Стадии правотворческого процесса
Правотворчество - это процесс, проходящий ряд последовательных стадий. Оно имеет свои особенности в каждой из правовых систем. В англосаксонской правовой системе, где большую роль играют судебные решения, правотворчество осуществляется судами. Судебное решение суда низшей инстанции утверждается высшей судебной инстанцией и, таким образом, становится общим правилом-прецедентом. В мусульманской правовой системе большинство норм права уже дано (содержится) в Коране, Сунне, Иджме. Это религиозная правовая система, в ней закон имеет второстепенное значение, поскольку он не может противоречить религии, а должен соответствовать основным положениям ислама. В романо-германской правовой системе основным источником права являются нормативно-правовые акты. Их принятие протекает по особым процедурным правилам, особенно это касается законов - нормативных актов, обладающих наивысшей юридической силой. Поэтому важное место в процессе создания закона принадлежит законотворческому процессу. Законы в Российской Федерации принимаются палатами федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения: 1) порядок деятельности и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом - парламентом, главой государства, либо посредством процедуры референдума. Отдельные авторы понимают законодательный процесс слишком широко, включая в него всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона. Иногда под законодательным процессом понимается процесс подготовки, обсуждения, принятия, опубликования законов и вступления их в действие. В юридической литературе правильно отмечается, что выявление потребности принятия закона, и подготовка законопроекта не являются стадиями законодательного процесса. Субъекты, занимающиеся выявлением такой потребности и подготовкой проекта закона, не всегда могут быть сами участниками этого процесса. Наличие или отсутствие потребности в определенном законе можно устанавливать самыми разными способами и средствами, например, социологическими исследованиями, научными разработками. Обычно выделяется четыре основных стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива), рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях), принятие и утверждение закона, обнародование закона. Иногда последнюю стадию разделяют на две: а) подписание закона главой государства и б) опубликование закона. Особое внимание следует обратить на стадию законодательной инициативы, заключающуюся в правомочном внесении в законодательный орган проекта закона. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, указан в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ. Каждая из стадий законодательного процесса относительно самостоятельна и имеет свою специфику. Все вместе они как раз и образуют единый законодательный процесс, характеризующий логику прохождения проекта закона с момента его внесения в законодательный орган и до его принятия и обнародования. Все четыре основные стадии, через которые каждый закон должен пройти, имеют место во всех государствах, не зависимо от того, какое где существует государственное устройство. Ибо для возникновении закона нужно чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает этот или иной законопроект. Далее, прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению в законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы. Чтобы закон получил обязательную силу, он должен быть утвержден верховной властью. Наконец, для того чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести до сведения всех граждан. В Российской Федерации законодательный процесс регулируется Конституцией, регламентами палат Федерального Собрания, Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции. Закрепление целого ряда положений о законодательном процессе в Конституции РФ имеет важное значение. Конституция 1993 г. во многом по-новому определила полномочия высшего законодательного органа России в сфере принятия законов. Вместе с тем основным документом, определяющим всю законотворческую работу Федерального Собрания, организующим ее, являются Регламенты, которые устанавливают юридически обязательные для всех участников процесса процедурные правила, призванные обеспечивать единый порядок законодательного процесса, его демократизм, гласность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|