Задания для самостоятельной работы
А) В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?
Б)В чем прикладное значение теории социального научения?
В) Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?
«Когнитивное направление в психологии развития»
Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.
Вопросы для обсуждения
- Генетическая психология Ж. Пиаже и генетическая эпистемология.
- Основные понятия концепции Ж. Пиаже:
· принцип развития;
· психологические механизмы логических операций (трансформация, конструкция);
· функции субъекта (адаптация, ассимиляция, аккомодация);
· понятие схемы действия;
· понятие активности субъекта.
- Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
- Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже.
- Формирование нравственных принципов (Ж.Пиаже).
- Теория морального развития Л. Колберга.
Литература
Основная:
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // В кн. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е г. XX века. М., 1986.
- Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М., 2001. Гл. 10.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
- Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Г. Крайг Психология развития. М., 2000, с. 74-79.
- Л. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. СПб, 2002.
Дополнительная:
- Данольдсон М. Мыслительная деятельность детей. 1991.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. 1994.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000, с. 390
Задания для самостоятельной работы
А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.
Б) Студентам необходимо быть готовыми к проведению терминологического диктанта по основным понятиям данной темы:
механизмы логических операций, адаптация, ассимиляция, аккомодация, эгоцентричность, моральное развитие, нравственный релятивизм
В) Заполните таблицу:
Стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже)
Стадии
| Возраст
| Характеристики и главные достижения
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы для самопроверки к теме 3
- В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?
- В чем прикладное значение теории социального научения?
- Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?
Семинар № 4(2ч)
Тема: Проблема возраста в психологии
Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.
Вопросы для обсуждения
- Проблема возраста. Хронологический, биологический, социальный, психологический возраст.
- Структура и динамика возраста по Л.С. Выготскому. Критерии выделения психологического возраста по Д.Б. Эльконину.
- Социальная ситуация развития. Возрастные психологические новообразования.
- Стабильные и критические периоды развития. Новообразования стабильных и критических периодов.
- Понятие возрастного кризиса. Особенности критических периодов и их значение.
Литература
Основная:
- Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека / Избранные психологические труды в 2–х томах. Т.1, М., 1980. с. 65-73, 112-122.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология развития / Хрестоматия. СПб, 2001. с. 227-229.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984, т.4, с. 244-288.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988, №4.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000, с. 5-29.
- Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности / Основы общей психологии в 2-х томах. М., 1989, т.2, с. 245-249.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. М., 1989.
Дополнительная:
- Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: 1996.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.