Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение истории Беларуси во ІІ половине 50-х – І половине 80-х годов ХХ в.: общественно-политическая и культурно-религиозная проблематика.



Слабо изученными в этот период оставались вопросы, связанные с политикой царизма, общественно-политическими и национальными движениями, деятельностью православной, униатской и католической церквей. Традиционный пророссийский уклон имеет книга Карнейчика «Белорусский народ в Отечественной войне 1812г.» (1962) – единственная в белорусской историографии по этой проблеме.

Первым значительным исследованием крестьянского движения на Беларуси была монография Шабуни (1962), в которой рассмотрены выступления 1900-1907г.г. и на относительно широкой документальной основе разработана их статистика по видам и формам борьбы. Этой же проблеме межреволюционного периода (1907-1917г.г.) посвящены книги Липинского и Лукьянова (1964) и в значительной части Солодкова (1967), который вместе с этим показал и рабочее движение.

Сталинской концепции про 2 лагеря в общественно-политическом движении и большевистскую партию как единственного руководителя революционного лагеря придерживались и авторы многочисленных публикаций по истории большевизма на Беларуси (Мешков, Шкляр, Ефремова и др.). Попытки новых, более объективных подходов к оценке большевистской и так называемых непролетарских партий, их роли и влияния на народные массы проявились в исследованиях Салашенки «От народничества до марксизма» (1971) и Короля «Большевики Беларуси в революции 1905-1907г.г.» (1986). Значительные шаги к возобновлению исторической правды в освящении социально-демократического и рабочего движения сделаны в монографиях Бича «Развитие социал-демократического движения на Беларуси в 1883-1903г.г.» (1973), «Рабочее движение на Беларуси в 1861-1904г.г.» (1983) и др. публикациях.

Во вт. пол. 1950-х и в 1960-е годы развернулись исследования по истории восстания 1863-1864г.г. в Польше, на Беларуси и в Литве. Совместными стараниями историков этих стран, а также России было подготовлено фундаментальное издание на русском и польском языках серии томов документов и материалов по этой проблеме, в т.ч. 2 тома, которые касались Беларуси и Литвы. В 1959г. в Москве и в 1963г. в Минске вышли книги Смирнова, посвященные Калиновскому, в 1962-63 – монографии «Революционные связи народов России и Польши, 30-60г.г. 19в.» и «Восстание 1863г. в Литве и Беларуси».

 

23. Общественно-политические и социокультурные условия развития историографии истории Беларуси во ІІ половине 80-х годов ХХ – начале ХХІ в.

Качественно новый период в развитии белорусской историографии начался в связи с распадом СССР и становлением суверенной и независимой Республики Беларусь. Был ликвидирован диктат в исторической науке идеалогических структур КПСС-КПБ и монополия марксистско-ленинской методологии.

Происходит постепенное возрождение исторического плюрализма. Максимально раскрываются архивы. Расширяется исследовательская тематика: белорусская иммиграция, история БНР. Расширилась белорусская периодика, стали появляться энциклопедические издания. Устойчивым явлением стали научные конференции.

Ермалович “По следам одного мифа”. В своей работе он концентрирует локализацию Литвы на территории Беларуси (ложная теория).

В нач. 90-х годов была сформулирвоана “национальная” концепция в истории Беларуси. Большой вклад внес М.О.Бич “Об национальной концепции истории и исторического образования”. В ней говориться, что пора сформирвоать свою национальную белорусскую историографию

 

24. Разработка национальной концепции белорусской истории в начале 90-х годов ХХ в.: работы М.О.Бича.

В 90-х годах 20в. сформулирована национальная концепция истории Беларуси. В разработке этой концепции большой вклад М.О.Бича. Новую концепцию он видел в следующем:

· пора сформулировать свою национальную историографию (предложил темы, которые необходимо пересмотреть);

· существуют универсальные принципы, характерные для любой историографии: департизация, деидеологизация;

· плюрализм в методологии (разнообразие концепций);

· необходимо изучать свою историю в мировом и национальном контексте.

Бич предложил на всех уровнях школы с 5 по 11 класс преподавать историю Беларуси, а также разработал в каком соотношении с всеобщей историей ее преподавать.

М.О.Бич защитил диссертацию по истории РСДРП(б). В этой работе он не нашел чисто большевистских организаций на Беларуси, социал-демократия Беларуси была либо еврейская, либо других организаций, но не большевистская.

Затем он занимался исследованием истории рабочего движения: «История рабочего класса в БССР».

Также Бич пишет ряд робот и сборников документов по восстанию 1863г. («Крестьянское движение в период восстания 1863г.»).

Он занимался исследованием культурологической проблематики (Скорина, его соратники и последователи).

 

 

30. Белорусская историческая школа в эмиграции.

Зарождение национальной историографической концепции в эмиграции связано с возникновением политического течения после восстаний 1794, 1830-31, 1863-64г.г., а становление – с организованным белым заграничным движением после установления на Беларуси советской власти.

Деятели белорусского национального движения начала 20в., создатели БНР Крачевский, Ластовский, Луцкевич, Цвикевич и др. стали за границей исследователями и популризаторами истории своего народа. Основание в 1920-е годы заграничных организаций в Чехословакии, Литве, Латвии, США, белорусской периодической печати и книгоиздания, деятельность Белорусского научно-краеведческого товарищества в Литве, Белдорусского научного товарищества в Риге содействовали появлению новых научных и публицистических работ по отдельным аспектам истории Беларуси – по белорусскому национальному движению Варонки (Ковно, 1920), взаимоотношениях белорусов и поляков через призму возрождения Беларуси Езавитова (Ковно 1919) и Цвикевича (Берлин, 1921) и др.

Традиции национальной историографии после Второй мировой войны продолжали ученые , одни из которых оказались в эмиграции в качестве зрелых исследователей (Адамович, Станкевич, Калубович и др.), другие получили историко-философское или другое образование на Западе и обратились потом к изучению истории и культуры Беларуси (Запрудник, Кипель, Садовский и др.).

В 1950-е годы сформировались национальные научно-культурные центры в США, Великобритании, Германии. Для поддержки, оживления и координации белорусской культурно-научной работы в эмиграции в 1951г. в Нью-Йорке основан Белорусский институт наук и искусства, котрый издает годовик “Записи”.

Исследователи в эмиграции оформляли концепцию исторического развития Беларуси, котораяч коренным образом отличалась от той, которая до последнего времени существовала в белорусской советской историографии. Ученые обращались к кардинальным, сложным вопросам, которые по причине притеснений официальной идеалогии замалчивались или искажались на Родине: истоки государственности белорусского народа; ВКЛ и его национальный характер; развитие национального движения и национального государственного возрождения в 20в. (БНР, БССР); причины антисоветских протество и вооруженных выступлений на Беларуси; массовых репресий в 1930-е годы и их итоги и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.