Здавалка
Главная | Обратная связь

БЫТИЕ В РУсской ФИЛОСОФИИ И ПОСТМОдЕРНЕ



Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в западной новоевропейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смени власти Бога властью призрачных феноменальностей, где на первом месте

— меркантильные интересы и желания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевропейского понимания бытия, подчеркивал, что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия. а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л.Франк охарактеризовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесшее безмерно много вреда не только а теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества.

Н.А.Бердяев - рус. религиозный фил.(1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это привело к роковому” разрыву с Абсолютом.

«Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне суждения не может быть и речи о бытии», — писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского мировоззрения Франк описал так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем. чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма». Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем «Я» с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала первичность абсолютного бытия.

К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бытия, признать его изначально до всякого -познания. Знание не есть отражение бытия — это самораскрытие бытия, его самооформление. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической.

Творчество русских религиозных фил. было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре, во- вторых, отыскать соответствующую терминологическую, о и понятийно- мыслительную форму ее выражения.

Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности. Отличных от классических. В отличие от фил. классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира — научное, философское религиозное — не является точной репрезентацией мира, каков он есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия потому, что она оправдывает необходимость человеку подчиняться высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то высшего, люди добровольно поработали себя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запретному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми — задача философии постмодерна.

 

 

МАТЕРИЯ

Конкретизация понятия бытие осуществляется, в первую очередь, в понятии материя”. Проблемы материи разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

«Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).

В этом определении утверждается существование объективной реальности, кот. не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил. - вопрос о соотношении материи и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к., сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно.

Основной вопрос философии затрагивает проблему познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: неживая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микротела, планеты, галактики, Вселенная и мир), живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вед, семья, группа, коллектив, этнос, раса, общество, государство, союз, человечество).

Материалистическая фил. утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут — это неотъемлемое св.- во, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение — пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, прекращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмете, его пространственное расположение и форма. движение может быть количественным, качественным, динамическим, популяционным.

Самоорганизация — способность к самосозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне, В результате колебаний и отклонений материя приобретает новое состояние, новый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи называется синергетикой.

Размещенность в пространстве и времени — фил. выдвинуты субстанционный подход и реляционный.

Субстанционный (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией, наряду с материей, а отношение между ними как субстанционные.

Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) — воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами.

Время — форма бытия материи, которая характеризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других мат. систем. Отражение бывает физическим, механическим, химическим.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.