Здавалка
Главная | Обратная связь

Стадии правотворческого процесса



Правотворчество - это процесс, проходящий ряд последо­вательных стадий. Оно имеет свои особенности в каждой из правовых систем.

В англосаксонской правовой системе, где большую роль играют судебные решения, правотворчество осуществляется судами. Судебное решение суда низшей инстанции утвержда­ется высшей судебной инстанцией и, таким образом, стано­вится общим правилом-прецедентом.

В мусульманской правовой системе большинство норм права уже дано (содержится) в Коране, Сунне, Иджме. Это религиозная правовая система, в ней закон имеет второстепенное значение, поскольку он не может противоречить рели­гии, а должен соответствовать основным положениям ислама.
Там судья - авторитетный знаток, толкователь и применитель права, но не его творец.

В романо-германской правовой системе основным источ­ником права являются нормативно-правовые акты. Их приня­тие протекает по особым процедурным правилам, особенно это касается законов - нормативных актов, обладающих наи­высшей юридической силой. Поэтому важное место в процес­се создания закона принадлежит законотворческому процессу.

Законы в Российской Федерации принимаются палатами федерального Собрания в особом порядке, который реализу­ется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс, как и любой юридический про­цесс, имеет два значения: 1) порядок деятельности и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным орга­ном - парламентом, главой государства, либо посредством процедуры референдума.

Отдельные авторы понимают законодательный процесс слишком широко, включая в него всю предварительную дея­тельность по подготовке проекта закона. Иногда под законодательным процессом понимается про­цесс подготовки, обсуждения, принятия, опубликования зако­нов и вступления их в действие.

В юридической литературе правильно отмечается, что вы­явление потребности принятия закона, и подготовка законо­проекта не являются стадиями законодательного процесса. Субъекты, занимающиеся выявлением такой потребности и под­готовкой проекта закона, не всегда могут быть сами участни­ками этого процесса. Наличие или отсутствие потребности в определенном законе можно устанавливать самыми разными способами и средствами, например, социологическими иссле­дованиями, научными разработками.

Обычно выделяется четыре основных стадии законодатель­ного процесса: внесение законопроекта (законодательная ини­циатива), рассмотрение законопроекта в парламентских пала­тах и комитетах (комиссиях), принятие и утверждение закона, обнародование закона. Иногда последнюю стадию разделяют на две: а) подписание закона главой государства и б) опубли­кование закона.

Особое внимание следует обратить на стадию законода­тельной инициативы, заключающуюся в правомочном внесе­нии в законодательный орган проекта закона.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини­циативы, указан в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в право­творческий орган, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект.

Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Феде­рации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представитель­ным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Каждая из стадий законодательного процесса относительно са­мостоятельна и имеет свою специфику. Все вместе они как раз и образуют единый законодательный процесс, характеризующий логику прохождения проекта закона с момента его внесения в законодательный орган и до его принятия и обнародования.

Все четыре основные стадии, через которые каждый закон должен пройти, имеют место во всех государствах, не­ зависимо от того, какое где существует государственное устройство. Ибо для возникновении закона нужно чтобы кто-ни­будь указал на жизненную потребность, которая вызывает этот или иной законопроект. Далее, прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению в за­конодательном учреждении, которому присвоено право обсуж­дать законы. Чтобы закон получил обязательную силу, он должен быть утвержден верховной властью. Наконец, для то­го чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести до сведения всех граждан.

В Российской Федерации законодательный процесс регули­руется Конституцией, регламентами палат Федерального Соб­рания, Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также нормативными актами Президента РФ и Правительст­ва РФ, принятыми в пределах их компетенции. Закрепление целого ряда положений о законодательном процессе в Конституции РФ имеет важное значение. Консти­туция 1993 г. во многом по-новому определила полномочия высшего законодательного органа России в сфере принятия законов. Вместе с тем основным документом, определяющим всю законотворческую работу Федерального Собрания, организую­щим ее, являются Регламенты, которые устанавливают юриди­чески обязательные для всех участников процесса процедур­ные правила, призванные обеспечивать единый порядок зако­нодательного процесса, его демократизм, гласность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.