Задания для самостоятельной работы
1. Существуют обычно два вида наказаний: а. группа наказаний, основанная на разных формах лишения родительской любви (к примеру, ставят в угол, отправляют в другую комнату, обещают выгнать из дома и т.д.); б. группа наказаний, рассчитанная на страх перед болью. Чем отличаются эти наказания в плане воздействия на ребенка и что их объединяет. Согласны ли вы с утверждением, что одно наказание существенно отличается от другого по степени его воспитательного значения. 2. Является ли сомнение и стыд формой проявления «Я-концепции» ребенка? Ответ аргументируйте. С чем связывает Э. Эриксон их появление у ребенка. 3. В таблице отражены результаты опроса родителей (данные из книги П. Экмана)
Почему дети лгут? Почему самое большое распространение имеет ложь об отношении к предметам, а меньше всего – ложь о чувствах? Назовите мотивы детской лжи. 4. Чем можно объяснить попытки собирательства, коллекционирования, борьбы за «мою игрушку», за «мою» вилку, стул и т.д? 5. Почему в дошкольном возрасте влияние соседей является одним из сильных психотравмирующих факторов? Семинар № 7(2ч) Познавательное и личностное развитие Вопросы для обсуждения 1. Анатомо-физиологическое созревание организма в младшем школьном возрасте и его связь с особенностями психического развития. 2. Готовность к школе. Основные компоненты психологической готовности к школе. Специфика готовности к школе 6 и 7-летнего возраста. 3. Адаптация к школе. Трудности, испытываемые первоклассниками. Проблема «насыщением учением». Содержание и структура учебной деятельности. Мотивация учения. 4. Психическое развитие младшего школьника в процессе учебной деятельности. 5. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи a. развитие памяти (произвольность, овладение приемами и способами запоминания, смысловая и логическая память); b. развитие внимания, возрастные возможности и ограничения; c. динамика умственного развития на протяжении младшего школьного возраста; d. развитие речи. 6. Развитие личности а. особенности нравственного развития, моральный реализм; б. самооценка и уровень притязаний; в. эмоциональное развитие, эмоционально неблагополучные дети, школьные фобии, агрессивность Литература 1. Готовность к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методическая разработка для школьных психологов. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер и др. М., 1989. 2. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. стр. 111-128. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. стр.207-259. 4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 5. В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. стр. 177-258. 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. 8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999. 9. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1989, «Психология обучения младшего школьника», стр. 239, «О структуре учебной деятельности», стр. 285. 11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|