Здавалка
Главная | Обратная связь

Приготовление пищи без посуды



Цель. Научить следопытов разводить, поддерживать, тушить костёр, организовывать среду для приготовления пищи в походных {условиях, определять количество ингредиентов, набираемых для приготовления, готовить пищу на костре, соблюдая правила безопасности при этом.

Подготовка. Наставник подыскивает недалеко от места расположения клуба лес, в котором можно разводить костры. При необходимости получает разрешение лесников.

Готовит снаряжение для приготовления пищи:

Ø котёл ёмкостью не менее 0,5 л на одного человека, с крышкой (т. е. если в звене 8 следопытов и наставник, то котёл должен быть ёмкостью не менее 0,5x9=4,5 л); можно лучше взять несколько маленьких котлов с крышками, если есть;

Ø отрезки верёвки для связывания треноги (бельевая верёвка или репшнур длиной не менее 3 м) по количеству котлов;

Ø крючки для подвешивания котла - по одному на котёл (крючки не должны разгибаться при подвешивании котла. Крючок можно сделать из проволоки необходимого диаметра, согнув её в виде буквы 5);

Ø рукавицы или прихватки для снятия горячих котлов с костра;

Ø клеёнку для раскладывания пищи;

Ø спички, растопку (специально подготовленные материалы для облегчения разведения костра. В качестве растопки могут быть парафинированная бумага (обычная - лучше газетная - бумага пропитывается парафином со свечей), береста, огарок свечи (их много остаётся после церемонии посвящения в следопыты), растёртая на волокна сухая древесина, сухие тонкие стружки, смолистые опилки, подстилка из птичьих гнёзд, пух, пористая резина, измельчённые шишки хвойных деревьев);

Ø оповестите детей, чтобы взяли с собой всё, необходимое для занятия;

Ø потренируйтесь сами разводить костры, делать треногу.

На предыдущем занятии предупреждает следопытов. Если же звено идёт в поход в составе клуба, наставник заботится, чтобы данное занятие было включено в программу похода.

В день похода наставник собирает звено на полчаса раньше других, чтобы взятые детьми продукты перепаковать в походные упаковки или же заранее напоминает следопытам, чтобы они это сделали сами.

Дети берут с собой:

Ø составленное меню;

Ø миску; кружку; дневник ступени;

Ø питьевую воду - не менее 2 л каждый;

Ø заварку (помня о здоровом питании) и сахар (на 1 кружку чая); что-нибудь к чаю (печенье, мёд и т. п.);

Ø ингредиенты на приготовление того блюда из составленного на прошлом занятии меню, которое скажет наставник (причём берут заведомо больше, ведь нельзя же с уверенностью сказать заранее, сколько следопытов придёт на следующее занятие).

Мотивация. Скажите: «Кто из вас хотел бы в поход на несколько дней? Но вы, надеюсь, понимаете, что туда чая в термосах вы не напасётесь. Тем более другую горячую пищу придётся готовить самостоятельно. Сегодня мы с вами научимся создавать условия для приготовления пищи на костре, узнаем, каких типов бывают костры и для чего предназначен каждый вид. Как результат нашего обучения, следопыты, занимающиеся по ступени «Друг», приготовят чай. «Исследователи» приготовят то блюдо, на которое они составили меню на прошлом занятии. А «Спутники» испекут что-то ещё».

На прошлом занятии мы с «Исследователями» составляли меню. Часто в походе бывает так, что количество участников окончательно определяется уже в день выезда на маршрут (кто-то заболел, у кого-то другие обстоятельства, на его место могут найти другого, а могут и не найти). Поэтому в меню количество ингредиентов указывается в расчёте на 1 чел. А дежурные самостоятельно вычисляют, исходя из количества участников в группе. Затем им надо отмерить, например, столько-то грамм крупы, столько-то грамм сыра, столько-то грамм капусты и т. п. Как это всё грамотно сделать? Этому мы и научимся сегодня.

Новый материал (закрепление по ходу объяснения). Объясняйте следопытам, показывайте и спрашивайте «Спутников», почему такое правило существует. Место для костра выбирается не ближе 10 м от палатки и ближайшего дерева (чтобы искры не долетели). Ели сверху нависают ветки, то от края кострища должно быть не менее 3 м до проекции края этих веток (чтобы искры не подожгли). Располагать кухню и дровни относительно кострища следует так, чтобы дровни были с противоположной стороны от костра относительно кухни (чтобы не носить котлы через дрова), причём преимущественное направление ветра было от костра на дровни (чтобы пепел не летел на клеёнку с пищей). Рекомендуется разводить костры на старых кострищах (которые были до вашего прихода), при условии, что они расположены с соблюдением описанных выше правил. Одни дежурный сортирует дрова (ломает и складывает в три штабеля: хворост, тонкие дрова поленья), другой в это время готовит кострище. На выбранном месте в диаметре 3 м снимает дёрн (чтобы огонь не распространился в стороны от костра) и складывает его корнями вниз (чтобы не настолько высохли) под дерево или куст (чтобы другие не наступили и не поскользнулись или не споткнулись). Перекапывает землю в диаметре 90 см (чтобы была воздушная изоляция от земли и живности, которая там роется) и обкладывает камнями (чтобы дрова не раскатывались по сторонам). Если приходится делать костёр на болотистой земле или на глубоком снегу, для него сооружают помост (чтобы влага под костром не мешала разведению костра).

Дайте команду сделать две ходки по дрова. Сами следите за детьми и процессом. Дрова нужно складывать именно в то место, где запланировали. Найдите три жерди, подходящие для треноги. Когда дети вернутся, объясните им, что тренога нужна будет для подвески котла над огнём. Для треног лучше всего подойдут три сырые жерди толщиной приблизительно 3 см и длиной около 1,5 м. Их связывают верёвкой, а её концы свешивают вниз. На них завязывают узлы проводника или «швейцарские проводники». Объедините детей в группы по количеству котлов. Каждой группе дайте задание найти по три жерди для треноги. Проверьте, что они нашли. Группам, нашедшим действительно подходящие жерди, дайте верёвку для связывания треноги. Когда они свяжут, проверьте качество и надёжность.

Концы жердей расставляют по вершинам примерно равностороннего треугольника. В проводники цепляют крючки (если котёл один, то цепляют один крючок, конец верёвки со вторым проводником забрасывают к месту связывания). На крючки подвешиваются котлы, куда уже запита вода.

После того, как подгруппы отмерили нужное количество ингредиентов, выдайте им по одному комплекту кострового оборудования. Можно отмерять нужное количество воды, заливать в выданный Вами котёл и вешать на треногу.

Когда у всех групп готовы треноги, продолжите объяснение, сопровождая его показом.

Пока один дежурный делает треногу, второй складывает очаг. Из самых тонких веточек сооружаем шалашик, между ними и внутри шалашика кладём растопку. Если земля сырая, растопку кладём завёрнутой впарафинированную бумагу или тонкий кулёк. Чтобы шалашик не распадался, ветки втыкаем в землю. Со стороны ветра оставляем шалашик разомкнутым - с этой стороны будем его зажигать. Если хвороста очень мало, делаем «кучерявые палочки», как показано на рисунке слева, и ставим их в шалашик.

Вокруг первого шалашика ставим второй - из более толстых (толщиной с карандаш) и длинных веток. Далее третий, из дров потолще (толщиной с большой палец). Когда высота получившегося «многослойного шалашика» достигла 30 - 40 см, готовим поленья (минимум 6 шт.), из которых вокруг шалашика соорудим «колодец», и ставим рядом треногу и котёл с водой, закрытый крышкой. Поджигаем растопку. Спичку, которой поджигали, кладём в растопку. Когда горение стало устойчивым (пламя объяло хворост), складываем «колодец», ставим треногу и вешаем на неё котёл. Далее один дежурный моет руки и занимается приготовлением продуктов и их своевременной закладкой в котёл. Другой дежурный поддерживает костёр. Опыт показывает, что если поленья лиственных пород (бук, граб) и в «колодце» их 8 шт., то получившегося огня хватит, чтобы довести воду до кипения. Поэтому второй дежурный может помогать первому (например, чистить овощи), будучи в то же время готовым реагировать на любое неожиданное поведение костра. В том месте, где запланировали устроить кухню, разворачивается клеёнка и дежурные приступают к заготовке продуктов: чистят и режут овощи, отмеряют необходимое количество продуктов и готовятся бросать их в котёл в нужное время. Скажите детям выложить все бутылки с питьевой водой, которые они взяли, и сложить на кухне. Водой из этих бутылок пусть наполнят котлы из расчёта 0,4...0,5 л на человека.

Когда костёр устойчиво загорится, скажите следопытам: «Мы сегодня приготовим чай. Поэтому сейчас сложите вот здесь, на клеенке, всю заварку, которую вы сегодня взяли». Покажите каждой группе место для нее на клеёнке или выдайте по отдельной клеёнке. Скажите, чтобы группы приготовили нужное количество заварки и, когда вода в котле закипела, были готовы бросать. Раздайте группам прихватки или рукавицы. Объясните, что проверить, кипит или нет, можно, подняв крышку. Для этого нужно надеть рукавицу (или взять прихватку). Также скажите: «Во время приготовления пищи находиться на кухне или в дровнях могут только дежурные. Как вы думаете, почему?» Выслушайте ответы. Скажите: «Да, действительно! Есть опасность случайно зацепить треногу или стоящий на земле котёл, и кипяток выльется на дежурного. Есть опасность также наступить на какой-нибудь горячий предмет и получить ожог. Поэтому никогда не приближайтесь к дровням, костру или кухне ближе, чем на 5 м до команды «миски на стоп!» или «кружки на стоп!». Но сегодня вы все дежурные, и, я уверен(а), группы не будут мешать друг другу».

Для того чтобы что-то бросить в котёл, его снимают с огня, пользуясь рукавицей или прихваткой. Проследите, чтобы группы, у которых вода закипела, не бросали заварку в котёл, висящий над костром, а обязательно снимали его с огня. Если дети взяли такую заварку, которую нужно некоторое время поварить (например, калган), проследите, чтобы обратно, на огонь, котёл вешали, тоже пользуясь рукавицей или прихваткой. Скажите детям, чтобы они достали и сложили на клеёнке сладости, которые брали к чаю.

Когда чай будет готов и снят с огня, объясните следопытам: «Горячий котёл ставится так, чтобы опасность натолкнуться на него сводилась к минимуму. Куда бы вы предложили поставить сейчас котлы с чаем?» Выслушайте ответы. Похвалите тех, кто предложит поставить под кустом (если есть куст) или под ель (если есть ель). Скажите, что, пока чай настаивается, следопыты ступени «Друг» могут разложить сладости на клеёнке так, чтобы всем было удобно их брать. А «Спутники» займутся приготовлением пищи без посуды.

Предложите ребятам установить снаряжение для шашлыка и нанизать продукты на шампуры. Скажите: «Устанавливать шампуры следует так, чтобы продукты были как можно ближе к тлеющим углям и в то же время не касались их. Готовность шашлыка определяется готовностью кусочков соевого концентрата: они должны быть полностью пропеченными». Приготовление шашлыка можно организовать на одном-двух кострищах. На остальных свободные от работы следопыты разгребают угли и складывают туда картофель. На него со всех сторон наворачиваются угли. Вот так (покажите, как). А сверху можно присыпать землёй или песком, чтобы тепло не уходило наружу. В таком состоянии очаг и продукты в нём оставляются на 40 - 50 минут.

...Когда пройдёт 40 - 50 минут, покажете, как разгребать угли - осторожно, чтобы не повредить картофелины. Вместе с ребятами вытащите картошку из костра. Скажите, что нужно её пересчитать, чтобы ничего не забыть в очаге. Пересчитайте и убедитесь, что вы всё достали. Снимите шашлык с огня. Распределите на всех следопытов по возможности поровну...

Скажите группам, у которых всё готово, подавать команду «Кружки и миски на стол! Все к столу!»

Предложите кому-нибудь из следопытов совершить молитву над едой. После молитвы скажите, что разливать чай можно кружкой одного из дежурных. Если дети проявляют агрессивность при постановке в очередь на получение еды, скажите: «Сначала получают девочки - от самой младшей до самой старшей, затем мальчики - от самого младшего до самого старшего. За ними - руководители. И, наконец, дежурные». Помогите детям образовать очередь согласно этому плану. В миски разложите шашлык и картофель, в кружки разлейте чай. Пожелайте приятного аппетита.

После еды или перед едой, если есть свободные кострища и подходящих дров достаточно, покажите такие виды костров: таёжный, звезда, нодья.

«Звезда» называется так потому, что несколько бревен кладется на землю в виде звезды, зажигается в центре, по мере того как бревна сгорают, их подвигают внутрь. Костер длительного действия, вокруг него можно располагаться на ночлег. При небольшом размере костра, дающем жаркое узкое пламя, на нём удобно готовить пищу в одной - посудине.

Таёжный - тоже костер длительного действия, дает большое жаркое пламя и много углей, хорош для варки пищи в нескольких посудах, для просушки одежды и для ночлега большой группы туристов. На одно толстое бревно кладется несколько бревен потоньше, при этом они укладываются только одними концами и обязательно с подветренной стороны.

Костёр «нодья» раскладывают в том случае, когда нужен длительный обогрев. Два толстых бревна надрубите по длине и положите надрубами друг к другу. Третье бревно кладите сверху. Между нижними бревнами поместите растопку. Уровень жара этого костра регулируется расстоянием между нижними бревнами. Горит такой костер несколько часов.

Перед уходом группы расскажите следующее.

Если группа остается на ночь, на оставшиеся угли можно положить метровые отрезки брёвен (так угли сохранят своё тепло до утра, и утром можно будет обойтись без спичек), а дровни накрыть плёнкой.

При уходе группы в костре сжигается негниющий мусор (бумага, пластик, полиэтилен). Затем из него выгребаются, расплющиваются и закапываются или уносятся с собой обожжённые консервные банки. Наконец, кострище заливается водой до прекращения тления и засыпается землёй. Затем снятый дёрн кладётся на место.

«Спутники» пишут названия костров на с. 72 дневника ступени .

Подведение итогов.На обратном пути в клуб повторите с ребятами:

Ø порядок действий по организации среды для приготовления пищи (1-выбрать и распланировать места для дров, костра, кухни;

2-сходить по дрова и найти жерди для треноги;

3-один дежурный делает очаг, другой расстилает клеёнку и собирает у группы или получает у завхоза необходимые продукты);

Ø последовательность действий при варке пищи (1-один дежурный делает очаг, другой отмеряет и набирает воду в котёл, закрывает крышкой и начинает готовить другие продукты;

2-когда костёр устойчиво горит, на треногу над ним вешается котёл;

3-дежурный продолжает поддержание огня и в свободные минуты помогает второму готовить продукты - чистить, нарезать, мыть;

4-когда вода закипела, котёл снимают с огня, бросают в него необходимые продукты и вешают на огонь);

Ø правила безопасности при работе с костром;

Ø виды костров и их назначение.

Скажите им, что для получения подписи каждому из следопытов нужно будет побыть в роли дежурного. Это будет для кого-то в лагере, для кого-то - в следующем походе или выходе на природу.

Если кто-нибудь из «Спутников» практически самостоятельно приготовил сегодня шашлык или картофель - поставьте ему (ей, им) подпись о выполнении требования 2.

Если сегодня кто-то из «Друзей» сдавал зачёт по требованию 1-повышенному (костёр с одной спички) - отметьте его прогресс, а если он таки разжёг костёр и правильно его затушил - его наставник поставит подпись в зачётную карточку.

Домашнее задание «Спутникам».Прямо сегодня записать на с. 73 дневника ступени «Спутник» все требования безопасности, которые вы сегодня слышали.

Подведение итогов.На обратном пути в клуб повторите с «Исследователями», как отмерить нужное количество: крупы, вермишели, концентрата, сыра, масла, петрушки, сахара, овощей/фруктов.

Подпись о выполнении требования «Спланировать и приготовить два блюда в условиях лагеря» в зачётную карточку следопыт получает после того, как он в лагере или в походе правильно сделал все эти расчёты и отмеры для двух блюд самостоятельно или в паре с другим дежурным (тогда подписи ставятся обоим) и приготовил два блюда.

 

Занятие 2
Правила выбора места для лагерной стоянки

Лучше всего этот материал объяснять в походе. Тогда можно, кстати, объединить его с предыдущим: в пути объясняем правила выбора места, на привале - приготовление пищи.

Цель.Научить следопытов правильно выбирать место для походной и лагерной стоянок.

Наставнику на заметку. Вот какие правила выбора места для лагеря помещены в руководстве для наставника ступени «Исследователь», выпущенном Генеральной Конференцией (в скобках курсивом наши комментарии):

1. Выберите сухое место. Всегда проверяйте землю старательно, потому что если будет хоть чуть-чуть сыро, тепло тела, а в спальнике будет набирать сырость через кровать/постель. Конечно же, под спальником всегда должен быть коврик, потому что даже если земля сухая, в ней всегда есть небольшое количество влаги. (Следопыты многих стран часто применяют палатки без дна, так как климат позволяет и земля кажется тёплой. Поэтому здесь и прописываются предостережения. Для тех из нас, кто до сих пор применяет палатки без дна, коврик под спальником, надеемся, это само собой разумеющееся.)

2. Останавливайтесь подальше от болот (если это вообще возможно) - на них много комаров и другой инфекции. (А если весь поход проходит по болотистой местности? Например, Карелия... Что тогда дел а то? Придётся ставить палатку на платформу- своеобразную решётку из жердей на уровне на 40 - 60 см выше уровня земли. А вот разводить костёр на болотах, торфяниках ит.п ЗАПРЕЩАЕТСЯ торфяной пожар погасить невозможно.)

3. Никогда не разбивайте лагерь под нависающими уступами или отвесными скалами, так как существует опасность обвала или оползня Вы можете, правда, соорудить лагерный костёр у отвесной скалы - стена будет играть роль отражателя тепла. (Ага!.. Не разбивайте лагерь, только разводите костёр... Конечно, если стеночка высотой 20-50 см, то возле неё можно и костёр развести, но не под скалой же!)

4. Разбивая лагерь в лесном районе, убедитесь, что палатки не стоят под сухими или гнилыми ветками, которые могут обломаться от ветра. (Могли бы добавить: в...а также возле подрубленных или гнилых деревьев, кроме того, нужно остерегаться линий электропередач, трубопроводов и других промышленных объектов.) Выбирайте тёплое место. Помните, что вода и холодный воздух стекают вниз, а тёплый воздух поднимается. Исходя из этого правила, как вы думаете: где будет лучше всего разбить лагерь - на вершине холма, на склоне или в ложбине? На вершине будет суше и теплее, н кроме того, ветер будет сдувать комаров. (Так что если комаров много, тогда вершина будет самым лучшим местом.) На склоне будет несколько прохладнее, но если ветер сильный, то склон будет наилучшим местом. (Но на склоне сложно выбрать ровную площадку для палатки. А если палатку разбить под наклоном, то жильцы будут во сне съезжать - ощущения не очень приятные. Кроме того, разбивая лагерь на склоне, нужно предусмотреть, где побегут потоки воды или сель, если пойдёт ливень. Берегитесь, чтобы они не прошли через палатки или кухню и не вымыли оттуда всё.) А ложбина? Ни в коем случае, так как здесь собирается влага от тумана и даже выпадает иней. А в сильный дождь лагерь в ложбине будет затоплен. (Остерегаться нужно и малозаметных углублений в нормальных на первый взгляд местах - на том же склоне или на вершине холма. Не разбивайте палатку в углублении или ямке.)

5. Горные каменистые пыльные районы бедны местами для разбивки лагеря. (Это уж точно - ни воды, ни дров. Даже колышки не вставишь - утыкаются в камни.)

6. Разбивайте палатку на юго-восточной стороне, чтобы утреннее солнце высушило её от росы/инея. (В межсезонье очень даже нелишне. Но если на дворе разгар лета, то утреннее солнца может нагреть палатку до +30, и жильцы проснутся от жары. Для однослойных палаток нет другого выхода, ведь утренняя роса стекает на спальники сверху. Если же палатка двухслойная, то роса собирается на тенте, а спальное отделение остаётся сухим. Единственное неудобство—выходя поутру, часто касаешься тента спиной — и спина в росе. Всё равно приятнее, чем просыпаться в раскалённой до +40 палатке.)

7. Если в месте лагеря есть преобладающее направление ветра, при разбивке палатки обращайте её входом так, чтобы ветер не дул в двери.

8. Важно найти поблизости побольше сухостоя. Не режьте и не рубите живых деревьев. (Когда следопыты впервые в своей жизни отправляются по дрова, они просят дать им топор -в их представлении дрова надо не собирать, а рубить, причём сразу, первое же дерево. Объясните следопытам, что живые деревья не только тяжелее срезать или срубить, но и труднее разжечь, поэтому нужно стремиться собрать побольше сухостоя. Даже в дождь под ветвями елей есть сухие веточки.)

9. Выбирайте место для лагеря так, чтобы поблизости было достаточно питьевой воды, если это возможно. (И чтобы к этой воде были безопасные подходы. Кроме того; место, где лагерь будет стоять несколько дней, должно быть доступным для автотранспорта.)

Наставник готовит:

Ø распечатки «Правила выбора места для лагеря» (есть в папке с материалами) на каждого следопыта;

Ø всё остальное для похода. Если есть возможность, проходит маршрут заранее без детей (или с другой целью и другим звеном) и примечает места, на которые обратит внимание следопытов.

Дети берут с собой: Щ л(-|Г1Г

Ø дневники ступени, ручки и клей - можно один на двоих-троих; . С №&| III

Ø всё остальное по списку снаряжения для похода..

 

Мотивация.Иногда после лагерных собраний приходится слышать и такие истории:

«Проснулся от шума дождя. Открываю «молнию» спального отделения, вижу: мой шлёпанец плавает в тамбуре...»

«Палатки почти всего лагеря подтопило. Только наш клуб вода обошла».

Понятно, что в таких лагерях были нарушены правила выбора места. Ведь если над палаткой нет ветвей, то дождь действительно будет стучать по тенту так, что можно проснуться. А если от дождя уровень воды в палатке поднимается настолько, что шлёпанцы в тамбуре плавают, значит, неправильно выбрано место для палатки. Есть несколько таких правил, соблюдая которые, даже в ливень вы сможете приготовить пишу на костре и нормально выспаться. Хотите узнать, что это за правила?

Новый материал. Раздайте следопытам вклейки с правилами выбора места для лагеря. Обсудите записанное в них.

Закрепление. При дальнейшем движении по маршруту обращайте внимание следопытов на присмотренные Вами ранее места, вместе с ними анализируйте, можно ли в этом месте разбивать лагерь.

Подведение итогов. Предложите следопытам на оставшемся до конца маршрута отрезке пути найти хотя бы два (или скажите другое число, сколько их там реально осталось минус один) удачных места для размещения туристского походного лагеря (или лагерного собрания, если там такие места есть).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.