесконечно глубже, живее, обширнее и богаче, чем выдумываемые "системочки". "Философия должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности". "Философ призван переживать свой предмет в его объективной реальности, проверять пережитые им содержания, описывать их и показывать другим людям"63. По Ильину, начало "духа" — это сущий предмет философии, который раскрывается в переживании состояния очевидности, несущей нам созерцаемую истину. Путь, который предлагает мыслитель, — тернистый путь философской мудрости: "...сначала быть, потом — действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания—.философствовать"64.

Для Н.А. Бердяева (1874—1948) философия есть прежде всего учение о смысле человеческого существованияи о человеческой судьбе. Философская мудрость становится делом непосредственного человеческого спасения. А философское познание — духовно-опытное познание тайн бытия в человеке и через человека, познание смысла существования. Если метафизика возможна, то она должна стать знанием о жизни, о конкретной реальности, о человеке и его судьбе. Поэтому основным принципом философии, по мнению Бердяева, становится бытийственно жизненный принцип65.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.