Исследования взаимосвязи удовлетворенности работой и поведения сотрудников
• Производительность труда: слабые корреляции! • Текучесть кадров: умеренные корреляции • Трудовая дисциплина, эмоциональное благополучие работников, лояльность к руководству: сильные корреляции
Приверженность как показатель социализации в организационной культуре. Приверженность - позитивная оценка работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации и сохранять свое членство в ней. Проявления организационной приверженности 1) идентификация с организацией 2) сильное желание оставаться членом данной организации 3) желание прилагать максимальные усилия в интересах организации 4) принятие норм и ценностей организации 5) существенные выгоды от участия в организации и издержки выхода из нее Организационная приверженность (commitment) = лояльность (loyalty) = преданность организации . Приверженность как показатель социализации в организационной культуре 1. «Культурный шок» (= отторжение, противопоставление - это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным). 2. «Внешняя» адаптация (это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям). 3. Идентификация с организацией, лояльность, приверженность
Трехкомпонентная модель приверженности Дж.Мейера и Н.Алена 1. Аффективная приверженность (эмоциональная привязанность, согласие с целями и ценностями компании) 2. Продолжительная приверженность. Осознание издержек, связанных с уходом из организации. 3. Нормативная приверженность (устойчивость желания оставаться в организации из-за взятых на себя обязательств) В основу этой классификации положен принцип выделения определяющей потребности, удовлетворение которой в данной организации и порождает отношения преданности, верности, лояльности. В первом случае речь идет о потребности в эмоциональной привязанности к людям, группе, в которой работает сотрудник, и удовлетворении потребностей в общении, поддержке, безопасности, соучастии, сопричастности. Во втором случае реализуется потребность в стабильности, превращающаяся со временем в консерватизм и нежелание что-либо менять. Третий случай, есть не что иное, как проявление благонадежности работника, его желания не нарушать условий контракта, но никак не лояльности.
Позитивные и негативные следствия организационной приверженности. Позитивные · Снижение текучести кадров · Устойчивость организации к трудностям · Снижение неопределенности · Трудовая дисциплина · Снижение оппортунизма и конфликтности · Готовность прилагать дополнительные усилия на благо организации Негативные · Снижение мобильности · Затруднены организационные изменения · Социальная нагрузка на организацию · Неэтичное поведение по отношению к внешним по отношению к организации субъектам
Высокая степень удовлетворенности трудом и организационная приверженностьследовательно: «Психологический капитал» организации · доверие · устойчивость к внешним воздействиям · оптимизм · эффективность Неудовлетворенность трудом и отсутствие приверженности следовательно:
30. «Психологический контракт» работника: структура, последствия нарушений.
ПК - набор взаимных неписанных ожиданий, которые затрагивают предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства, существующих между работниками и работодателем. «Чего я могу ожидать от организации» и «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Контракт между индивидом и организацией называется психологическим, так как в значительной части эти ожидания нигде не записаны и даже не проговариваются. Что хочет организация: · Добросовестное выполнение порученной работы; · Лояльность к организации; · Инициативность и творческое отношение к делу; · Принятие правил и норм, действующих в организации; · Готовность в случае необходимости идти навстречу организации (руководству); · Гибкость и желание обучаться и развиваться. Что хочет сотрудник: · Иметь достойную оплату; · Заниматься делом, дающим чувство удовлетворения; · Работать с людьми, готовыми помочь в случае необходимости; · Приносить пользу людям, предоставляя нужную продукцию или услуги; · Видеть конкретные, ощутимые результаты своего труда; · Работа должна оставлять время и силы для личной жизни; · Ощущать уверенность в завтрашнем дне; · Работать в слаженном коллективе и ощущать себя его частью;
Если одна из сторон приходит к заключению, что реализация ее ожиданий и потребностей находится ниже минимально приемлемого уровня, то она рассматривает это как нарушение контракта, что вызывает соответствующие ответные действия. Последствия нарушения со стороны работника: увольнение из организации или поиск нового места работы, снижение рабочих показателей, ухудшение трудовой дисциплины, снижение удовлетворенности работой и организацией. Со стороны организации: увольнение работника, понижение в должности, перевод на другую работу, пересмотр уровня оплаты труда.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|