Передаточное число трансмиссии
Согласно формулам (2.3) и (2.4) передаточное число iтр силовой передачи оказывает влияние, как на скорость движения, так и на силу тяги ведущих колес автомобиля. Следовательно, от него будет зависеть максимальная скорость и максимальный динамический фактор автомобиля.
На рис. 13 показан мощностной баланс автомобиля при установке на нем трех различных главных передач, причем i0' > i0'' > i0'''(i0 — передаточное число главной передачи). Абсциссы точек пересечения кривых тяговой мощности NТ', NТ"и NТ"'с кривой сопротивления движению Nψ , определяют значения максимальных скоростей vmах', vmах'' vmах'''. Наибольшей является скорость vmах'', так как двигатель при этом развивает максимальную мощность и передаточное число i0''является оптимальным. Передаточное число первой передачи определяет максимальное значение D, а значит и максимальное сопротивление дороги, которое может преодолеть автомобиль. Передаточные числа промежуточных передач обеспечивают при соответствующем их подборе максимальную интенсивность разгона. Для выполнения этой задачи передаточные числа промежуточных передач находятся из выражения i1/i2 =i2/i3=i3/i4 = ... =in/in + 1. На рис. 3.11 показана динамическая характеристика автомобиля при установке на него трехступенчатой и четырехступенчатой коробок передач. Несмотря на то, что динамические факторы на первой и последней передачах у обоих автомобилей равны, максимальные скорости на дорогах, характеризующиеся дорожным сопротивлением ψ1, и ψ2, различны. А именно, для обоих случаев vmaxу автомобиля с четырехступенчатой коробкой передач больше чем у автомобиля, на котором установлена трехступенчатая коробка. Таким образом, увеличение числа передач в коробке передач приводит к увеличению средней скорости движения автомобиля. Поэтому на автомобилях большой грузоподъемности совместно с основными коробками передач устанавливаются делители (автомобиль КамАЗ-5320) и дополнительные коробки передач (автомобиль КрАЗ-260). Однако надо учитывать, что при этом увеличивается масса коробки передач и сложность управления автомобилем.
Применение бесступенчатой силовой передачи (гидромеханической или электромеханической) повышает легкость управления автомобилем, плавность разгона и лучшую проходимость. Всё это благодаря более низкой минимально устойчивой скорости движения и постоянному наличию силы тяги на ведущих колесах даже при их остановке из-за чрезмерно большого дорожного сопротивления.
Однако КПД бесступенчатых силовых передач ниже, чем у механических, в результате чего имеет место снижение силы тяги. Кроме того, автомобили с такой силовой передачей имеют худшую топливную экономичность, более дорогостоящи в производстве, требуют более высокой квалификации обслуживающего персонала.
КПД трансмиссии КПД трансмиссии оценивает величину непроизводительных потерь энергии. Он зависит главным образом от потерь на трение и гидравлического сопротивления в картерах агрегатов трансмиссии (особенно при низких температурах). В результате снижения ηтр уменьшается РTи, как следствие, уменьшается vmaxи максимально преодолеваемое сопротивление дороги. На КПД трансмиссии оказывают влияние, как техническое состояние трансмиссии, так и степень ее конструктивного совершенства. Своевременное обслуживание агрегатов трансмиссии с применением смазочных материалов, соответствующих сезону, и правильная регулировка позволяют поддержать исходный КПД длительное время. Совершенная конструкция предопределяет высокие значения ηтр. Она достигается благодаря прогрессивной технологии изготовления деталей, применению карданных шарниров с высоким КПД. Увеличение числа агрегатов трансмиссии (на полноприводных автомобилях), применение самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения вызывают снижение ηтр. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|