Анкета испытуемого ---
Фамилия, имя, отчество................
Школа .............................................
Класс...............................................
Дата.................................................
1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже вас больше всего интересует:
а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
б) точные науки (математика, физика);
в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);
г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?
10. Какую профессию вы решили избрать?
11. Наметили ли вы пути ее получения?
12. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?
13. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
14. Что привлекает вас в избранной профессии:
а) условия труда;
б) сам процесс трудовой деятельности;
в) высокая материальная обеспеченность;
г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
д) спокойная работа;
е) высокая степень ответственности;
ж) самостоятельное принятие решений;
з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций; и) контакты с людьми;
к) возможность творческой деятельности;
л) частые командировки;
м) возможность создавать что-либо своими руками;
н) работа на свежем воздухе;
о) романтичность;
п) полезность результатов;
р) независимость;
с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);
т) близость к месту жительства;
у)......................................
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ № 11 – 13 (6 ч)
Тема: Подросток
Практические и тестовые задания из книги Е.А. Сорокоумова «Возрастная психология» краткий курс 2009г.
Страницы и задания 201-208.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ № 14 – 18 (10 ч)
Тема: Подросток, ранняя юность и профориентационная направленность
Тест ДДО
1а. Ухаживать за животными.
| 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
|
2а. Помогать больным людям.
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
|
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
| 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу).
| 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
| 56. Обсуждать художественные книги.
|
6а. Выращивать молодняк — животных какой-либо породы.
| 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
|
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.
| 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспортным средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.).
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.).
| 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов.
|
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.
| 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
|
10а. Лечить животных.
| 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
|
11а. Выводить новые сорта растений.
| 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)
|
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.
| 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
| 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
|
15а. Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
| 15б. Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые.
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
| 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
| 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.
|
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей в театры., музеи, на экскурсии, в туристические походы и т. п.
| 18б. Играть на сцене, принимать участи в концертах.
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
| 19б. Заниматься черчением, копированием, чертежи, карты.
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений с вредителями леса, сада.
| 20б. Работать на клавишных машинах, (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
|
ЛИСТ ОТВЕТОВ ДДО
|
1а
| 1б
| 2а
| 2б
| 3а
|
3б
| 4а
| 4б
| 5а
| 5б
|
6а
|
| 6б
|
| 7а
|
| 7б
| 8а
|
| 8б
|
| 9а
|
| 9б
|
|
10а
|
|
| 10б
|
|
11а
| 11б
| 12а
| 12б
| 13а
|
13б
| 14а
| 14б
| 15а
| 15б
|
16а
|
| 16б
|
| 17а
|
| 17б
| 18а
|
| 18б
|
| 19а
|
| 19б
|
|
20а
|
|
| 20а
|
|
Напоминаем, что вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек—природа» (П), во втором — «человек—техника» (Т), в третьем — «человек—человек» (Ч), в четвертом — «человек — знаковая система» (3), в пятом — «человек — художественный образ» (X). Эти буквенные обозначения вписываются экспериментатором в верхнюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.
ВОПРОСЫ ТЕСТА по срезу знаний в лаб. занятиях
ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ
Тест состоит из 31 заданий. На выполнение теста отводится 120 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Вопросы задания могут иметь несколько форм:
а) закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;
б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;
в) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонки) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;
г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.
ТЕСТ
1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает
а) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.
2. Выберите и вставьте правильный ответ:
… - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.
3. Вставьте правильный ответ:
Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.
4. Установите соответствие между авторами и теориями:
а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.
- - -
1) Э. Эриксон.
2) Ж. Пиаже.
3) Л.С. Выготский.
5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;
б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами;
в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;
6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно.
Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?
7. Выберите правильный ответ:
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются
а) зоной актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной перспективного развития.
8. Выберите и вставьте правильный ответ:
Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.
а) закономерности;
б) функции;
в) характеристики.
9. Вставьте пропущенное слово:
… - это первая социальная потребность человека.
10. Установите соответствие:
а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.
б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.
в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.
г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
- - -
1) Конструирование.
2) Сюжетно-ролевая игра.
3) Труд.
4) Учебная деятельность.
10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);
б)фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому);
в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);
г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).
11. Кто автор этой теории?
Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.
14. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.
15. Вставьте правильный ответ:
… - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
16 . Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.
б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.
в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами .
- - -
1) Наглядно-действенное.
2) Наглядно-образное.
3) Словесно-логическое.
17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
б) переходят во внутренний план;
в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.
18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
19. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
20. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.
а) учебные действия;
б) манера поведения учителя;
в) действия осознанности.
21. Вставьте правильный ответ:
В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.
22. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:
- - -
1) младший школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.
23. Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания:
а) интерес подростка к собственной личности - эгоцентрическая доминанта;
б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) - доминанта дали;
в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика.
24. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.
Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.
25. Выберите правильный ответ:
Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:
а) притязание на признание среди подростков:
б) похвала родителей;
в) желание получить хорошую оценку.
26. Выберите и вставьте правильный ответ:
Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы:
а) дружбы;
б) сплоченности;
в) доверия.
27. Вставьте правильный ответ:
Старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности» ( Л.И. Божович).
28. Установите соответствие:
Преобладающий мотив учения:
а) Практический мотив (связь с профессией).
б) Чтобы быть не хуже других.
в) Мотив получения хорошей оценки. Возраст:
- - -
1) Младший школьник.
2) Подросток.
3) Старший школьник.
29. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):
а) самоопределение;
б) чувство взрослости;
в) произвольность.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.