Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникация как структура



При рассмотрении коммуникации как структуры выделяют следующие аспекты:

1. Вертикальная и горизонтальная коммуникация:

Вертикальные взаимоотношения включают в себя как коммуникацию руководителя с подчи­ненным (нисходящаякоммуникация), так и об­щение подчиненного с руководителем (восхо­дящая коммуникация);

Горизонтальные коммуникации отражают осо­бенности взаимоотношений менеджера и персо­нала с руководителями и персоналом других, параллельных подразделений.

2. Непосредственная и опосредованная коммуникация:

Непосредственная коммуникация предполагает общение персонала организации лицом к лицу, «здесь и теперь», т.е. в режиме актуального вре­мени и взаимодействия;

Опосредованная коммуникация характеризует­ся общением персонала организации через по­средника, «вчера и там», например, через при­каз или распоряжение; факс, телефон или дискету; письмо или видеокассету.

3. Формальная и неформальная коммуникация:

Формальные (должностные) взаимоотношения персонала в организации определяются долж­ностными инструкциями и функциональными обязанностями, контрактами;

Неформальные взаимоотношения складывают­ся на основе личных симпатий; общих интере­сов и вкусов людей. Эти взаимоотношения, как правило, выходят за рамки организации.

4. Управляемая и неуправляемая коммуникация:

Управляемая коммуникация - взаимодействие между людьми, зафиксирован­ное в их должностных инструкциях, заранее спланированное, организованное, поддающееся контролю и учету;

Неуправляемая коммуникация возникает на ос­нове функционирования организации как от­крытой системы и вследствие потребности лю­дей в общении.

5. Уровень коммуникативного взаимодействия:

Межличностный уровень: человек – человек; человек – группа; человек - организация; че­ловек - внешняя среда;

Межгрупповой уровень: подразделение - под­разделение; подразделение - организация; под­разделение - внешняя среда;

Организационный уровень: организация - орга­низация; организация - внешняя среда.

В среднем, до 60% всей коммуникации менед­жеров (директоров и руководителей разного ран­га) - это общение с подчиненным, т. е. межличностный уровень: человек - человек. Доля общения с подчиненными значительно увеличи­вается среди менеджеров среднего (начальники цехов, отделов) и низшего (учителя, мастера и воспитатели) звеньев управления. Именно поэтому коммуникативная компетентность - важнейший фактор эффективности всей их деятельности.

Коммуникация, опосредованная техническими (ПК, факс, дискета и пр.) или нормативными (при­каз, инструкция и т.п.) средствами, характеризу­ется минимальными искажениями в процессе ее доставки потребителю.

Межличностная же, непосредственная коммуникация отличается непо­стоянством, зависимостью от настроения участни­ков, их квалификации, обстановки и пр.

Исследо­вания показывают, что в нисходящей коммуникации организации только 63% информации, например от Совета директоров, доходит до заместителей ди­ректора; 40% - до начальников цехов и только 20% - до рабочих. В восходящей, вертикальной коммуникации организации только 40% информа­ции доходит от рабочих до Совета директоров.

Потери и искажение информации в межличнос­тных коммуникативных сетях происходят вслед­ствие следующих факторов:

1. Сознательное или бессознательное искажение информации человеком в зависимости от ее субъективной значимости и оценки (плохая или хорошая).

2. Социально-демографические особенности пер­сонала организации (пол, возраст, образование, стаж работы и т.п.).

3. Феномен «испорченного телефона».

4. Национальные, культурные и социально-психологические традиции окружающей среды.

5. Коммуникативная некомпетентность управленческого персонала.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.