Здавалка
Главная | Обратная связь

Стадии правового регулирования и элементы механизма правового регулирования



Правовое регулирование - гос-ное регулирование обще-х отно-й путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в определенной сфере жизнедеятельности общества и государства.

В процессе правового регули­рования можно выделить три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реа­лизации.

На первой стадии происходит формирование норматив­ного регулятора, т.е. норм права путем принятия норматив­ных актов (законов, постановлений и т. п.). На первой стадии (этапе) правовое регулирование носит общий характер.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конк­ретных субъектов права, в конкретных отношениях.

Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соот­ветствующими документами, выносится решение о назначе­нии пенсии конкретному гражданину в соответствии с зако­ном о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения - обязанность выплачивать пенсию.

Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механиз­ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро­вание.

Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя­зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули­рования.

Первой стадии общенормативного регулирования соот­ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодатель­ную технику, нормативное толкование.

Второй стадии регулирования соответствует такой эле­мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос­ти), с помощью которого предписания норм права конкрети­зируются, трансформируются в субъективные права и обязан­ности конкретных субъектов в конкретных отношениях.
К этому элементу примыкают юридические факты как фак­тические основания возникновения, изменения и прекраще­ния правоотношения.

Третьей стадии регулирования соответствует такой эле­мент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению.

 

20. Норма права как элемент механизма правового регулирования (1)

Норма права-общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование обще-х отно-й путем определения прав и обя­занностей их участников.

Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников обще-х отно-й, которые находятся в сфере правового регулирования.

Признаки правовой нормы: 1.Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); 2. Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; 3. Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); 4. Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; 5. Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; 6. Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; 7. Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; 8. Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров); 9. Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения; 10. Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Содержание нормы права:

- Логическое содержание - заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается.

- Волевое содержание - выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

- Социально-юридическое содержание - общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация (виды) правовых норм:1. По субъектам правотворчества (сфере действия): 1) Нормы законов - нормы общего дей­ствия - распространяются на всех гр-н и функц-ют на всей тер-рии гос-ва; 2) Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия - имеют пределы, обус­ловленные тер-ми, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей; 3) Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям: 1)Регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; 2) Ох­ранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод чел-а, предусматривают меры наказания или иного юр-го воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме: 1) Учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала пра­вового регламентирования обще-х отно-й, право­вого положения чел-а, пределов действия гос-ва; 2) Обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права; 3) Декларативные (нормы-объявления) - включают в себя поло­жения программного хар-ра, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов обще-х отно-й, содержат нормативные объявления; 4) Де­финитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.); 5) Коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия м/у правовыми предписаниями; 6) Оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления норматив. акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п. Отраслевые нормы подразделяются: 1) Материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения; 2) Процессу­альные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм: обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса; обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования: 1) Им­перативные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие к-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания); 2) Диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП); 3) Поощрительные - предписания о предоставлении гос-вом определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-вом и обществом. 4) Рекомендательные - устанавливают варианты желательного с т.з.гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств.

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений: 1) Обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия; 2) Управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия; 3) Запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц: 1) Общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства; 2) С пециальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы: 1) Компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера; 2) Коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от хар-ра структурных элементов: относительно-определенные; бланкетные; отсылочные.

11. По степени определенности: 1)Абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте; 2) Относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы; 3) Альтернативные.


21. Структура нормы права и соотношение нормы права и статьи закона. Способы изложения нормы права в статье закона

Норма права(НП)-общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование обще-х отно-й путем определения прав и обя­занностей их участников.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление. Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) - элемент НП, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определ-ся путем закрепления юр. фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

2. Диспозиция (юр. расположение сторон) - элемент НП, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юр. фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде др. регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

3. Санкция - элемент НП, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Для примера возьмем к.-либо простейшую НП и проанализируем ее эл-ты. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством гр-не РФ, достигшие 18 лет., имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот 2 условия, при наличии котоых гр-нин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Норма права и статья закона не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей закона, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может: 1) все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью закона; 2) в одну статью закона включить несколько правовых норм; 3) элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же закона; 4) элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных законов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи закона: 1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье закона; 2) отсылочный (ссылочный) способ - статья закона, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же закона (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища"); 3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других законов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.