Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция архетипов К.Г Юнга. Какой архетип Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?



Коллективное бессознательное состоит из мощных психических образов, архетипов «первичных образов»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (в действительности предрасполагающие факторы). Например, реакция человека при неожиданном столкновении с родителями, незнакомцем, со змеей или смертью. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Он полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным.

Персона(от лат. «маска») – это наше публичное лицо, то как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Она служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность.

Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени есть и положительные свойства. Тень – источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а анимус– внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Анима и анимус должны быть выражены гармонично, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации (иначе результатом явится односторонний процесс и функционирование личности).

Самость – наиболее важный архетип. Представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Развитие самости – главная цель человеческой жизни. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных.

Юнг придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как обретение самости, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям. Таким образом, с самореализацией Юнг связывал архетип самости.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.