Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА



Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке, завершилось к середине 19 в. В современной философии, получившей название неклассической или постклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основных направлений. Период с 20-х по 90-е годы ознаменовался формированием ряда крупных фил. направлений, которые создают «фил. картину» века:

Позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, психоанализ и др.

Позитивизм. Его создателем считается Огюст Конт, который выделил три этапа в истории человеческой мысли: теологический, метафизический и позитивный. Позитивный этап — это этап, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей бога и разума, а на основе опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки. Факты, эксперимент, опыт – это основания для философских заключений. Каждая наука — сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как фил. отрицания философии. Идеи позитивизма получили развитие в 20 в. в работах Э.Маха, Р.Авенариуса, Б.Рассела, Р. Карнапа.

Основные принципы позитивизма: опыт является первичным и единственным источником знания, каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта, Вещи — это комплексы ощущений, задача фил. — изучение языка и методов науки. Позитивизм в своем развитии разделился на логический позитивизм (изучение логики науки) и семантический позитивизм (изучение языка науки).

Прагматизм. Основателем считается И.Вентам, который ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений жизни. Крупнейшими представителями прагматизма являются У.Джемс, Д.Дюн, С. Хук, Ч.Пирс. Прагматизм в качестве истины утверждал принцип полезности, практической ценности тех или иных Научных положений, истинно то, что приносит пользу.

У каждого человека свой критерий оценки полезности, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда выводится основой принцип прагматизма — плюрализм истин.

Психоаналмз. Одно из наиболее влиятельных идейных течений 20 века. Его основы как фил. течения заложены З.Фрейдом, продолжатели: К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм, представители постмодерна.

Фрейд открыл в сознании чел. особую бессознательную сферу, играющую ведущую роль в человеческой жизнедеятельности. Сложный плат бессознательного, включающий в себя детские пёреживания, комплексы, инстинкты, страхи, суеверия, вытесняется за порог сознания, обусловливая большинство психических состояний человека.

Экзистендиалвзм. Философское течение, возникшее в 30-40-е годы 20 столетия. Основателем считается С.Кьеркегор он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.

Самые глубокие истины не познаются логически, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существовании человека, что значительнее общих законов и закономерностей. Крупнейшие представители:

Ж.Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер. Смысл жизни они видят в противостоянии действительности или в уходе от нее.

Неотомнзм. Получил широкое распространение в Европе. Основано на учении средневекового схоласта-философа Ф.Аквинского. Неотомизм с 1879 г. является официальной философией Ватикана. Основные его представители Ж. Маритен, О.Гассет. Основная идея неотомизма заключается в утверждении о необходимости Доказательства бытия Божия с помощью средств науки, в том числе философии. К традиционным доказательствам неотомисты добавляют современные достижения науки. Неотомисты модернизируют религию с учетом научных открытий, постоянно приводя религию в соответствие со светскими концепциями.

 

ПозитивизМ

Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, она состоит из большого количества школ, направлений, концепций, в которых отражен духовный потенциал нашей эпохи. Основными моделями современной философской мысли стали позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм.

Эти направления а философии рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философии и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного, свобода и необходимость и т. д.

Позитивизм — наиболее распространенное течение западной фил. 19-20 вв. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798-1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идей а курсе “Позитивной философии”, он положил начало многочисленным позитивистским теориям и концепциям 19-20 вв. философия позитивизма изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания.

Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Это философское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, опираться на научный метод в исследованиях, используя научный арсенал отказаться от оценочной роли. Философия О.Конта Д.Миля, Г.Спенсера является первой исторической формой позитивизма.

Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце 19— начале 20 веков. Ее создатели Э.Мах (1836-1916) и Р. Авенариус — создатель эмпириокритицизма, и физик, математик, философ Ж. Пуанкаре. Они заявляли, что позитивизм не является философией материализма или идеализма, а представляет собой фил. реализма; любое положительное научное знание — физическое, астрономическое — само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета.

Основная идея махизма — в основе философии должен лежать критический опыт. Основное внимание махисты уделяли «физическим» и «психическим» элементам мира в опыте людей, а также совершенствованию «позитивного языка науки».

Неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма. Ее пародителями явились философы «Венского кружка» — М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштеян. Начиная с 1930 г., они пропагандируют неопозитивизм как фил. логического позитивизма. В дальнейшем он развивался как аналитическая философия. Их главная идея - в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он - главное средство, через которое человек поэитивно, достоверно и научно воспринимает мир. Основные их труды посаящены логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.

Четвертая волна позитивизма — «постпозитивизм». Главные представители К.Поппер (1902-1994), Т.Кун. Основную идею выдвинул К.Поппер, сформировавший концепцию критического рационализма. Он отходит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя не взлетах, но общая ее тенденция — это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял социальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием. Основные вопросы постпозитивистов — возникновение новых теорий, пути их признания, критерии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. Последователи Поппера (И.Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследовали структуру научных революций, разработали методологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объяснили критерии социального прогресса.

 

 

ПРАГМАТИЗМ

Прагматизм — название фил. воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, Является ли оно действием, служит ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм занимается выработкой арсенала конкретных средств, для того чтобы помочь людям разрешать практические задачи в условиях постоянно меняющегося мире.

Философия прагматизма возникла и получила признание в США, поскольку ее принципы выражали «дух» среднего американца, и указывала ему кратчайший путь для достижения американской мечты. Основателями прагматизма считаются американские фил. Ч.Пирс и У.Джемс и основной разработчик теории, автор более ЗО книг и 900 научных статей, по мнению самих американцев - самый значимый философ Америки старого времени — Дж.Дьюи (1859- 1952). Он новаторски переработал важнейшие философские проблемы, разрушив при этом устаревшие стереотипы традиционной философии. В своих исследованиях он основное внимание уделял опыту, т.к.. исповедовал философию эмпиризма. Носителем опыта он считал человеческое сознание, подразделяя его на чувственное, сверхчувственное, религиозное, моральное, социальное и т.д., утверждая тем самым, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни. Опыт он возносил до уровня центрального понятия философии, вокруг изучения которого необходимо сконцентрировать все фил. исследования. Основной задачей фил он считал преобразование опыта и его совершенствование во всех сферах человеческой жизни.

Значительная доля опыта накапливается при взаимодействии индивида с обществом. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества. Для этого необходимо проведение социальной реконструкции, которая включает в себя ряд важнейших социальных стадий и мероприятий: справедливое распределение собственности и материальных благ, улучшение благосостояния, совершенствование демократии, обеспечение прав человека, совершенствование аппарата управления, сокращение паразитирующей прослойки.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий. Наибольших результатов можно достичь, применяя эти технологии в образовании.

Одним из путей реконструкции опыта Дьюи считал совершенствование мышления. Основная задача науки — оптимальное достижение цели. Для этого необходим совершенный научный метод. Научным методом являются конкретные шаги по превращению нерешенной задачи в разрешенную. Истинным считается метод, позволивший достигнуть цели.

Значительным считается разработка Дьюи теории научного метода и учения о проблематических ситуациях и его труды в области проблем морали и социальной философии.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется все, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — “полезность”. Поэтому главным критерием чел. деятельности является успех, который возведен в ранг абсолюта, превратившись в единственный критерий истины и в само содержание истины.

Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой (готовностью поступать определенным образом), привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор чел. нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

 

 

ПСИХОАНАЛИЗ

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856- 1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и а значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» ( бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я»

( влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате интерпрекции социальных норм, запретов поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает «первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и “Тиатос” — инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области.

Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему чел. существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм. Он сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского фил. середины 19 а. С.Кьеркегора и нем. фил начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения — нем. фил. М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883- 1969), франц. философ Ж.Сартр (1906-1980), Г.марсель (1889-1973), А.Камю (1913-1960).

Экзистенциализм явился кой реакцией на позитивизм. Эта философия является антропологической по своей направленности, ее центральная проблема человек и его существование е мире, проблема отчуждения индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение индивида как превращение деятельности человека, ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу, и как противостояние человеку государства, его институтов и других членов общества.

Экзистенциализм — философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, переживших ужасы двух мировых воин, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Почему возникают кризисы ума. Нравственности и гуманности? Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Эта философия сосредотачивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ем мира.

Причины возникновения экзистенциализма: нравственный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к чел. личности, возникновение тоталитарных режимов фашистского толка, издержки техногенного обществ.

С.Кьеркегор считал, что философия уделяет огромное внимание второстепенным вопросам, забывая о проблемах конкретной чел. личности. Философия должна помочь человеку в решении его проблем, вооружить его верной теорией для решения этих проблем, помочь ему познать истину, ради которой его жизнь приобрела бы смысл, осознать самого себя. Философ вводит такие понятия, как неподлинное существование — полная зависимость чел. от общества, отрицание своего «Я», своей уникальности; подлинное существование — выход человека из под влияния общества, нахождение себя — человек хозяин своей судьбы.

М.Хайдеггер считал, что бытие внешнего мира, формируется через бытие мира внутреннего личностного. Время творит внешнее бытие. В своей работе

Бытие и время” он вводит понятие «экзистенциал», обозначающее различные выражения состояния бытия. Бытие для него состоит из: «бытие — с другими», «бытие — самого себя» «бытие в мире» и т.д. «Бытие с другими» обезличивает человека, оно направлено на полную его ассимиляцию.

Обретение свободы личности и смысла личностного бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности.

К.Ясперс в книге «Психология мировоззрения» поднял проблемы экзистенциализма в 20 веке.

Он говорит о скрытых возможностях чел. личности, что в определенных условиях так называемых «пограничных ситуациях между жизнью и смертью, эти возможности проявляются, и человек осознает себя и свое «Я» и соприкасается с трансцендентальностью — полным раскрепощением внутренней энергии, которая выражается в эротика, свободе, согласии с самим собой, конечности бытия — смерти.

Учение экзистенциалистов носит нравственноэтический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения его влияние ослабло, однако основные его идеи были освоены другими направлениями современной философ.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика с греч. - искусство перевода или объяснения. Бог Гермес а греч. мифологии выполнял роль посреднике между богами и людьми. С самого своего зарождения герменевтика была связана с идеями интерпретации и понимания: во времена античности она толковала иносказания, афоризмы и символы, в средние века - священные писания , в эпоху Возрождения много внимания у4щiялось толкованию памятников античности ‘ т. д. герменевтика явилась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Первыми герменевтиками были и средневековые теологи — схоласты, которые занимались пониманием и расшифровкой смысла идей Библии. Среди них своими трудами выделялся Ф.Аквинский.

Впервые, как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана нем, философ Ф.Шлегелем (1772-1829) и Ф.Шлейермахером (1768- 1834). Их заинтересовала проблема языка при отражении объективно прекрасного а поэзии, искусстве и различных явлениях культуры.

В своих трудах «Монологи» и «Диалектика» Шлейермахер вывел два метода толкования текстов: грамматический, с помощью которого выявляется «дух языка», и психологический — выражающий «дух автора». Толковать текст имеет смысл при условии родства душ автора и читателя.

Немецкий философ В.Дильтей (1833-1911) исследовал историю возникновения герменевтики и определил ее как метод интерпретации культуры прошлого на основе воспроизведения духовной жизни исследуемой эпохи. для полного понимания всех явлений эпохи исследователь должен “вжиться” в нее и поставить себя на место автора. Сам акт понимания истолкования культуры состоит из реконструкции:

речи, акта творчества автора; нахождения индивидуальных особенностей автора текста. Шлегель и Шлейермахер доказывают важность понимания текстов худ. произведений не основе реконструкции мышления их авторов.

Они трактуют герменевтику как философскую теорию понимания, творчества и индивидуальности.

Разработка проблем герменевтики ее методы вызывал интерес у исследователей с различными философскими ориентациями. Наш современник, нем. фил. Х.Гадамер отметил, что одной из привлекательных черт герменевтики является ее близость к практике. На этой основе он превратил герменевтику в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал ее как метод гуманистических наук и как учение человеческом бытии. По Гадамеру — вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств. Значит, философия имеет лингвистическую природу, и это доказывается в диалогическом характере.

По мнению Гадамера, огромное влияние не понимание оказывает традиция. Пониманию предшествует “предпонимание , которое можно корректировать и исправлять, но от которого нельзя избавиться, т. к. оно является предпосылкой всякого понимания. Носителем понимания традиций является язык. Толкование текстов совершается в контексте определенных традиций, обусловленных историческими и социокультурными факторами.

Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.

диалог можно рассматривать не только как акт общения двух лиц, он интересен отношением между интерпретатором и текстом. Задача толкователя - задавать интересующие его вопросы не автору, а литературным и историческим составляющим текста. Интерпретатор, исходя из объективных значений слов, их исторических вариаций и намерений автора должен понять текст и постараться вложить в него новые интерпретации.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.