Здавалка
Главная | Обратная связь

ИРРАЦИОНАЛИЗМ 19 ВЕКА



В первой половине 19 века происходит небывалое развитие Европейской культуры и науки. Под натиском цивилизации отступала феодальная раздробленность хозяйства, отсталость а культурной и политической жизни. Это было подтверждением правоты рационализма. Немецкая классическая философия максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине 19 в. выделились два направления критики немецкой классической философии:

1. Критика с позиций материалистической философии.

2. Критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Они для критики гегелианства использовали не новые подходы, как материалисты и позитивисты, а старые. Они пытались объяснить мир с позиций старого догегелевского идеализма. Так зародился иррационализм — философия, отвергающая логические связи в природе, восприятие мира как целостной закономерной системы, критикующая диалектику Гегеля и саму идею развития.

Идейным отцом философии иррационализма и философии жизни’ был фил. А.Шопенгауэр (1788- 1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ними силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, — это плесень” на одном из “шаров.” Мир не- разумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму и подчиняется только другим силам, напр., воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля - центральное понятие фил. Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него.

Воля - это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге “Мир как воля и представление” им выведен логический закон достаточного основания.

Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления,

-которое является фактом сознания.

Философия Шопенгауэра, несмотря на то, что не была признана современниками, оказала свое влияние на развитие неклассической идеалистической философии.

Учение датского философа С.Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины — жизнь, смерть, не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.

Переживание — это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора — разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше (1844-1900) основоположник “философии жизни”. Жизнь — это единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Он выступил с философской программой “переоценки ценностей” и с откровенной критикой гуманизма. Суть программы заключалась в аморализме и нигилизме. Цель фил. Ницше - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности, В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше — это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.

Философия Ницше — предшественница ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.

 

ПозитивизМ

В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позитивизма, родоначальником которой является французский мыслитель О. Конт(1798-1857).

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальi4Ыл данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанную с эмпирическим опытом.

Философы—позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею:

“Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой”. Основу его философии программы раскрывает тезис “долой метафизику, да здравствует физика”.

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало:

1) философское знание должно быть точным и достоверным, 2) при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук, 3) основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение, 4) фил. исследует только факты, а не их причины. 5) фил. должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании, б) фил. должна прекратить “диктат” другим наука и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую фил. не удовлетворяли принципы, которые предлагала фил. Гегеля и Бекона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными.

Конт сформулировал два взаимосвязанных закона; закон трех стадии развития ума и закон классификации наук.

В первом законе — ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления сравнимые с человеком, на второй апеллирует к абстрактным сущностям (напр. природа), на третьей — наблюдает за феноменам, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени их сложности:

1) Аналитические — изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).

2) Синтетические объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3) Социология — призвана изучать соц. законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателем его идей стал английский фил. Д.Стюарт Миль (1806-1873), который подверг критике учение Конта за то, что познание у него не идет дальше эмпирического мира. Он продолжил основные идеи Конта, много времени уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию. В самой индукции он рассматривал четыре метода: согласия, различия, остатков, сопутствующих изменений.

Взгляды Миля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820-1873). В своем десятитомнике «Система синтетической философия он утверждает, что философия есть такое знание, которое ‘переходит границы общего знания , философия — это научное знание, а не сумма наук. Философия не обладает исключительным правом на истину, ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой.

Одна из заслуг позитивистской методология — выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной Деятельности в самой философии.

Методология позитивизма -оказала сильное влияние на развитие социальных исследований. Многие социологи использовали кредо объективизма” — ряд требований, которым должен следовать социальный философ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.