Здавалка
Главная | Обратная связь

Французская политическая школа



 

Французы в развитии полит науки выделяют два этапа: 1 этап конец 19 века и до 945 года и второй этап с 945 года по настоящее время.

Поль фавр- главный специалист по истории полит науки. "История полит науки" Париж 85 год. Он начинает развитие полит науки во Франции с 871 года и 71 год в Париже была парижская коммуна. Эдмонт Бутли основывает свободную школу полит наук.

Они размышляют и думают над закономерностями полит процессов. С этого времени начинается полит наука во Франции. Закономерности полит развития. Критики фавра возражают ему и говорят что термин политика во Франции появился еще в конце18 века, этот термин принесли просветители, которые говорили о политике разума. Фавр обращает внимание на то, как шел процесс институционалидации. В начале полит наука и специалисты по полит знаниям обосновываются по юридическим факультетам. Они просуществовали недолго, были выставлены, с 80-90-х гг 19 века и до начала 20 века полит наука во Франции утверждается на философских факультетах. Наступает своеобразный застой и период, когда полит проблемы обсуждаются с юридической, социологической точки зрения. В этот сложный период институционалидации появляется период важных фр полит работ, с которых начинаются размышления.

 

Эжен перье "принципы полит науки"

Эдмун Шеврьер" элементы полит науки"

Аскол "философия полит науки"

Это работы 70-80-х гг при всем авторском различия есть три глобальные темы, которые объединяют позиции авторов. В центре политики и политического :проблемы конституции и конституционализма. То есть это попытки размышлять вокруг некоторых документов. Конституция-объективный этап полит стран, через которые все пройдут неизбежно или это признак некоторых особенных стран? Проблема понимания конституции и конституционализма Становится важной исследовательской задачей.

Происходит два процесса: социолагизация (исследование конституционных основ)- исследование и ищущие того, с чего когда и как нами начинает восприниматься конституция как общенациональный факт.

Гражданин и люди:

Гражданин-человек имеющий свою собственность и умеющий ею эффективно управлять.

Социологизация права. Кто примет собственность и в каком соотношении?

Политологизация права одновременно происходит.

 

Попытка осмыслить как конституционное право или как конституционная норма работает как регулятивный механизм. Только конституционный суд решает,

 

Альфред Эсмен

95 г"элементы конституционного права"

С одной стороны чисто юридическая работа, но как только он приходит к разделу применение конституционных норм, он приходит к выводу, что оказывается принятая конституция это не всегда еще живой акт, это просто документ. А вот как конституция живет? Не будет конституционного государства, если не созданы механизмы основного закона. Эти механизмы реализации здесь создаются и реализуются по его мнению игрой политических сила обществе. Он первый в полит науке начинает использовать термин игра. (!) Игра политических сил. Он думает: любое полит действо есть некая игра, ведущаяся по или без или с нарушением правил, но с жаждой получить выигрыш.

 

Особую роль для фр полит науки сыграли работы двух авторов:

Леон Дюги 859-928 г жизни, крупнейший теоретик права. В911 пишет работу: трактат о конституционном праве.

Он заявил о необходимости изменить контекст обсуждения любых правовых проблем в обществе. Он говорит о том, что в раз мышлениях о праве и правовых проблемах очень часто реальное существование и реальные факты подменяются желаниями и нашими ориентациями на желания. Нужно изменить взгляд на право. Самым неправильным и ошибочным бывают наши размышления о публичной власти и о власти вообще. Как только мы начинаем употреблять понятие власть-у нас возникает идеальный образ. Антитеза;Он говорит о том, что публичную власть нужно признавать просто как реально существующий фактор. Вот она есть такая, как она есть. Далее мы должны понять, что публичная власть зависит от того качества и тех свойств коллективности, которые мы переживаем. По его мнению человечество объективно пережило несколько качеств и форм коллективности.

1 тип: римская коллективность. Четко все поделено. Коллектив свободных людей и есть несвободных-рабов, те, кто не участвует во власти

2 тип: королевская коллективность: наделяет одного человека, а все остальные обязаны это принимать. Принять или не принять

3 тип: якобинская коллективность: все пожирают друг друга.

4 тип: наполеоновская коллективность: когда выделяется лидер, который обладает бесспорными достоинствами, именно эти достоинства значимые и решающие.выстраивается вокруг выделения большим сообществам людей.

Смена типов коллективности меняет качество публичной власти. При всем этом по Дюги есть некоторые важные характерные черты эволюции этой власти. Разных форм коллективности. Власть становится более гибкой, во-вторых, она становится более гуманной, -второй признак. третий признак: власть все более и более обращает внимание на права индивида. Власть современная Опирается на 2 оч важные основы: 1) для власти оказывается более значимое в современных условиях не юридическая норма и не политическая норма, а социальная норма. Под со нормой Дюги понимает вполне объективный и закономерный факт нарастающей и усиливающейся взаимо-зависимость. -это соц норма, универсальный факт. Поэтому власть не может существовать и реализовать свои функции , отрицая, игнорируя или не учитывая это. 2) нарастающий развивающийся факт децентрализации. По мнению Дюги все предшествующие практики централизующие все преодолено. Современная власть может реализовать себя только в двух функциях: 1.функциях надзора и2.функциях контроля. И все. Ничего другого делать не может, потому что современное общество существует и функционирует на основе солидарности. Но под солидарностью он понимает не всеобщее согласие, а всеобщую социальную зависимость. Отсюда меняются и основания социального развития. Теперь не классовыз конфликты, не борьба за уничтожение, не борьба да независимость, а именно глубокое осознание всеобщей зависимости определяет суть современности. Если это так, то чтобы понять современность мы должны изучать, исследовать факты и факторы, определяющие качество, специфику этой всеобщей взаимозависимости. Следовательно политика и политическое у нас выстраивается как осознание всеобщей зависимости, как поиск эффективных механизмов для реализации этой взаимозависимости и как выработки эффективных инструментов поддержания и обеспечения этой взаимозависимости. Вот что такое современная власть

 

Морис ориу.

59-29 гг жизни

Его работа "теория институции"

Социальность, соц развитие и соц существование-достижение, обеспечение и реализация равновесных состояний. И все наше общество в основе своей и смыслах представляет из себя бесконечное множество различных равновесий. И именно от того, что эти равновесия очень многочисленные, они формируют и представляют бесконечно запутанную, трудно постигаемую систему и всякий раз, когда мы хотим постичь природу этой системы, мы должны искать главный центр этого самого равновесия. Равновесие между полит властью и частной собственностью -20 век. Как только нарушается равновесие здесь, возникают конфликты, революции, сломы, кризисы и тд. Для того, чтобы нам обеспечить подобное равновесие. В отличие от Дюги ориу считает, что нам необходимы процессы централизации :

с одной стороны централизации права, тк только право является выражением отражением и эффективным способом существования и развития частной собственности. Пока частная собственность не развита, в стране не может существовать системы права. Правовые нормы и санкции должны быть максимально унифицированы и максимально отстранены от личностного компонента.

С другой стороны: централизация политической власти. Полит власть надо сделать политической. Это значит, что нужно отделить судебную и административную власть полностью от частной собственности. Когда мы отделили это все, у нас возникает то, что он называет выстраивание и формирование политических отношений, полит отношения вырастают из стремлений к достижению равновесия в обществах из выявления доминирующих интересов людей. Равновесие -полит отношение. Чем что должно уровновешиваться? Чтобы федерация состоялась. Если много прав-конфедерация , если мало- нецентрализованное.

Интерес, фактор и условие, создание и поддержание реальных равновесных отношений. Тут нет застоя.

 

 

2 лекция

16.09.13

Андре Зигфит 75-59 год

в 1913 год выходит "политическая картина западной Франции в годы третьей республики".

-начинает анализировать и хочет найти не признаки и отличия, а пытается найти есть ли что-то общее. Меняется названия партий и правила избирательной системы. Но есть регионы страны, которые стабильно голосуют за партии монархического толка,нау-монархического толка, а есть районы страны которые голосуют за партии либерально-демократического толка.

-вопрос о причинах этих предпочтений. С чем связано? Начинает изучать наиболее устойчивые регионе на западе Франции, где эта устойчивость была наиболее очевидно. Где эти предпочтения транслировались из выборов в выборы. Он пытается найти ответы на вопросы, почему такие типичные полит ходы(уровень об или культуры) не срабатывают?

-Он обращает внимание на то, что в основе полит предпочтений во Франции лежит тип почвы. Аграрный сектор играет важное значение. Те районы, где устойчивые предпочтения к национально-монархическим идеям и идеалам.

 

1 тип-Это белые скалистые почвы. Эти территории характеризуются редким заселением, малой плотностью заселения. Чтоб прокормится на этих почвах, надо иметь большой участок земли, и чтобы на нем работало много людей. Большие крестьянские земли здесь типичны. Высокая степень стабильности населения, укорененном ти, очень малая подвижность. Чтобы укоренить население, мало одного родительского авторитета. Высокий авторитет католической церкви и католической религии.священнник самое популярное.

2 тип-тип известковых почв доя запада . Можно про кормиться , не имея большой участок земли. Тут сама по себе земля -высокая ценность. Старший сын получает все. Остальных детей надо подготовить к жизни вне дома. Подготовить можно только дав начало образования. Самый популярный-учитель , который учит к ориентации к будущему. Отсюда-высокий уровень мобильности-разрывание привычного типа общения. Идея, когда ценятся не стабильность, а уверенная гарантия мобильности. Гарантия повседневных условий мобильности. Демократия. Это население мобиле коммуникативно.

3 вывода:

-любая страна, даже самая централизованная,всегда неизбежно проживает процессы региона лизании. Она формируется под воздействием трех групп факторов.

1 группа: объективные природные условия. Опред процесс регионализации

2 группа: соц-экономическая структура населения. Какие соц группы преобладают и какой тип эк деятельности обеспечивает поддержание и сохранение этих групп?

3 группа: культурно-политическая традиция. Это система политических ценностей, ориентаций и предпочтений, которые транслируютсяв обществе.

зигфит -открывает полит географию, у нас-полит регионалистика.

 

Раймонд Арон 905-83 г

"демократия тоталитаризма", основные идеи как основоположника и теоретика политологии.

-одним из первых предлагает рассматривать политику и политическое как многофакторное плюралистическое явление. Экономические интересы.

Политика как определенная сфера-многофакторная. У любого действующего лица и субъекта всегда есть множественность целей имножественность мотивов. Чем большее число разнообразных целей и мотивов мы можем открыть и понять.

Призыв Арона- никогда не видеть только одну причину. Это многофакторное, как эти факторы соединяются- определяют лицо политического.

-он пытается по своему определить сущностгые характеристики между внутренней и внешней политики. Внутренняя политика опред внутр или наоборот?

Арон обращает внимание на то, что различия между внутренней и внешней политикой определяются качественными параметрами и поэтому конечно и то, и то друг на друга влияет, они разворачиваются на разных основаниях. Раз это происходит так, то здесь прямой зависимости и однозначного решения быть не может. Внутренняя политика является стремлением к обеспечению господства, преобладания, законных правил. И отсюда своя логика внутренней политики и в поиске первоочередных законах, внешняя политика базируется на других основаниях. В основе внешней политики леит внутренний, глубоко укорененный и архаический ста перед самим фактом существования других государств. Здесь объективность очень субъективна.

- третий тезис- основным качеством внешней политики всегда является ее неопределенность. И отсюда он будет создавать целый теоретический концепт как исследовать и изучать политику и политическое в условиях при господстве, при доминировании неопределенности.

Что значит выгода? Главная идея-показать, что в политологии будут и должны действовать правила состояния неопределенности

-4 тезис- начинает активно вводить в полит исследования понятие "игры" и его любимое сравнение-сравнение политики со спортом. По степени напряженности и результативности.

 

Морис Дюверже.

-свой особый подход к политике. С одной стороны конфликт, а с другой стороны господство к утверждению общих правил. Конфликт в том, что власть и те группы, которые ее владеют и те личности, которые ею обладают всегда хотят получить выгоды(не обязательно материальные-забота о благе человечества, когда все поданные накормлены) при этом это всегда конфликтогенное явление. Тут же одновременно политика -это максимальное стремление к стабильности и порядку, а стабильность и порядок обеспечивается прежде всего стремление власти навязать общее благо всем и для всех в качестве обязательного. Другое дело как власть понимает это благо и почему оно считает, что все должны понимать это как благо.

Стремление ко всеобщей стабильности, навязывая благо. Отсюда возникают и сложность и особый интерес к изучению политики и политического, где политика может рассматриваться как политика конфликтов и их преодоление он вводит в понятие вертикальный и горизонтальный конфликт. Наряду с этим политика-стремление к стабильности и стабилизации, это одно из открытых и глубоких противоречий. Ничто не порождает застой как эффективная власть и политика.

Процесс формирования и развития партий и партийных систем. Первый предложил типологизацию партий: кадровые и массовые. Он предложил свой ход к пониманию партий и партийности. Качество развития парламентских систем. Туда, где существуют эффективные развитые парламентские системы. Мы сегодня не имеем эффективного парламента. У нас не может быть эффективных полит партий. Перед тем, как изучать партии как особую систему, нужно всегда начинать с тщательного изучения избирательной системы. Уровни парламентаризма. Потому что по его логике: нет парламента, нет партий. Хотите создать партии-начните со строительства эффективного парламента. Если парламент настроен представлять и реализовать разномыслие, а общество то различны, то тогда требуются разные партии. А если парламент один, то партии не нужны.

 

Своеобразие развития российской политической мысли.

Запрещено употреблять слово политика было. Полит мысль в России развивалась преимущественно в литературной форме и многие вопросы, имеющие отношения к качеству и содержанию власти. Важное значение для русской полит мысли имели ассоциативные ряды, подтексты. И третье- открыто полит тексты в России развивались, формировались и создавали сь в закрытой и нелегальной печати. И это было до начала 20 века и впервые полит исследования приобрели характер публично ти.

 

 

лекция 23.09.13

 

Карамзин

В политологии главное вопрос власти.

Карамзин впервые в публичное поле ввел вопрос о власти как особенно значимый вопрос, о природе русской власти

"Записки о древней и новой России" и его размышления. Смысл в том, что сейчас в период Карамзина главный и дискуссионный вопрос о том, кто и как должен участвовать в исполнении власти. Роль народа, роль общества в исполнении властных функций.

Выдвигает важный тезис о том, что наиболее а)эффективная, б)продуктивная и в)динамичная власть-самодержавие

1) власть современная, надсословная

2) нравственное самосовершенственование народа -сформулировать только устойчивая власть.

Церковь заботится об этом.

Самодержавная власть тот тип власти, которая может сформировать единые критерии социального успеха. Критерии нравственные.

само самодержавие эволюционирует вполне наглядно от силового к просвещенному. Если монарх и монархия перестают самосовершенствоваться, они утрачивают возможность быть самодержавными.

Карамзин впервые пытается сформулировать основные принципы эффективности власти:

1) охранительная мудрость

Мудрость для сбережения самого ценного.

2) постоянные изменения в государственных порядках-зло. Гос порядок только тогда эффективен, когда к нему успевают привыкнуть и принять его как важный инструмент,

3) умные или эффективные , качественные ограничения более успешны, чем неумная свобода.

резюме: таким образом, признавая самодержавия наиболее эффективным инструментом власти, Карамзин исходит в первую очередь из того, что самодержавие позволяет власти быть независимой. Для него самый большой порок власти-её зависимость. Но одновременно с этим он полагает, что самодержавие такой тип власти, который способен к самосовершенствованию и к саморазвитию и способен на умственных основаниях решать вопросы динамического развития, не утрачивая его качества.

Сперанский

"Размышления о государственном учении империи. Отрывок о комиссии уложения"

Продолжая карамзиновскую идею о качестве власти Сперанский ставит задачу: как совместить принцип самодержавие с ценностью законностью? Закон-самодержец. Монарх сам закон, но это обстоятельство может провоцироваться деспотизм, т.к 1) может создавать неэффективные законы 2) противоречивые законы3)может сам не понимать, как исполнять законы.

Совместить с принципом законности. Для этого необходимо прежде всего начать реорганизацию гос правительственных учреждений не сверху, а снизу. До те пор пока у нас высшая власть не приобретут иные качества, иные свойства, мы никогда не сможем улучшить качество жизни внизу, на местах. Поэтому реформа по Сперанскому всегда идет сверху. Он говорит о том, что главный недостаток в России, это отсутствие устойчивого эффективного слоя просвещенной бюрократии. Закон имеет несколько типов жизни. Вторая жизнь закона-когда начинает внедряться в жизнь.

Практическая реализация закона и отдача. Для жтого нужна просвещенная демократия. При проведении любой реформы всегда особый выигрыш получают чиновники, так как на короткое время они могут превращаться в главных интерпретаторов закона. При чем чем менее обрадованный чиновник, тем более дикие интерпретации он предлагает, поэтому нужна просвященная демократия.

 

Ю. Ф. Сомарин

 

 

для него важным моментом является то, то все его попытки изменить власть революционных путем не приводили к изменению качества власти.

 

власть не должна меняться. Но любое изменение власти, чтобы быть эффективным должно уператься на 3 важных параметра: любая власть может изменятся на основе наиболее устойчивых исторических позиций, сами позиции неломаемы, неменяемы. Поэтому попытка на любом обществе построить традиции, менять нужно, но с учетом традиции.

-власть может меняться и обновляется только в связи и на основе достигнутого переживаемого уровня духовного обновления общества. К чему готово и к чему не готово общество,

-говорит о том, что в российской власти есть очень важный момент, связанный с тем, что ей приходится иметь дело с общинами групповыми, с коллективными образованиями, коллективизм-разное отношение (нравственность, признак демократии, а по самарину- община и коллективизм выстраивается по принципу отрешения людей от идеальной свободы. В России ценности свободы не только не развиты, они не поощряются никогда как система, имеющая ценность. Все строится на отрешении от свободы. Перед русской властью стоят сложные проблемы, связанные с тем, как подготовить народ к свободе, учитывая то, что без свободного народа не может быть современной эффективной модернизированной власти. Выращивать у населения внутреннюю свободу, хотя этому противоречит все. Задача власти-пытаться выращивать внутреннюю свободу. Власть царю, а народу-общественное мнение, русский народ не способен к самовластию.

3) понимание достижимых перспектив.

 

 

- любое соц.развитие возможно только при сохр. Истор. Традиции, суть которой 1. Общинность и ее сохранение, 2. Пост. Противоборство между процессами персонификации и индивидуализации

-историч.разв.Р. шло по пути утверждения креп.права: больш-во населения жило по правилам креп.отн-й, свободных от этого типа отношений нет => процесс социализации возможен только через общину и общинные отн-я

-вне общины рус.крестьянин ощущал свою личную несостоятельность, только в общине мог самостоятельно принимать соц. Значимые реш-я – передел земли, рекрут.набо, повинности и тд – но, на правилах общины

- правило «круговой поруки» - участие во всех реш-х есть, но личной ответственности нет, только ответств. Общины

=> противоречие между персонификацией и индивидуализацией: в России персона всегда играла большую роль, но при этом подобная личность появлялась вопреки тксвоеобразный процесс индивдуализации – воспитание не особенности, а похожести на других.

- процесс становления общности привел к тому, что в Росс не могут эфф-но реал-сязападные обществ-полит процессы. Запад в 19 веке двигался от самодержавия и к утверждению конституц.порядков. В России не происходит, а если бы происходило, то проведение основ констит-ма + ограничение самодержавия могло бы привести к господству безответств. Аристократич. Олигархии тк русский, будь то олигарх или крестьянин, способен жить только по правилам «круговой поруки»

-республиканизм и конституционализм могут реал-ся только как аристокр. Формы общественной игры – если бы были большие группы, желающие добиться респ.-ма иконст-ма

=> силовые методы + аристокр.олигархия + соц.игра в респ-м и констит-м

-соц.модернизация и реформы будут происходить лишь при тех условиях, когда не будут разрушаться основы историч. традиции – эфф.самодержавие + актив.крестьян.община.

 

3 главных тезиса:

1.

В истории каждого народа гос-во и власть могут играть различную роль (для 19 века – потрясение)

2.

В Р. Гос-во – опред-й стимул для динамики и кач-х характеристик этой динамики => гос-либ – либер направленность, гос-консерв – консервативная направленность

3.

Жизнь в Р. Сложилась так, что разрушение гос-ва и гос-ти = разрушении Р. В целом

ð

Следствия: 1. сверхценность в России – это государство + персонификация, именно персона в рамках гос-ти; 2. Карамзин – основоположник русского консерватизма

19 век, три направления русского консерватизма: 1. Консерват, 2. Либер., 3. Радикал-демокр (социал)

- Может ли Р. Как гос-во (=сверхценность) отказаться от монархии? – Нет, не может.Соед-т территорию, а не людей => консерват.подход => терр-я ценнее объед-я людей, главное – что скажет власть

- централ. Групп. Власть – порядок над групп.интересами, главное- подчинение, а не разнообразие интересов

-типы, кач-ва, св-ва передачи системы ценностей, которые универсальны. Русс.Полит.консерватизм – незыблемая система ценностей (в т.ч. и политических) => можем развиваться как угодно, лишь бы не рушить эту систему ценностей

-заслуга Карамзина в науч.осмыслении политики и политического:

1.базовый субъект соц.развития – гос-во и гос.власть, а не индивиды и группы

2.монархизм – наиб.эфф. способ орг-ии власти

3.соц.развитие эфф-но только когда не нарушает базовых традиций (new!)

- К. «выбросил» эти идеи на росс.интелл. «рынок» => осмысливались целым рядом мыслителей

П.Я. Чаадаев (с т.з.мысли) – не высказывает сист.глубинных размышлений, но предлагает свое осмысление вопроса о том, почему русские таковы. 3 уровня ответа на этот вопрос:

1. личный – православие

2. групповой – утрата индивидуальности и ответственности в коллективе

3. всемирно-исторический – «урок» для всего человечества как не надо развиваться

Герцен предлагает 3 подхода:

1.

Примат общественного над индивид-м и гос-м – начал говорить о том, что живем в обществе

2.

Идея общинного сущ-я (Хангхаузен первым внимание обратил)

3.

Республиканизм как наиб. Эфф. Проект

А дальше – пропасть.

Лит.критика – эпицентр росс.мысли, изначально нечто универсальное, лит текст – повод поговорить не о произведении, а об о всем остальном. Белинский, «Евг.Оненгин» - дворянский быт, Добронравов, «Бесприданница» - «луч света» (в Англ, напр, лит критика носила 3 функции: информация, анализ, продвижение)

Со времен Екатерины возникал вопрос о том, нужно ли отменять крепостн. Право? Должно ли эволюционировать монархическое гос-во? До 1861 обсуждать креп.право было бесполезно (хотя Герцен и Гоголь затрагивали тему), вопрос не очень будировал общество. Вопрос об эволюции монархии важнее – приближать ли нашу монархию кевроп? В 1840-60 х гг возникает два ключ.способа ответа на этот вопрос >>>>

>>>>Консерваторы и либералы (Кавелин, Самарин, Чичерин) предложили свое видение.К.выступали в поддержку идеи о том, почему в Р. Нет полит.партий и почему лучше их не иметь? Потому что многопартийность – разрушение соц. Перспективы общ-ва – самых талантливых отвлекают на беготню по митингам и проч. Вообще полит.партии не нужнытк это искусств.конструирование социальности, а в социуме нужно поддерживать объективно существующее. Для укрепления монархии необх-м парламент (либералы выступали против), но кто готов к парлам.работе? Только дворяне, тк много неграмотных. Либералы считали, что из-за неграмотного населения получится архипредставительныйорган, все управление затормозится. До 1880-ых гг позиция либералов изменится тк будут считать, что участвуя в выборах можно приобрести соц.полит ответственность.

Кавелин К.Д. (1818-1885)

-рассуждения о спец.истор. и соврем. Русского развития

- «Взгляд на юридический быт Древней Руси» - парадоксальные черты русс.развития:

1. На Западе большую роль играют инст-ы, в России – люди; любой русс.инст-т всегда персонифицировали и в зав-ти от того, какие личности его представляют и возглавляют, может играть различные роли или не играть никакой. Для Запада личность тоже важна, но менее важна, чем эфф-ть инст-а, Р. Ищет эфф-х людей

 

 

30.09.13

Лекция 4

Каверин Константин Дмитриевич

Будучи либералом-западником , он делает неожиданный вывод о том, что самодержавие совместимо с гражданскими свободами. Далее более резко он говорит о том, что только самодержавие может быть настоящим гарантом развития гражданских свобод.

САМОДЕРЖАВИЕ ОСНОВНОЙ ГАРАНТ СВОБОД

-попытка осмыслить феномен Россия и российское самодержавие. Традиционным является спор о том, что такое Россия. Россия -запад или самобытная? Любая из этих форм достаточно упрощена. Это сложный синтез, в котором соединились несовместимые социальные ценности , ориентиры и приоритеты.

Под византийской традицией мы понимаем прежде всего христианство.

В сфере духовной он полный диктатор, может страну отлучить от религии.

Церковь, подчиненная государству-это странный дуализм.! Патриарх полностью зависит от монарха, не может быть без него избран и назначить епископов.

Синтез востока и запада. Организация культура власти.

Тип властвования, когда власть выше закона. -это византимизм. Он органично соединяется с ТОТАРСТВОМ. Великая тотария- хан личный и вся орда не индивидуализированная, безличностная. Выросла за счет без личностного начала, за счет обесценивания жизни. Население относились как к должному. ТОТАРСТВО-всемирное принижение личности , подавление его мощным коллективом.

-франко-европейские начала : связывалось с тем, что Россия как будучи опираясь, выращивает и воспитывает свою элиту по западно-европейскому образцу. На голландских и польских основаниях воспитывается элита. Вся элита воспитывается на европейских основаниях.

Синтез византийско-тотарско-франкского добавляешься помещечье-культурного центра. Чисто внутренне. Для Каверина за этим стоит представление о том, что в социума любой человек может воспринимать вышестоящего как человека имеющего неограниченный объем прав. Помещечье существо он и судья и наставник и отец защитник и все вместе, это создает соответствующую культуру взаимоотношений. Помещик он организатор всей жизни.

Из этого вырастания мы получили несколько важных следствий;

1) личность в России не выделена, не выявлена, не сформирована. Для Каверина важный признак цивилизации-качество развития личности. В России сложилось два своеобразных социальных начала:

 

-власть + народ-социальное начало в России стремиться заботиться, пытается достигнуть и воплотить некие нравственные ценности. Власть и народ заинтересованы в поддержки и внедрении устойчивых принципов регулировки, если правовое начало не реализуется как регулятор. И тогда на первое место, по мнению , нравственность.

- бюрократия + интеллигенция. Эти две силы являются не только не сторонниками, но и противниками нравственного самосовершенствования и развития нравственного начала. С бюрократией все просто. Чем меньше порядка и устойчивых правил законченных юридических, тем более прекрасно живет бюрократия. На отсутствии правил и нравственных начал формируется свобода, когда нет четких правил. Русская интеллигенция очень специфична, на западе нет интеллигенции есть интеллектуал. Вырастает на двух основаниях; рационального знание и религиозные принципы. В России вместо интеллектуала появился интеллигент. Русская интеллигенция повспитывпется русской литературой, которая очень специфична. Пестрит Онегин и обломов -социопаты. Две силы: одна ищет основания для порядка , вторую силу устраивает отсутствие порядка. Из жтого всего проистекает, что в такой стране с такими основаниями и началами главной задачей является становление и развитие личности.

Только власть-единственный мотор и единственный европеец, единственная перспектива, власть нас подталкивает ко всему. Бюрократия, которая заинтересована в дезориентуации и интеллигенция, поддерживающая моральное падение. Полностью безнравственная диктатура. И тогда остается по Каверину один путь: продвигаться к решению задач воспитания личности и по мере жтого воспитания медленно и эволюционно будут вырабатываться гражданские приоритеты и гражданские ценности. И другого пути нет.

 

 

БАКУНИН Михаил Александрович

14-76 гг жизни

"Государственность и анархия"

- как и Гегель считал, что развитие всех цивилизаций и идей-движение к полной свободе, свободе личности и каждый этап в развитии цивилизации-достижения нового уровня свободы. В этом движении возникло и было сформировано государство, как инструмент, который должен бвл помочь освобождению личности из еловека, но затем государство превратилось в инструмент, прямо противоположное целым, для которого государство сформировалось. Государство стало само себя рассматривать как высшую ценность.

Идея Бакунина-разорвать независимость. Разорвать государство и обеспечить на пути освобождения личности. С одной стороны государство превратилось в страшнейшую силу, а с другой стороны само население не понимает этой опасности.

Были попытки уничтожать государства. И таким путем всегда была революция. Ни одна революция не уничтожило государство вообще, в лучшем случае государство меняло свою форму, а сущность государства оставалась той же самой.

Перед ним вопрос: что в революции есть такого недостаточного и чем можно заменить, чтоб стали инсрументарием, что сделать чтоб уничтожило госудпрственность вообще, он предполагает революции бунт. -это достаточно сложно-организованное соц явление, требующее основательной подготовки. Надо обнаружить болевые точки, нужно согласовывать действия. Нужно всегда иметь большие развитые группы лидеров. А любом деле кто-то должен нвинать и брать ответственность. Координация лидерства, это нудно готовить к борьбе с государством. К революции готовятся нелегальными законсперированными партиями. Эти партии хоть и нелегальны, но 1)жестко сконструированные 2)вождей наделяет качествами и полномочиями 3)предполагают, противопоставляют партийность беспартийности.

Одна группа бюрократии сменяется другой группой , она формирует институты пол себя, под свои правила и удобства, государство никуда не девается, этому он предполагает идею бунта, единственный способ слома государства-бунт(полная анонимность) вместо партии и партийности принимает социальная сеть, связь.

Когда бунт заканчивается нет героя, нац спасителя. Задача выполнена сеть распалась и все. Вопрос после революционной практики. Если человеку дать власть -это самое страшное, что может произойти. Революционная демократия будет хуже буржуазной.

Следовательно, этот бунт, который происходит в условиях партийности, полная анонимность, нет лидеров.

 

Второе звено полемики с Марксом. Есть строительство идущее сверху и есть строительство , идущее снизу. США как система провинций. Штаты снизу выстраивали свое государство. -один тип, второй тип-сверху, когда верховная власть начинает передавать вниз целый ряд своих полномочий. Власть передает, как она считает нудным и в нужном объеме свои полномочия. Какая центральная власть нужна России? Бакунин абсолютен, что все строительство социальности должно снизу, каких масштабов объемов и для чего нужное вам Объединение?

Группа самоуправляющихся общин.

 

 

Лекция

7.10.13

Плеханов (1856-1918) гг

Материлистическое понимание истории. Работа к вопросу о роли личности в . Истории. Это работа-основные работы марксизма.

Плеханов приходит к марксизму в 80-е гг 19 века. Целый ряд важных и значительных и сущнственных подвижек. 80 г стало понятно, что мировая революция в контексте как ее прогнозирования Маркс и Энгельс не состоялась. Стало понятно, что капитализм не только не исчерпал резервов.

Вопрос о целостности марксизма. Наследных Энгельса- Бернштейн. Он говорит о том, что марксизм-сложная система взглядов, и там можновкидеть разные парадигмы сферы и параметры.

С другой стороны-экономика другая сфера марксизма. Маркс реализует себя как исследователь экономист. Есть другая сфера-сфера политики, и там действительно и Маркс и Энгельс выступают как полит мыслители.

В политике мы должны осмысливать вопрос: почему нет мировой революции?за этими сюжетами возникает общий вопрос: что такое быть марксистом? На фоне этих вопросов, Плеханов приходит в атмосферу этих вопросов. Плеханов важен своей системой ответов на эти вопросы.

-первая позиция связана с признание того, что марксизмы-целостное учение. По этому поводу можно быть или не быть марксистом. Невозможно не быть марксистом в политике и экономике. Либо принимает и действуем в соответствии с ним, либо нет

-вторая позиция об книверсальности марксизма, универсальность понимается как всеобщее применимость и однозначная интерпретируемость. Естественно реализовать тот потенциал, о котором пишет Маркс и Энгельс , нынешняя Персия на сегодняшний день не может, только может быть потом когда разовьется промышленность; однозначность интерпретации-важная черта универсализма.

Не входит Россия в число развитых капиталистических стран, поэтому Зиновьев говорит, что не является она первым эшелоном капитализма. Если много интерпретаций, тов. се остальные ошибочные, не марксизм, кроме одной,

- оценка уровня развития России, уровня понимания политики и политического в России, уровня восприятия в полит ассоциации России. Несколько групп факторов: 1 группа: неравномерность развития капитализма ик апиталистических отношений в России. Разные уровни зрелости капиталистического развития. Русская деревня остается отсталой и феодальной. До тех пор, пока пролетариата не станет большинство населения, невозможно и задача русских марксистов прежде всего создавать и обеспечивать условия для развития пролетариата и задача русских марксистов, использовать возможности в интересах пролетариата. Власть, которая существует в России, она по мнению Плеханова не буржуазная. Он считает власть в России системой не просто феодальной, а системой с очень мощной дофеодальными признаками, дочитавшееся в наследство еще от золотой орды, и эта власть она мало того, что несовременна, она еще и нетрансформирована. И нам ее необходимо свергать. Революции буржуазной, в которой Пролетариат хотя и может взять на себя основную тяжесть, но решающей полит силой она не будет, не смотря на слабость.

Понятие политического по плеханову в России это подготовка к буржуазной революции и это есть создание условий для социалистического воспитания пролетариата.

 

Ленин

Работы:

"С чего начать" и "что делать?"

-учение о партии нового типа. Россия в 20-м веке не дала ничего оригинального, ничего самостоятельного, ни одной идеи.

В середине 90-х годов; есть свои марксистские кружки везде.

Популярно следовательно дискуссии по длинной революционной деятельности. Само чтение и само обсуждение. Кто вырастает в качестве лидера? Тот кто формирует этот кружок.

- в России складываются удивительные ситуации. Чтобы стать полит лидером, надо стать теоретиком. Возможность иных интерпретаций.

Марксизм разбросан по кружкам т его надо объединиться. Партию, нов какую. И как это объединить? И тут Ленин начинает выделяться как отдельно мыслящий человек-теоретик и практик

 

Партии нового типа.

-рабочего класса в России мало, рабочий класс в массе своей не грамотен и не образован, а большинство населения, если брать христианство не социалистично, не грамотно и тд.

-человек к себе социалистическое сознания выработать не может, поэтому это сознание нужно внести ИЗВНЕ и для этого нужна особая партия, задача которой вносить в сознание социалистическое. Если мы придем к власти то должны использовать ВСЕ методы и средства, чтобы навязать рабочим. Для того чтобы партия состоялась, нужен определенный тип партии. Эта партия состоит из нескольких структурных элементов. Это ядро должно состоять из профессиональных революционеров. Революционер как профессия. Человек, который в центре ничем не должен заниматься кроме как подготовки революционных действий. Для этого он много чему должен учиться.

Активно участвующая сфера-помощники. Следующее звено-сочувствующее(помогает деньгами, сочувствует вк борьбе с самодержавием)

-как это получить?

-это наша газета и туда будем публиковать только свою точку зрения. Концепт рождается к Ленина. Газета "искра". Создается впечатление, что эта точка зрения ; газета выходит целый год, потом Ленин говорит : учредительный съезд надо проводить. На съездах глаем только тех, кто разделяет искровскую точку зрения.

"Ленинизм"-три позиции

-крайнее стремление(радикализм) в отслаивании собственной полиции, нетерпимость других точек зрения

-переоценка возможности роли значения полит партии. И это представление о том, что социалистическое сознантя может быть привнесено и навязано извне.

Как Ленин будучи лидером и теоретиком в большевистской партии определяет суть политики и политического.

Политика-это борьба между классами; концентрированое выражение экономики; это доведение классовой борьбы до уровня диктатуры.

Политика-наука и искусство революционной борьбы.

Определяет политику как науку Ленин выделяет три оченьп адрые сферы:

1) политика -это четкие строгие научные взгляды о роли классов, классовой борьбе и т.д.

2)когда мы определяет политику как науку, политика это те сть наука как завоевывает и как удерживать власть. Это главный вопрос политики

3) признание политики как науки предполагает, что политика защищает отстаивает и выражает интересы самого передового класса, которым является пролетариат.

Что является главным в марксизме-доказательство гегемонии и пролетариата

А что такое политика как наука!?

Вопросы тактики политической борьбы. Рев политика предполагает, что революционер должен обладать всеми формами борьбы

Парламентская деятельность никогда неа может быть главной и определающей. Чтобы быть успешной, революционная практика должна быть гибкой и часто сменяемой,

 

 

Политические идеи в советском союзе в 20-30-е гг.

В 17 году в результате революции большевики пришли к власти в условиях общественной нестабильности. Они пришли к власти не имея устойчивой поддержки в большинстве общества. Большевистское руководство, которое оказалось у власти-не имело. Никакого опыта или направления.

Впервые у власти руководство, которое нигде и никогда не работали в полит правлении, они были полит публицистами или журналистами. Там не было людей с опытом полит руководства.

Эта партия перед важнейшими задачами: доказать, что то, что произошло в 17 году в Петрограде было революцией и более того, было революцией социалистической, до 23 года в большевистской литератур креолами термин полит переворот, а не соц революция.

 

Их нужно было убедить(неграмотных), что произошла соц революция и сто большевикин е случайно победили. Нужно было доказать, что большевики пришли надолго-навсегда, злободневные вопросы, на них надо будет ответить. А как...

 

14.10.13

Лекция

Чтобы понять характер решения большевиков. Надо вспомнить из представления о науке, научности и о том, в какой степени им требовались научные полит знания

 

Первая отличительная черта научного миросозерцания большевиков: деление на анаучные и донаучные. И донаучным было все, что вы сказывалось до маркса. Марксизм-это рубеж. Вторая позиция-большевики признавали возможность только одной интерпретации и одного понимания марксизма. Была все время в историибольшевизма некая полемика. Кто прав Ленин или Плеханов? Позиция(троцкий, Марков). У власти стали использовать инструмент власти и сам факт завоевания власти. Если я завоевал власть, то я прав. Если я проиграл, то я тотально не прав. Одна интерпретация. Источниками научных знаний в сфере общественных наук для большевиков были работы маркса и Энгельса. Во вторых-знания по истории международного рабочего движения. Это знания истории самой своей партии и наконец это собственная практика и первые опыты социалистического строительства. Но признавая эти компоненты в качестве определяющих мы должны видеть решение всех вопросов.

1) марксизм как теория часто сопротивлялся большевистской практики. Марксистские идеи возникали в иной среде(не только европейская, но и промышленная, это были страны и Германия и Франция, которые пережили уже не одну революцию, в России был опыт революции пятого года. Практика полит развития. Действовало избирательное право, а парламенты насчитывали столетнюю историю.

2) сам теоретический уровень был недостаточно высокий. Уровень грамотности и образованности, специфика деятельности не давала возможности полировать вещи. Марксизм как любая доктрина развивается.

Первая концентрация сил марксистов. Декрет о создании социалистической академии. В состав этой академии включаются все ведущие марксисты от Германии до китая. Академия и академики становятся центром концентрации людей, для которых марксизм может быть профессией.

-Это История мирового революционного движения.

-Это первая мировая война как война империалистическая и

- это история марксизма

 

Партийные школы были призваны готовить партийных работников. Краткосрочные курсы. Учили двум предметам. Либо истории большевистской партии, либо излучались произведения Ленина маркса и Энгельса. Не хватало преподавателей и тогда возникает вопрос что делать? И большевики утверждают учебное заведение : "институт красной профессуры". Важно воспитаны процессоров, учителей. Туда могли попасть люди со средним образованием.глгвное было иметь стад реальной партийной работы или участием. Гражданской войне на стороне красных. Нужно написать и защитить книгу.

Потом возникнет в нач маркса и Энгельса институт, где собирались и хранились произведения маркса и Энгельса.

 

 

Второе направление-устранение конкурентов. Начинается это с закрытия партий, газет и журналов, которые публиковали не марксистскую литературу. Завершается в 20-е годы, когда любое произведение от народной песни. Устранение конкурентов

Третий момент-выстраивание внутри партийной иерархии не только в сфере политики, но и в сфере теории. При большевиках, при их власти актуализируется идея, что быть полит лидером возможно только тогда, когда человек доказывет свое лидерство в теории. При жизни Ленина эта иерархия была встроена. Человеком номер один в партии и во власти был Ленин, человек номер 2- Троцкий. Дальше Зиновьев , бухарин, камнев. Со смертью Ленина ситуация обострилась. Полит лидерство в области теории марксизма. Для того, чтобы реализовать эту претензию, нужно было ответить на некоторые вопросы. Что такое марксизм? Определить в этом марксизме место Ленина. Потому что есть разные вещи: Ленин ленинизм-высшая ступень марксизма, это часть марксизма или вариант марксизма?

 

Григорий Зиновьев.

Занимал особое место в партии в среде наиболее авторитетных, старых большевиков, тех, кто вступили в партию до революции. И там не Троцкий был большим авторитетом, а Зиновьев. Зиновьев с Лениным хорошо общались, большая степень доверия. Авторитет Зиновьева был колоссальным. Зиновьев доверяю интеллигенции, пользовался авторитетом среди рабочих групп.

Том : "О ленинизме".

Зиновьев в отличие от Троцкого был менее талантливым и он первый будничнее на съезде заявил о том, что в стране не диктатура пролетариата, а диктатура партий на 13 съезде. В своем трактате о ленинизме. Основная часть первого тома-очерки статьи, было огромное предисловие, где он пытается ответить на наиболее сложные вопросы. Отвечает на вопросы то такое марксизм-Ленинизм и что такое ленинизм? Вторая поссылка более категорична и резка: суть посылки сводится к тому, что марксизм зародился в природе тв се до Ленина считали марксизм теорией и практикой развитых стран. А Ленин сделал марксизм к условиям страны, где Пролетариат абсолютное меньшинство. Где все остальное крестьянство. И таких стран большинство в мире: Китай ,Персия. Зиновьев делает вывод, что легиищм приспособление, адаптация марксизма в условиях страны, где Пролетариат не является большинством населения. Таким образом ленинизм проявляется вариантом марксизма, приспособление марксизма, когда Зиновьеву будут выносить приговор. Далее его идеЯ: попытка разобраться в том, что и кто определяет смысл революционного процесса. Зиновьев разворачивает это полотно.

-большевистской партия единственная сила, которая способна разрабатывать стратегию революции и революционной борьбы. Единственная. Поэтому в этом деле у него не может быть никаких союзников

-только большевистской партия может готовить, воспитывать и руководить революционным процессом через систему кадров. Кадровый вопрос очень серьезный для любой правящей партии. Вотс шел о первенстве. Нужно ставить во главе задачи специалиста, а вот в помощь ему давать идеолога марксиста. А была и другая точка зрения. Если человек не марксист, то нельзя доверять ему руководство. Зиновьев считал, что кадры должны быть преждев сего большевистскими:)

-именно большевистская партия является ответственной за реализацию, принятие, выработку тактических решений. Тактика и практика- это то , что позволяют большевикам возглавлять революционный процесс и руководить революционным процессом. Но главное в этих размышлениях идея о ленинизме, как о неразвитом пролетариате.

 

В 923 году несколько своих работ публикует

Троцкий лев Давыдович

Он прекрасно понимал, что он второе лицо в партии в стране, его вдохновил яла что вся армия и флот за ним. Революционные солдаты. Ему казалось,что он гарантирован от всех сюрпризов. Но он понимал, что есть неоторыев ели, в которых он уязвим и в 23 о он издает две книги,4 ада лось бы, никакого отношения не имеет к сегодняшнему дню. "О нашей революции" ,"905 год".

Во введениях он пытается и не боится поставить и ответить на самые сложные вопросы, он понимает, что прошло всего. 15-20 лет, когда Ленин писал о Троцком.

Троцкий не боясь пытается отвечать на возможные вопросы, которые сможет спровоцировать ленинская критика.

Он размышляет в сборнике о том, почему же Ленин и Троцкий политически разошлись. Он пытается объяснить, что их ра схождения были не политическими в прямом смысле слова, а они рождались разным опытом и разной мерой талантов, которой обладал Троцкий и Ленин. Троцкий выдвинул идею ПЕРМАНЕНТНОЙ(непрерывной) революции. Он писал о том, что революция 5 года, как революция буржуазная должна вызвать мировую революцию, а мировая революция снова вернется в Россию, где возникнет со революция, которая пойдет в мир.. Ему хватило ума сформулировать это, но не хватило понять, что еще не время для перманентной революции, и Ленин упрекает его за торопливость и залегание вперед.

Борьба двух талантливых людей. 1917гтд" сборник о нашей революции" , Ленин после февраля взял на вооружение партии теорию Троцкого о непрерывной революционном процессе, он пишет что Ленин разбольшевичился, что перестал быть большевиком и взял новую модель на вооружение. Дальше он выдвигает идею тихого восстания в феврале после революции 17 года в Петрограде стали создаваться советы рабочих депутатов и лидером петроградского совета становится Троцкий. В это время Ленин за границей. Троцкий возглавляет революционный реальный процесс -создание советов и отрядов красной гвардии и развертывание пропаганды среди солдат. Все это делает Троцкий до приезда Ленина. А в апреле, Ленин приехал и выступает со своими апрельскими цен сами, где и говорит о теории непрерывной революции, но временное правительство за ним уходит и он уходит в подполье. Троцкий берет под свой контроль телеграф, почту и мосты, солдатские горнизоны и тд. Когда Ленин возвращается из эмиграции, и выступает со своими известными тезисами о том, что сегодня надо брать власть, а завтра будет поздно. А Троцкий говорит, что все уже сделано. Ленин дает последний приказ, ибо все остальное сделано Троцким без кровопролития. Ленин сидит в Кремле и создает планы, которые Троцкий уже создает и реализует. Ленин говорит, а Троцкий делает. Создается образ двух вождей. Троцкий против Ленина ничего не говорит. Это такой тандем, без которого ничего не возможно, говорят ученые.

По Троцкому получается, что ленинизм это прежде всего теория, это теория революции, но центром и ядром являются идеи о перманентной революции. Это теория завоевания власти, ее удержания. А революционная практика-троцкизм.

 

Бухарин Николай Иванович

Он один из самых ярких, молодежных вождей большевистской партии, он любимец партии по слова Ленина. Много времени уже после победы октябрьской революции, бухарин полемизировал с Лениным по таким вопросам как поход к новой экономической политике, брестскогомира. Он стороне к радикальных взглядов, но современем бухаринское представление о Ленине и ленинизме начинает менятся. Сразу после нее, для него главное в ленинизме-учение о революционной насилии. Для него диктатура пролетариата это прежде всего форма насилия,но насилие абсолютного большинства над меньшинством. Исторически жто насилие совершенно оправдано. Он будучи главой левых коммунистов не считал, что октябрьская революция жизнеспособна. Но в 20 годы ситуация читает меняться и бухарин очень интересно эволюционирует, после смерти Ленина он больше всего читает его статьи и работы последних месяцев жизни. Когда усталый Ленинский мозг выдавал последние идеи. Последние работы были написаны не Лениным, а болезнью Ленина. Спрашива ленинизма -это его последние письма, речи, статьи-последние полгода. Он открывает для себя и для всех, что революция неизбежное насилие. Но главное у Ленина не насилие.

 

Две главные идеи; революция как особо культурный проект. И большевики взяли власть не для того, чтобы утверждать насилие , большевики взяли власть, чтоб с помощью этой власти создать новое качество жизни для людей. А в центре этого качества новый, более высокий уровень культуры.

Тут бухарин радикально расходится с Троцким. Троцкий говорит о том, сто каждое поколение проживает свою историю и решает свои задачи. Какого назначение? Главная цель -подготовка к мировой революции-к мировой революционной войне. Мы должны вырастить солдат, так как так распорядился история, именно этому поколению придется совершать революцию. Образование для солдат. Умереть за мировую революцию.

А бухарин говорит, что у Ленина главное не жто. Мы взяли власть для того, чтобы научить человека культурно жить. Мы должны человека научить мыслить по другому, мы должны научить его высотам культуры. Так как некультурный человек не способен оценить и понять, что он делает. Ленинизм учение о новом качестве культуры и жизни, а второе-самое главное и сложное-гениальное открытие Ленина о кооперации. Как научить крестьян к социализму.

Специфика труда должна самх крестьян подталкиваете к объединению-по Ленину. Вопрос о кооперации. Ленинизм это вершина созидательно гос троительста

 

21.10.13

Лекция

Сталин Иосиф

1879-1953

В 24 году работа об основах ленинизма, с 27 года его сборник "вопрос ленинизма"

Его взгляды постоянно эволюционировали. Эволюция позиций проходила по ряду новых направлений. До 17 года, сталин как Ленин как и многие лидеры большевиков исходил из убеждения в том, что российское государство-главный враг и главное зло. После победы социализма государство со всеми институтами должны уничтожать. Его оценки наиболее резкие и критические про Россию. С 18 года начинаются подвижки очень существенные. Сталин начинает говорить, что без государства мы не осуществим переход к социализму. Предлагая свое понимание ленинизма. Выдвигает учение о диктатуре пролетариата как главного системообразующего элемента. Пролетариат-новый тип социалистического государства. Необходимый инструмент строительства социализма. Свое понятие ленинизма сталин позаимствовал у Каменева. Он определяет ленинизм как теорию и практику пролетарской революции и диктатурой пролетариата в особенности. Власть в этом государстве диктатуры пролетариата он характеризует как насилие, принуждение, как политику, неограниченную никаким законом. Это социалистический лидер и марксист. Насилие большинства над меньшинством. Здесь большинство может не опираться на формальные рамки закона. Сталин говорит, что с по строением социализма классовая борьба не затухает, а наоборот, усиливается. Классовая борьба сильна, когда пролетариата большинство населения, а буржуазия томящими и значительная часть крестьянство-открытые враги пролетариата и тут понятно-классовая борьба. Система борьбы с возможной рабочей аристократией. Рабочая аристократия исчезает, а борьба остается. Когда класс открыто противостоять другому классу-с нем легче бороться так как позволяет себе действовать открыто. Чем меньше сил, тем более изощренным формам враг начинает прибегать. Он готов объединиться с кем угодно. Бухаринцы-крайне правые, а Троцкие-крайне левые. На Ленина враги готовили покушение. Чем физически слабее-тем изощреннее борьба. Это формула для сталина была логична. Так как от людей, осклабленных победами, он вполне ожидал любой формы сопротивление, и чем изощреннее она была.

 

Государство абсолютное зло, нужна диктатура пролетариата-это сверх ценность. Все из меряем; отношением борьбой и интересами. Это сила, неограниченная законом. Это эволюция, сталин 18 года и 37 года абсолютно разные теоретические мыслители.

Представление о возможностях построения социализма. Начинает сталин, как и все типичные марксисты ленинцы с представления о том, что проблема социализма возможна толькоа. Мировом масштабе или невозможна вообще.

4 наиболее развитых капиталистических государства. Ленин до 23 года надеялся на революцию в Германии. Красная армия в Берлине -соц революция в Германии.

В 23-24 гг радикальный перелом. Сталин не просто радикально меняет акценты, Сталин навязываем эти акценты всей партии. Сталин говорит, что социализм можно построить в отдельно взятой стране. Социализм может победить в отдельно взятой стране. Нужна индустриализация. Нужно осторожно втягиваться в программы экономического сотрудничества. Делает вывод, чтоб мы построили социализм. В 49 год это не только вопросы языкознания, он думает о полной победе коммунизма в нашей стране, он к 19 съезду готовит документы, связанные с полной отменой денежной системы и приусадебных участков. Возможность построения социализма- главный. Сталин эволюционирует и меняется теоретически.

 

Сталин в русский марксизм вошел как главный теоретик по национальному вопросу и совершенно не случайно. Сталин одним из первых написал по Ленину : марксизм -национальный вопрос. Главная мысль-классовая борьба выше борьбы национальной. Тут он дает определение нации и народности, что затем превратиться в классический марксизм. Долгое время Сталин будет здесь вполне однозначен и категоричен. Почему он не будет понимать Ленина до последнего шага. Сталин через Троцкого проводил опрос и боролся со всеми проявлениями признака национализма. Любой интерес к национально особенно у воспринималсч как главный вызов к советской власти.

Некие новые оценки к 30-м годам. Такие де нелепые как и идеи с возрастанием классовой борьбы. Но он всегда пытался не отходить от прищнания ценностей марксизма. Сколько бы мы не перечитывали Маркса, Энгельса и Ленина. Народы нации прогрессивные, могут быть реакционные, у Гегеля мы находим в исторических и не исторических народах. Внутри себя начинает проводить очень жесткую иерархию. Внутри мира выстраивает народы по иерархии. Русский народ - главное качество- ТЕРПЕНИЕ(я точно не русская).

Далее появляются нац герои. Главный враг -англичане, к Америке относился нормально, так как похожи на русских. Немцы-народ предатель.

Вывод: в центре политики для сталина в качестве базы -интересы и задачи классовой борьбы Всемирного укрепления и защиты диктатуры пролетариата.

 

Формирование и развитие политической науки в США.

20 век-американский век. Политология там быстро и интенсивно развивалась. В литературе нет единства мнений об этапах и содержания процессов ее развития, есть точка зрения курения, что американская полит наука прошла три этапа: с 18 века; конец 19; 20-30-г и по сей день-третий этап.

Есть другая позиция-классики: СОМЕТ и Томенхаус.

В своей работе полит исследования предлагают дурную периодизацию.

1 этап. До начала становления науки-810 год, когда формируется общество полит исследований и продолжается этот этап по 903 год. В 903 году полит наука начинает распространятся в университетах.

2-3этап:Далее период продолжается по 45 год и с 45 года по настоящее время развивается современная политическая наука.

 

1825 год верджинский университет- кафедра философии морали. Для американского интеллектуализма две особенности: усиленная морализация. Предполагалось, что любая исследовательская деятельность уешь тогда, когда одно сделать моральные выводы. Впервые в Америке там были поставлены курсы: полит экономия, курс полит проблем. Стержень полит проблематики-разбор полит актов и документов, которые способствовали распространению нравственности в американском варианта. В каком случае экономика может быть современной? Морализаторство -заимствовали в Германии. Они первою или мысли, идеи, профессоров. Нарастающий и усиливающийся американизм, который доходил до примитивных вещей. Курсы по международным отношениям и по внешней политике очень любили. Если на конгрессе не обсуждается проблема-значит ее нет. Это американизм 19 века классический

С 25-37 год по образцу немцев на кафедрах, которые занимаются конституционный правом, начинают ставится предметы по философии и экономии. Отсюда вырастает политология.

Франц либер впервые в колумбийском университете создает кафедру науки, которая преобразуется в первую высшую школу полит науки. Первый журнал полит наука. Чрезвычайно важно было определить предмет полит науки и вычленить ее проблемное поле, т. Е какие вопросы и проблемы должна решать наука. Майкл смит 86 год, пишет большую книгу: изучение государства и политики США. Второй автор-джордж барджоли пишет книгу полит наука и сравнительное конституционное право в США.

Смит исходит из того, что полит наука своего особого поля проблем не имеет, в центре полит науки-генезис государства, но полит наука -новый метод проблемы генезиса. Особенность метода . Гос институты, их взаимодействие и нарастание и усиление их влияния. Вопрос о разделении властей. В теории это иногда решить гораздо проще. Американцы столкнулись с множеством проблем, государственность росла с низу. Есть одни и те же институты на уровне штата и на уровне низшем. Полиция например. Есть законодатель федеральный и штатный, законодатель штата не может противоречить конституции. Если противоречит законодательству федеральному , а институтам не противоречит. Политика -метод изучения конституций и метод противодействия.

 

Барджоли говорит о том, что главная задача не изучение гос институтов, а изучение гос права, конституция как закон и конституционное право как проблемы интерпретации и права имеет разные аспекты. Чистый юридический аспект чтения, понимания и согласования тех статей конституции, которые есть как конституционный прок. Но должна быть еще наука, которая должна думать как с учетом конституционных норм вести сознание. Ваше право соблюдено или не соблюдено? У вас есть право на образование. Культурная эволюция и ликвидация неграмотности. Право на безопасность. Изучение конституции и конституционного права. Политология -особая наука, которая должна изучать господствующие доктрины, степень из понимания и возможности ли невозможности из реализации. Политология-наука об идеологии государственной, конституционной.

Политика -особая наука о понимании идеологии доктрин

Смит пытается найти и создать золотой фонд политической мысли, на который может опираться американская полит наука, и в такой фонд попадают несколько авторов: Локк и Монтескье; это классики по мнению американских исследователей, кто тип мышления. Адамс , Гамильтон и Джефферсон -основоположника правовой американской мысли. Лидер американского конституционализма - вильсон маршал

 

28.10.13

Америка в конце 19 века-страна-загадка. Франция и Америка.

Америка начинает выбрасывать на европейские рынки зерно, вытесняет русскую пшеницу. В России выращивают мягкие, от которых полнеют, а Америка привозит дешевую и твердую пшеницу,

Сами американцы пытаются ответит на вопрос: что такое Америка откуда и как возникла. Америку нельзя изучать и пониматься. Помощью европейских приемов познания. Нас сейчас интересует первый этап

1903-1921 г

Молодая полит н







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.