Здавалка
Главная | Обратная связь

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА



Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной Войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г. отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие кап. отношений, начало револ. демократического движения.

Значимым этапом русск. фил. был этап развития философско-социальной мысли декабристами. 1 П.Пестель, Н.муравьев. И.Якушкин, В.Кюхельбекер а своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.

Жизненность русской фил., ее желание разобраться в социально-политических процессах идущих а России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря. С одной стороны религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское. с другой, материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное. Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет 1 освоение западных ценностей. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов были А.С.Хомяков. И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский. Славянофилы отстаивали идею самостоятельного пути российской государственности, т.к. основу бытия государства составляют православие, общинный образ жизни, особый русский менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно- политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н.В.Федоров, К. Н.Леонтьев). Представителями философского религиозного направления были русс. писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в фил. Достоевского занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках чел. должен следовать путем указанным ему богом.

Л.Н.Толстой в результате своего творчества стал автором фил. доктрины называемой — толстовство, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию, сделав ее доступной простым людям, государство признается отжившим институтом, т.к. является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни - в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно - демократической фил. 19 века - Н.Г.Чернышевский — фактически, представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а чел. - биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория “разумного эгоизма, от- дающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро — свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды — радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину а крестьянин считал главной революционной силой. Либеральное направление в русской фил. было завершающим.в 19 веке. Самым видным его представителем был В.С.Соловьев. Главные идеи его фил.: соборность, всеединство, идея прогресса как всеобщей связи поколений, идея нравственности как главного аспекта чел. жизни, идея Бога как выражение добра, учение о богочеловечестве, учение о цельном знании, русская национальная идея.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.