Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы, препятствующие процессу эффективной коммуникации



Барьеры общения - помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры возникают как в технической системе, так и в механизме общения.

Барьеры общения можно классифицировать по характеру действующих помех:

1. Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон), когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации, частично искажая информацию или усекая ее.

2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их отношениями к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения.

3. Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникаторов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

5. Культурно-национальные причины. Особенности межнациональных коммуникаций обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Наличие или отсутствие барьеров в каналах коммуникации проверяется путем сопоставления информации на входе и выходе данного канала. Наличие в коммуникационной системе обратной связи позволяет осуществить такую проверку.

Препятствия на пути прохождения информации создают серьезные проблемы в коммуникативных отношениях. Препятствия могут возникнуть на этапах получения, передачи и приема информации. Наиболее часто в межличностных коммуникациях возникают языковые барьеры. Трудности применения языка возникают даже при достаточно хорошем владении одним и тем же языком обеими сторонами. Если одна сторона предполагает, что партнер по общению не понимает специфических терминов, то она заменяет их понятными, а в дальнейшем общении старается их избежать. Официальная речь сильно отличается от повседневной. Стилистические барьеры, связанные с несоответствием стилей коммуникаторов или содержания и стиля, в некоторых случаях могут привести к полному непониманию сторон, участвующих в языковой коммуникации. Интересный пример приводят Р. Фишер и У. Юри:

«На собрании практиков (строительных и дорожных прорабов) докладывается результат научной разработки нового отбойного молотка. После глубокого научного доклада слушатель задал вопрос: «Молоток не сильно трясет?» Ученый разработчик не понял вопроса. Более опытный представитель науки перевел вопрос на понятный научный язык: «В какой степени одна из важнейших характеристик установки — вибрационная константа — соответствует условиям применения, исключающего негативное воздействие виброфактора на исполнителя?» Ученый - докладчик понял и ответил: «В результате проведенных экспериментов удалось выяснить, что частотная амплитуда среднеквадратичной погрешности отклонения рабочей поверхности от мнимой геометрической оси совпадает с математическим ожиданием результата, поэтому есть основания предполагать, что данное соответствие действительно имеет место». Теперь не понял рабочий. Переводчик пояснил: «Работать молотком можно».

Многие семантические проблемы (распознавания значения слов) исчезают, если вступая в общение перефразировать используемые слова и термины, имеющие двоякое толкование.

Процесс обмена информацией может быть нарушен по субъективным причинам (склад ума, психологические особенности восприятия и др.). Предвзятость отношения к определенной информации часто приводит к исключению из текста сообщения неприятных для участника коммуникации сведений.

Любые препятствия продвижения информации по каналу коммуникации нарушают работу коммуникативной системы. Функциональные нарушения коммуникативной системы могут происходить из-за уменьшения пропускной способности каналов коммуникации, задержки прохождения информации. Наиболее опасно полное «закупоривание» даже одного канала коммуникации, когда прохождение информации по этому каналу в обоих направлениях прекращается.

Например, агент фирмы, выехал в труднодоступный и слабо обеспеченный средствами коммуникации регион для уточнения ряда деталей и при положительном исходе подписания договора. Мобильный телефон, явившийся на данный момент единственным средством связи с руководителем фирмы, вышел из строя, т.е. произошло закупоривание канала.

Искажение информации достаточно частое явление в системах коммуникации, оно появляется при такой передаче информации, когда ее смысл искажается. Потеря информации сопровождается недополучением всего сообщения или его части.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.