ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА
К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Создатели и творцы диалектико-материалистической философии. В период с 30-х До конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Предпосылками возникновения марксисткой философии были: Ø Промышленная революция в Европе. Ø Появление пролетариата. Ø Идеи классической немецкой философии. Ø Открытия в области естественных наук. Характерными чертами являлись: 1) диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом. 2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиции как естественный, закономерный процесс. 3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально—практической деятельности человека. 4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития. Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге “К критике политической экономии” (1859 г.). На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т.д.). Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Человеческая история — естественно— исторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока на исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной рев. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет. Он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания. Философию Маркс и Энгельс рассматривали как “руководство к действию”, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|